Готический стиль в архитектуре Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является отображение развития готического стиля в Европе со времен его зарождения во Франции в середине XII века и до наших дней. Объектом нашего исследования является готический стиль в целом, а предметом – готический стиль в Европе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Готический стиль а архитектуре Европы……………………………………..5
2. Французская готика…………………………………………………………….8
3. Английская готика…………………………………………………………….11
4. Готическая архитектура в других странах ………………………………….14
5. Светские сооружения эпохи готики ………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список.……………………………………………………20
Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная МХК.doc

— 677.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Готический стиль а архитектуре Европы……………………………………..5

2. Французская готика…………………………………………………………….8

3. Английская готика…………………………………………………………….11

4. Готическая архитектура в других странах ………………………………….14

5. Светские сооружения эпохи готики ………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………19

Библиографический список.……………………………………………………20 

Приложение    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Искусство средневековья долго оставалось непринятым.

      Вот как характеризует Гоголь средние  века: «...величественные, как колоссальный готический храм, темные, мрачные, как  его пересекаемые одни другим своды, пестрые, как разноцветные его окна и куча изузоривающих его украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы и стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем» [11].

      В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое  зодчество.

      Изучением готического стиля в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Храмовые постройки обрели  готическую вертикаль. Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Помещения стали казаться более светлыми и просторными,  стены стали незаметны. Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового  города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора избавилась от своей тяжести, ажурно прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала.

      Готическая  архитектура вызвала восторг. Об этом так писал Гоголь: «Была архитектура необыкновенная... – мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно бросалась на все, алчно перенимала все чужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским или одевала их по своим формам, – Европа не знала, что среди ее находятся чуда... что в недре ее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне «реют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера. Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображение человека. Ее напрасно производят от арабской, идеи этих двух родов совершенно расходятся: из арабской она заимствованна только одно искусство – сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость; но сама эта роскошь украшений вылилась у ней в совершенно другую форму».             

      Целью нашей работы является отображение  развития готического стиля в  Европе со времен его зарождения во Франции в середине XII века и до наших дней.

      Объектом  нашего исследования является готический стиль в целом, а предметом  – готический стиль в Европе.

      В соответствии с поставленной целью  и определенными предметом и  объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Описание различных готических архитектурных ансамблей.
  2. Отображение новых элементов в храмовой системе.
  3. Выяснение, насколько широко исследуемый нами стиль нашел свое место в храмовых застройках исследуемых стран.
  4. Исследование национальных особенностей готического стиля в различных государствах.
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Готический стиль в архитектуре Европы. 

      «В  ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над  головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет, – весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека», – так характеризовал Гоголь готическое течение.

      Усовершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.

      Создание  высочайших крестовых сводов на стрельчатых  ребрах, или нервюрах (арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода) принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов – полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы – контрфорсы (вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию) боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, – все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.

      Лишившись толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания. Все здание свелось к остову – в преодолении тяжести разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

      Об  эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции  свидетельствует ее выразительность. Вот ее результаты в точных цифровых данных: в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, высота 32 м, в Реймском – 38 м, в Амьенском – 42 м.

      Готические  соборы не только высоки, но и протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта – 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому, т.е. готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше  – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор – это целый мир. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора располагались торговые ряды.

      Вся воздушность, вся сказочность готического  строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна – для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники любили чистые, яркие краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

      Соборы  возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических  соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, мыслилось как энциклопедия средневековых знаний, подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Например, Парижский посвящался богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский – выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

      Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Французская готика.

      `Более  трех столетий продержалась готика  во Франции: последняя треть  XII и первая четверть XIII в. –  ранняя готика; с 20-х гг. до конца  XIII в. – зрелая, или высокая,  готика; XIV – XV вв. – поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.

      Готическая  конструктивная система сформировалась на основе архитектурных экспериментов норманнских мастеров.

     Применение  нервюрных сводов предполагало заимствование  пучковых опор, но без их массивности. В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них, что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бóльшая устремленность ее ввысь. [8]

      Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери, знаменитый Парижский Нотр-Дам. Собор был  построен на месте христианской базилики. Его строительство было начато в 1163 г. в период деятельности епископа Мориса де Сюлли, и закончилось в 1345 г. XIV в.

      Нотр-Дам  – это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещающая около 9000 человек. Длина базилики – 129, она  имеет 5 продольных нефов.

      В храм ведут 3 входа портала, обрамленные  уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, всего 28 фигур. Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками.

     Чтобы становившиеся все более тонкими  стены могли нести тяжесть  обширных сводов, была создана система  контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора свода эти висячие арки, или аркбутаны, могли противостоять давлению ветра на высокую кровлю, возведенную над сводом.

     Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны  и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из камня, а почти всю поверхность наружных стен – в окно. Тонкие свинцовые перемычки разделяли кусочки цветного стекла, из которых были составлены помещенные в оконные рамы панно – витражи.

     В церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный и боковые нефы, а также по вертикали – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную схему.

     На  плане готического собора видна  паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать глаза все выше. [2] Таким образом, собора в Шартре – яркий образец готической скульптуры. Он славится своими витражами, которые занимали площадь более 2,5 тыс. кв. км.

     Формирование  готики пришлось на вторую половину XII в. В то время главный неф часто перекрывали шестичастными нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад и верхним ярусом клерестории находилось еще два яруса – галереи и трифории (впоследствии, в эпоху высокой готики, будет принята трехчастная схема).[1] К первой половине XIII в. композиционную схему готической церкви можно считать сформировавшейся.

     В самой Франции на продолжении  XIV в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией, которая велась на французской территории. В XV в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший художественный уровень и техническую виртуозность.

Информация о работе Готический стиль в архитектуре Европы