Городская и сельская культура: обособление и взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:01, доклад

Описание работы

Деление культуры на городскую и сельскую имеет свою специфику: национальную, территориальную, историческую. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Городская и сельская культура.docx

— 164.13 Кб (Скачать)

Городская и сельская культура: обособление и взаимодействие

Деление культуры на городскую и  сельскую имеет свою специфику: национальную, территориальную, историческую. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности.

Для социологии особенно важны способы  взаимодействия, диалога или конфликта  этих «подкультур» внутри «большой» культуры. Поэтому целью этой темы является анализ данной проблемы с помощью выделения двух векторов в развитии отношений между культурами жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции (как самостоятельные культуры), и в направлении к сближению (их взаимодействие).

Первый вектор характеризуется, прежде всего, стремлением городской и  сельской культуры к самоизоляции, обособлению. Каждая из этих культур имеет свои особенности и отличия, которые и являются границами между гродом и селом.

Городская культура - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров.

Городской образ жизни в стране обуславливается и характеризуется:

  • занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой;
  • относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга;
  • значительным расстоянием между жильем и местами труда;
  • изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха;
  • большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; высокой плотностью человеческих контактов.

Характерная черта городской жизни  и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие  расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах). Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.

Деревня отличается от города меньшей  степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре  и образе жизни населения.

Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган занимался изучением особенностей сельской культуры, среди которых можно выделить:



1. Неравномерная загруженность  аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда  в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня 



2. Персонификация межличностных отношений, т. е. все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, соседит, д.).



3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.

4. Особое качество межличностных  отношений в деревне основывается  на подчеркнутой грубоватости  и фамильярности обращения друг  с другом Обращение на «Вы»  считается городской чертой, признается  «тыканье» и обращение друг  к другу по имени (часто уменьшительному:  Федька — Васька) или только  по отчеству, которое выполняет  функцию имени (Иваныч, Кузьмич). 



5. В потоке информационного обмена  в деревне ведущую роль выполняют  местные слухи, местная интерпретация  исторических и общегосударственных  событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной. 



6. Практически всем жителям деревни  присущ ограниченный жизненный  опыт: мало кто из сельчан, особенно  в прежнее время, покидал границы  своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни. 





8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды. 



9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде. 



Одна из центральных проблем  развития культуры — взаимодействие традиции и новаторства – отражена во взаимодействии городской и сельской культуры, что обуславливает второй вектор.

Основной конфликтогенный потенциал  культурного взаимодействия в 21 в. связан именно со столкновением городской и сельской цивилизаций.

Наличие этого «подстилающего»  конфликтогенного пласта чрезвычайно  обостряет всю проблему межкультурного взаимодействия, особенно в условиях массовых миграций. Оно усложняет поиски новой культурной идентичности,

Основной причиной миграции в город  служит неудовлетворенность качеством  культурной жизни на селе, поэтому  число деревень неизменно становится все меньше и меньше.

Решением этой проблемы может быть проведение комплексных мероприятий  по защите окружающей среды, создание достаточного числа рабочих мест, возможность выбора различных профессий, создание разных видов культурной деятельности. Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.

в наше время актуальной и важной является проблема исчезновения  сел и деревень, их культурное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями.

Отличительной особенностью городской  культуры выступает одиночество  в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно  заниматься сомнительными и преступными  делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо  большим числом вредных и канцерогенных  веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

Сельская культура отличается от городской не только и не стольк по количественным параметрам основных ее составляющих и структуре, сколько по технико-организационным, пространственно-временным и функциональным характеристикам.

Следует отметить, что сельская традиционная культура, в отличие от городской, ориентированной преимущественно  на создание искусственной среды  обитания, всегда была ориентирована  на природу (в широком смысле этого  слова) и стремилась гармонизировать  свои отношения с ней. Этим определяются ее несомненные преимущества над  городской в решении некоторых  проблем. В качестве примера можно  привести ее более высокую экологическую  чистоту среды обитания, большую  соразмерность антропоморфным характеристикам  человека.

При изучении процесса взаимодействия городской и сельской культуры всегда необходимо помнить, что не только город  пришел в деревню, но и деревня "пришла" в город.

 




Если для сельской культуры характерно триединство — единство места  работы, места жительства и места  отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.


Информация о работе Городская и сельская культура: обособление и взаимодействие