Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:05, доклад
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Древний Китай
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
В мифологии существовало и своё объяснение происхождения мира, природы. В глубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Согласно одному мифу, в бесформенном мраке родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, а дух инь – землёй. По другому мифу, мифический первочеловек Пань-гу ударил топором по мраку, в результате чего всё легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю.
Мифологическая
форма мышления просуществовала
вплоть до первого тысячелетия.
Основные
религиозно философские
учения Древнего Китая.
В эпоху Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.
Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что “воля неба” постигается через гадания, а также предзнаменования. Религиозно-мифологические представления освящали систему господства родовой знати. Государь, правитель выступал перед своими подданными как сын неба.
Важнейшим
элементом древнекитайской
В
середине I т. д.н.э. в Китае формируются
три главных идеологических направлений,
вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные
системы. Это были даосизм, учение Конфуция
и буддизм, первоначально возникший в
Индии, но вскоре широко распространившийся
в Китае. Эти учения сыграли огромную роль
в истории страны и продолжают оказывать
важное влияние на жизнь китайцев и до
сих пор.
Основателем даосизма являлся Лао-Цзы, который жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э Основным отличительным признаком философии Лао-Цзы, характеризующим последователей даосизма, является то, что Дао рассматривается как источник происхождения всего сущего.
Иероглиф Дао состоит из двух частей: шоу-голова и цзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-Цзы придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал, что Дао - это “корень неба и земли”, “мать всех вещей“, что Дао лежит в основе мира.
“Бытие” и “небытие” - две основные категории в философии Лао-Цзы, и Дао в его понимании возникло на основе этих категорий. Дао в философии Лао-Цзы – это абстрактное и гипертрофированное представление о “небытии”.
Философский
даосизм утверждал,
человек не в силах
изменить естественный
порядок вещей, поэтому
удел человека – пассивное
содержание естественного
хода событий и стремлений
постичь дао.
Философия
Лао-Цзы оказала
огромное влияние
на развитие философии
в последующие
века.
В
это же время – в конце VI-
начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая религиозно-мировоззренческая
система – конфуцианство. Ее основателем
был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479
г. до н.э.), известный в европейской
транскрипции как Конфуций. Причину
всех невзгод и беспорядков
в обществе он усматривал
в упадке нравственности
людей, считая, что основными
добродетелями человека
являются верность,
послушание, почитание
родителей и старших. Он полагал, что
вся полнота власти в стране должна принадлежать
императору – «сыну неба». Конфуций опирался
на культ предков и считал необходимым
сохранение традиций и устоев (ритуалов),
соблюдение старинных обрядов – церемоний,
закрепление общественной жизни старых
норм. Его учение
– это прежде всего
свод правил, моральных
устоев, в основе которых
лежал культ послушания
старшим по возрасту
и должности, идеализация
древности.
Конфуций говорил: “Обладающие знанием от рождения стоят выше всех; обладающие знанием благодаря учению следуют за ними; те, кто приступил к учению, оказавшись в затруднительном положении, следуют за ними; те, кто, оказавшись в затруднительном положении, не учится стоит ниже всех среди народа”. В приведенной цитате выражена главная идея теории Конфуция об источнике познания, и в ней выражены общие принципы теории познания.
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.
К
IV веку н.э. буддистская церковь в Китае
становиться большой экономической, политической
и религиозной силой, мощной церковной
организацией, объединяющей десятки тысяч
буддистских храмов и монастырей, сотни
тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем,
однако, буддизм, как и даосизм, уступит
место конфуцианству.
Характерно,
что все религиозные
системы Китая имели
много общего: всем им
было присуще почитание
старших и предков, культ
послушания, идея «недеяния»,
пассивного, созерцательного
отношения к действительности.
Человек как личность
не предоставлял самостоятельной
ценности, общество
жило по принципу: «личное
– ничто перед государственным
и коллективным».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все
жанры древнекитайского искусства
несли в себе глубокий нравственный
смысл и идею совершенствования
человека, настраивали на особое восприятие:
восхищение природой, ее красотой и работой
мастера. Наверное, поэтому красота китайских
пейзажей с их особой выразительностью
и особой символикой вызывает восхищение
у европейцев, позволяет открывать им
иное видение мира, иную эстетику.
СКУЛЬПТУРА
Китайская
скульптура была тесно связана с
религиозными культами. Найдено множество
статуэток Танской эпохи, которые клали
в могилы умершим. В многочисленных пещерных
храмах сохранились памятники ранней
буддийской скульптуры. Найдены изображения
Будды, высеченные в скалах. В отличие
от индийского Будды, отрешенного от всего
земного, в китайском Будде при всей его
одухотворенности гораздо сильнее чувствуется
земное, человеческое начало.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
В пещерах сохранилась настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.
Китайские
художники охотно рисовали пейзажи
на шелке. В некоторых картинах поражает
одна особенность: например, на фоне величественных
гор фигурки людей чрезвычайно
малы. Эта несоразмерность вытекала
из даосистского мировоззрения художников.
Согласно философии даосизма, человек
незначителен по сравнению с первопричиной
мира — дао, воплощенной в величественных
явлениях природы. Определенное своеобразие
придавали китайской живописи на шелке
текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические
тексты были обычно очень краткими, выразительными
и содержали образные формулы старинной
китайской мудрости. Их выполняли тушью
очень тонкими кисточками, специально
предназначенными для каллиграфических
надписей. Рисунок и текст в китайской
живописи на шелке всегда были настолько
связаны по смыслу, что воспринимались
зрителем как единое целое.
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.
В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.
Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.
В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.
Следующим
шагом в книгопечатании стало
изобретение набора подвижных глиняных
литер, которые можно было переставлять.
Большие затруднения пришлось преодолеть
в связи с развитием иероглифической письменности.
Наборщик должен был оперировать тысячами
иероглифических знаков, что значительно
затрудняло изготовление типографских
матриц. Но упорные китайцы все же пошли
на изготовление тысяч отдельных переставляемых
иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400
лет до изобретения Гутенберга в Европе.
Работа наборщика с таким огромным количеством
знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное
книгопечатание по китайским рецептам
началось в Корее. Книги распространялись
по всем крупным городам Китая, расширялся
круг читающих, появились частные собрания
книг и библиотеки.
ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА