Духовная культура древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:32, контрольная работа

Описание работы

Понимание древней русской религии как банального политеизма является ошибочным. Основанием для такого толкования обычно служит то, что летописи и фольклорная традиция говорят о нескольких богах и называют их имена: Перун, Дажьбог, Велес, Яро (Ярила), Ладо, Коляда, Купала. На самом деле, вывод о политеизме - результат понимания религиозной идеи на уровне обыденного сознания. Имена богов - отражение идеи Единого Бога, существующего и проявляющегося во множестве своих ипостасей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ СЛАВЯН 5
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ 7
3. ХРАМЫ И ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОВ 8
4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ У СЛАВЯН 10
5. ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Духовная культура древних славян.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПО РЫБОЛОВСТВУ 

КАМЧАТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ 

ТЕМА: «Духовная культура древних славян»

 
 
 

Выполнил        Проверил(а)

студент гр.            

           Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. Королев Е.В. 

указать шифр

зачётной  книжки    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск-Камчатский

2009 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение 

     Собственное название «славяне» (как и у других народов) появилось сравнительно недавно. Славянские племена долгое время выступали в истории под названием лишь одной их группы («венеды»). Эти вопросы приходится решать на основании данных, прежде всего археологии и истории языка.

     Первые, правда, еще весьма туманные письменные известия о славянах восходят к V в. до н. э. Одно из них принадлежит знаменитому  греческому историку Геродоту. Рассказывая  о жизни древних греков, Геродот  упоминает о том, что греческие богачи очень любили украшения из янтаря. Янтарь привозили греческие купцы из далекой страны, лежавшей на севере, у реки Эридан и холодного, бурного моря, где его добывали «иниды». Так как добыча янтаря и торговля им издавна составляли одно из важнейших занятий обитателей юго-восточного побережья Балтийского моря, то нетрудно было сделать вывод, что упоминаемый Геродотом народ «иниды» и есть те самые славяне, которые, как это доказано многочисленными историческими источниками, действительно издавна занимались янтарным промыслом. Что же касается названия «иниды», то оно вполне основательно сближается с известным нам из поздних источников названием группы славянских племен, живших в районе Балтийского моря - «венеды».

     Наиболее  ранние известия о славянах, которые выступают под именем «венетов» или «венедов», относятся к I и II вв. н. э. и принадлежат римским и древнегреческим писателям Плинию Старшему (29-79 гг.), Тациту (род. ок. 55 - ум. ок. 120 г.) и Птолемею Клавдию (ум. ок. 178 г.). Согласно их свидетельствам, славяне были «великим народом» и заселяли территории на север от Карпат вплоть до Балтийского моря. Более развернутые исторические описания идут от VI в. н. э. Это главным образом «История войн с готами» Прокопия Кесарийского (написана в 551-554 гг.), «Стратегика», приписываемая византийскому императору Маврикию, и «История готов» Иордана. Из этих источников заимствуются сведения о некоторых сторонах общественной жизни и быта славян, а также о территориях, занимаемых ими в VI в. н. э.1

     В общественном сознании в отношении  дохристианской духовной культуры Руси бытует масса сказок и нелепостей - последствий как сознательного  так и неосознанного исторического  мифотворчества. Наше знание этого  отрезка истории, как правило  является смутной иллюстрациейк поэме А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В среднестатистическом сознании живут идолы, волхвы и кровавые человеческие жертвы.

     Понимание древней русской религии как  банального политеизма является ошибочным. Основанием для такого толкования обычно служит то, что летописи и фольклорная традиция говорят о нескольких богах и называют их имена: Перун, Дажьбог, Велес, Яро (Ярила), Ладо, Коляда, Купала. На самом деле, вывод о политеизме - результат понимания религиозной идеи на уровне обыденного сознания. Имена богов - отражение идеи Единого Бога, существующего и проявляющегося во множестве своих ипостасей.

     Вместе  с тем религия древних руссов была и пантеистична: они не отделяли богов от сил природы. Они поклонялись  всем силам природы - большим, средним и малым (подробности дальше). Всякая сила была для них проявлением бога. Бог был для них всюду: свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, давший им пищу, плодородие земли и т.д.- • все это, большое и малое, двигавшее жизнь, было проявлением бога, а одновременно и самим богом. Руссы жили в природе, считали себя ее частью и, так сказать, растворялись в ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия.»

     Древний русс (восточный) видел в своих  богах главным образом силы, влиявшие на человека тем или иным образом: силы добрые и злые. Человеческое в этих силах было то, что они понимали древних руссов. Природа для руссов была полна сил-богов, и они непосредственно с ними общались. Они не устраивали особых мест для молитв - они просто молились тому, что было перед ними. Если деревья (напр., старые дубы) являлись центрами, возле которых совершались религиозные обряды, то это не означало, что руссы поклоняются ему. Поклонялись той силе, которая создала этот дуб. Религия древних руссов была религией радости, восхищения перед силой и красотой природы».

 

1. Духовная культура и солнечные боги славян 

     Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком.

     До христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя.

     Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной.

     Славянские  язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных - пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

     Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности  у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. «Крады и требища идольские»,– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада (Кродо).

     Существовало  поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий; отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилась дыхание, говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9 марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты; говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был перенесён на 1 мая и считался бесовским, нечистым днём, вернее – ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и христианская Пасха сблизились.

     Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков, переименования, но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие.

     Так или иначе, сегодня древняя вера наших предков (разных племен) похожа на клочки старинных кружев, забытый  узор которых надо восстановить по обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований.

     Сегодня можно дать лишь общее (собранное  из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

     Наиболее древние неперсонифицированные боги славян – Род а Рожаницы. Род иногда отождествлялся с фаллосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным и дождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались – получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зная и т. д.

     К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие  греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское «бодай вас злыдни побылы!»), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)».

     Берегинь  было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед - прародитель, предок. Баба Яга - изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства превращена в злобного демона. Семаргл - священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы и др. Стратим - мать всем птицам, старейшая и большая. Сирин - сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса. Чур - божество границ, он освящает и защищает право собственности «чур-мое». Стрибог - бог воздушных течений и стихий. Сварог - бог неба. Хорс - бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид - присущие богу солнца. Коло - солнце-младенец отсюда «коляда». Среча - ночная богиня. Белбог - хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, то есть доброго бога. Перун - громовержец, бог западных славян. Велес и Тур - скотий бог, бог богатства. Триглава - богиня земли. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из «ма» - мать и «кошь» - кошелка.). Ладо - богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования. Лелио - маленький бог любви, подобный римскому Купидону. Лешие - лесные божества, подобные греческим Сатирам. Марцана - богиня жатвы. Ния - бог преисподней. Услад - бог пиршеств и развлечений. Похвист - божество бури. Чернобог - властитель темного царства, представитель тьмы. Мара (Мор) - настоящая богиня смерти в отличие от Кащея, власть которого недолговечна. Дидилия - богиня супружества и удачной беременности и.т.д. 

2. Происхождение богов в славянской мифологии 

     Изображения богов находили иногда, но не везде. В Прильвице вырыли великое множество; господин Маш подарил нам весьма важное описание их; но куда девались самые изображения? Они верно в руках частных людей, где не всякий может пользоваться ими. И в Госларе нашли истукан, который однако ж давно уже без сомнения пропал. В Герлице, после многих поисков, увидели с досадою, что не осталось никаких памятников древнего богослужения; нашли только на одном доме льва и почли его за Флинца.

     Предки  наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все, и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались. Когда б сего не случилось, то можно б было соорудить музей из одних наших древних истуканов.

     Утвари, предметы богослужения, во множестве  найдены в Прильвице, но они по большей части уже были испорчены. В Госларе и поныне еще можно видеть жертвенник Крадов.

     Храмов  не только у славянских народов совсем не осталось, но у германских и других наций произошло то же самое, выключая одной Италии.

     Обычаев языческих славян сохранились еще  некоторые остатки в России, Украине, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы почитать их такими, нужно глубокое, основательное познание древностей.

     Наверно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько, наконец, у него появилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением смотрел он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение. Сам того, не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его была открыта для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим.

Информация о работе Духовная культура древних славян