Готический стиль в западноевропейском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Работа содержит 1 файл

Готический стиль.docx

— 22.62 Кб (Скачать)

Готический  стиль в западноевропейском искусстве 

На смену  романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования  общественных отношений приходил новый  стиль – готический. В этом стиле  стали исполняться в Европе религиозные  и светские здания, скульптура, цветное  стекло, иллюстрированные рукописи и  другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое  искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и  продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально  слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры  и искусства средних веков, которые  считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического  средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время  период готики считается одним из выдающихся в истории художественной европейской культуры.

Основным  представителем и выразителем готического  периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя  в средние века, который и обеспечил  развитие этой новой для того времени  архитектуры и достиг ее полнейшей  реализации.

Эстетическое  качество готической архитектуры зависит  от ее структурного развития: ребристые  своды стали характерным признаком  готического стиля. Средневековые  церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они  стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению  здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы  держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые  своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и  универсальнее (поскольку мог иметь  много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические  церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших  соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью  использованы преимущества нового готического  свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие  усилия от сводов концентрируются в  узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко  нейтрализованы с помощью контрфорсов  и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры  могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле, поэтому произошла настоящая  революция.

С приходом готического свода изменилась как  конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали  намного более динамичными и  экспрессивными. Первым из больших  соборов был собор Парижской  богоматери (начат в 1163). В 1194 году был  заложен собор в Шартре, что  считается началом периода высокой  готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих  точно сбалансированных пропорциях, Реймский собор представляет собой  момент классического покоя и  безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная  черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора  Реймского собора. Принципиально  новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских  готических соборов размещалось  в качестве украшений громадное  количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования  католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах  по обеим сторонам от входа. Поскольку  они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие  монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с  римских времен. Самые ранние из дошедших до нас – статуи-колонны  в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют  форму колонн, к которым они  были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают  ощущение грации, извилистости и свободы  движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации  в первых десятилетиях XIII века в  больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции  свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18–20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском – до 38 и, наконец, в Амьенском – до 42 м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.

Готические  соборы не только высоки, но и также  очень протяженны: например Шартрский  имеет в длину 130 метров, а длина  трансепта – 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей  мере полкилометра. И с каждой точки  собор смотрится по-новому. В отличие  от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих  частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены  не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с  аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная  игра ажурных форм. И все это  пространство обитаемо – собор и  внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около  десяти тысяч одних статуй). Они  занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор – это целый  мир. Он и действительно вобрал в  себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит  над городом, и перед ним меркнет  архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще  более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам  Сены. Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр  всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой  деятельности, то в соборе, кроме  богослужения происходили театральные  представления, читались университетские  лекции, иногда заседал парламент, и  даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так  велики, что все население города не могло его заполнить. Возле  собора, как правило, располагались  торговые ряды. Потребности городской  жизни побудили преобразовать замкнутый  толстостенный, крепостного типа романский  собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед  за конструкцией произошло и изменение  архитектурного стиля. Поворот к  готике начался с архитектуры, и  лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура  неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля  и готики, то кажется, что они противоположны. Одни – представители массивности, другие – легкости. Но если взять  сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все  это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при  такой системе перекрытий не мог  быть достаточно просторным внутри –  он оставался узким и темным. Мысль  зодчих идет к тому, чтобы расширить  и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Вся  воздушность, вся сказочность готического  строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы  постройки. Средневековые зодчие с  гениальной интуицией применили  здесь закон параллелограмма  сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем  делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки  статуй, а окна – для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые  художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось  и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти  сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как  в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Что же представляли собой средневековые  города? Основная масса городского населения представляла собой самые  мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго – десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний – конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский – выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим  объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто  миндалевидные глаза, расположенные  пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических  форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Одним из самых красивейших и величественнейших  соборов времен Готики был признан  Амьенский собор.

Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых  крупных во Франции (длина 145 м).

Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его  преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного  фасада и некоторые другие части  здания.

Основные  черты великих французских соборов  эпохи высокой готики сложились  в архитектуре соборов Шартра и Реймса.

Собор Нотр-Дам в Амьене является одним  из наиболее смелых, изящных и гармоничных  архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся  три скульптурных портала; центральный  портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея.

Начиная с 1292 боковые нефы стали расширяться  благодаря пристройке капелл (среди  них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры  пламенеющей готики). Восточная часть  короткого, но широкого трансепта и  просторный хор освещаются через  окна трифория. В обходную галерею  хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи.

Внутреннее  пространство Амьенского собора, высокое  и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным.

(В марте  1918 собор сильно пострадал от  обстрела немецкой артиллерии, позже  он был восстановлен, а во время  Второй мировой войны, к счастью,  потерпел лишь незначительный  урон.) 

4. Единство и противоположность  Романского и Готического  стилей 

Творческие  поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего  требованиям церкви, подымавшего  престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет  новой городской культуры, выражавшего  собой самые возвышенные и  дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над  городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного  фасада – порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад – нарастает  мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор  не довлеет своей массой над кишащим  внизу городом, но возносится и парит  над ним. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о  новых вкусах в архитектуре и  искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны – в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Хотя  крупнейшие романские храмы могли  успешно соперничать с готическими  соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели  возникновения готики сразу же увидели  в ней значительное нововведение, новый художественный стиль.

Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской  эпохи. Весь двухвековой романский  опыт строительства и украшения  церквей и полное утверждение  величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готические  архитекторы следовали выработанному  в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской  иконографической традиции выросла  стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое  поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю  сложность их взаимоотношений друг с другом.

Готика  развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому  неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и  экономические причины, но также  и то, что Иль-де-Франс был одним  из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль  не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические  архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость  внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила  молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере  творческих поисков, свободной от давящей  власти старых укоренившихся художественных представлений.

Информация о работе Готический стиль в западноевропейском искусстве