Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании гендерных стереотипов, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, а также о существующих между ними различиях.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

     • объяснительная функция,

     • регулятивная функция,

     • дифференцирующая функция,

     • ретрансляционная функция,

     • защитная или оправдательная функция.

     Объяснительная  функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

     Регулятивная  функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим.

     Таким образом, стереотипно приписываемые  качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными  регуляторами поведения.

     Дифференцирующая  функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

     С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и  максимально возрастают различия между  членами разных групп. Если мужчин и  женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин – как низкостатусную группу.

     Естественно, что при этом различия между двумя  группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) – лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»». Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин – слабость женщин).

     В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

     Ретрансляционная  функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. – в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

     Защитная  или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами»

     С ее помощью может быть оправдано  неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным  является восприятие женщин, как «биологически  более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

     Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов  о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

     Таким образом, гендерные стереотипы выполняют  ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Гендерные стереотипы русских и скандинавов в литературных источниках 

2.1 Русские сказки

     В сказках зафиксированы представления о мужественности и женственности или гендерные стереотипы. Они усваиваются в период раннего детства, когда происходит процесс гендерной идентификации.

     Гендерная идентификация - "процесс, посредством второго дети приобретают характеристики, установки, ценности и поведение, которые общество определяет как соответствующие их полу и которые проводят их к усвоению ролей и ответственности, предписанных мужчинам и женщинам, и к развитию навыков, необходимых для эффективного выполнения своих ролей".

     Исследователи выделяют следующие структурные компоненты стереотипа, описания которых можно найти в текстах;

     - физические, психологические и личностные черты, предписанные мужчинки и женщинам;

     - роли, сформулированные как знания, навыки, умения, характерные для  мужчин и женщин как в общественной, так и в частной сфере;

     - особенности воспитания мальчиков  и девочек; 

     - социальная позиция мужских и  женских персонажей в отношениях власти и управления.

     Анализ  различных вариантов сказок дает следующие черты, выделяемые как  характерные для разных полов:

  1. Мужской образ:

     - почти во всех случаях мужчина выполняет функцию обеспечения семьи, он - "добытчик", большую часть времени отец проводит за пределами дома, он не участвует в домашних делах, его обязанности ограничены материальным обеспечением семьи и выполнением государственных дел;

     - образ идеального жениха - это "барин - богатый, кудрявый, молоденький";

     - герой влюбляется в прекрасную девушку и женится на ней, а согласие девушек может и не требоваться. Например, царь и~ сказки "Василиса Прекрасная" как увидел девушку, которая сшила ему сорочки, "так и влюбился в нее без памяти: "Нет, красавица моя! Не расстанусь я с тобою: ты будешь моею женою..." Берет Василису за руки белые, сажает рядом с собою,... и вскоре свадьбу сыграли";

     - положительный образ - сильный доминирующий мужчина, глава дома;

     - образ героя-богатыря, должен обладать  физической силой и такими качествами, как агрессивность, настойчивость,  решительность, твердость, бескомпромиссность;

     - в некоторых текстах не выявлено поощрения мужского трудолюбия (Лень является нормой для главного героя: "День-деньской лежит дурак на печи... и орешки щелкает". "Ничего он не делал, на печи сидел, в потолок плевал"), но такому герою воздается за такие положительные качества, как доброту, жалость, сострадание, уважение к старшим и природе;

     - мужчина, не способный подчинить женщину, становится помощником злых сил.

     2. Женский образ:

     - ведение домашнего хозяйства - ее обязанность, женщина в доме умеет все. Она "скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела". Она - мастерица на все руки;

     -навыки общения - умение вежливо разговаривать, поддерживать разговор, умение слушать, а также развлекать - петь и танцевать - также чрезвычайно важны для положительного женского характера. "Снегурочка песню запоет - заслушаешься";

     - умение самозабвенно и преданно любить - одно из наиболее поощряемых качеств положительной героини. Эта любовь близка к чувству жалости и преданности, она обладает волшебными свойствами. Жертвенная любовь - это сверхсила, которая превращает ужасное чудовище в красавца принца: "Упала она на колени и обняла голову господина своего, голову ужасную, безобразную, и закричала истошным голосом; "Встань, пробудись, мой милый друг, я люблю тебя как жениха желанного!";

     - вознаграждение женских добродетелей: терпения, доброты, трудолюбия, покорности, кроткости - внешняя красота, удачный брак и богатство - традиционный идеал женской судьбы;

     - негативными чертами женщин (мачехи, сестер) считаются мстительность, зависть, коварство, нелюбовь к детям и ко всему живому, чрезмерная гордость, лень, капризность, лживость. Любопытно, что эти отрицательные черты  женственности интерпретированы в патриархатных сказках как неизбежное сопутствие самостоятельности, независимости, непокорности и женского доминирования;

     - предписывается непротивление злу насилием в качестве главных добродетелей женского образа. При этом порицается авторитаризм хозяйки дома и слабость мужчины.

     - физическая красота, как всегда, - обязательный атрибут положительной героини: "Василиса Премудрая... всех пригожей, всех красивей, ... руки белые, уста сахарные". Одной из главных черт красавицы является длинная коса;

     - в матриархатных сказках помимо обязательной для героини красоты они обладают недюжинной физической силой, что в патриархатном стереотипе - исключительно мужской атрибут;

     - взрослая женщина в матриархатных  сказках "разделяет" с мужчиной сферу общественной деятельности вне дома. Действия и претензии молодой женщины не ограничиваются семейным очагом. Мир в традиционном смысле становится ее домом, который она обустраивает и которым она управляет;

     - красавице не возбраняется самой инициировать любовные отношения в матриархатных сказках;

     - по сюжету у героинь есть соперницы (злодейки, мачеха, прекрасная королевна. т.д.), поэтому они должны выдержать своеобразную конкуренцию с другими женскими персонажами.

     Если  в "патриархатных" сказках отчетливо прослеживается осуждение женского доминирования, то, напротив, в сказках с богатыршей главой семьи является положительная героиня, и ее доминирование в семье не осуждается. Мы видим отклонение от патриархатного разделения ролей в семье: жена идет на войну, а муж становится хранителем семейного очага. Условно можно назвать этот стереотип матриархатным, так как анализируемая литература представляет "идеалы женской смелости и независимости и активное участие во всех аспектах социальной и сверхъестественной жизни". Однако в качестве базового гендерного стереотипа выступает патриархатный стереотип. 

     2.2 Исландские саги 

     Гендерные стереотипы скандинавов можно проследить в древних первоисточниках, таких  как исландские саги XI-XIII вв.: рыцарские, родовые и другие. Скандинавский мир еще тогда выделялся более высоким статусом и ролью женщины во всех сферах жизни.

     Мужской образ:

- положительный  образ - рыцаря, воина, завоевателя;

- «кодекс  викинга»: мужество, стойкость, верность друзьям, честность, тяга к жизни;

- высоко  ценится ум, мудрость, проницательность, одно из главных достоинств  – дар красноречия;

- честь  рода – важнее жизни;

- встречаются  такие качества как гневливость,  беспощадность, суровость;

- позорным, недостойным мужчины признаются следующие черты: брань, рукоприкладство по отношению к женщине, вмешательство в домашнее хозяйство, макияж и женственность.

Информация о работе Гендерные стереотипы в национальном сознании русских и скандинавов. Компаративный аспект