Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:07, реферат
нание прошлого помогает понять настоящее, поэтому большинство людей с большим интересом познают историю человечества. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, до конца осознать высокие духовные устремления и обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности. Исследовательские материалы различных наук (археологии, антропологии, лингвистики, ономастики, энтографии, фольклористики) показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, шло взаимное обогащение культур.
1. Происхождение славян…………………………………………….. 3
2. Расселение славян к VIII в…………………………………………. 4
3. Занятия восточных славян…………………………………………. 5
4. Общественное устройство…………………………………………. 6
Религия восточных славян
Тема
1. Происхождение
и ранняя история
восточного славянства.
План:
Введение.
Введение.
Знание прошлого помогает понять настоящее, поэтому большинство людей с большим интересом познают историю человечества. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, до конца осознать высокие духовные устремления и обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности. Исследовательские материалы различных наук (археологии, антропологии, лингвистики, ономастики, энтографии, фольклористики) показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, шло взаимное обогащение культур.
Восточнославянские
народы - далекие предки русских, украинцев,
белорусов. Первыми страницами жизни славян
традиционно считаются самыми сложными.
Достоверные сведения о славянских народах
относятся к VI-VII в.в.н.э. Источниками являются
археологические и лингвистические памятники,
сочинения (летописи) древних авторов
(Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан,
Прокопий Кесарийский монаха Нестора
и др.).
Происхождение
славян.
Ответ на вопрос о происхождении и ранней истории славянства может быть дан при использовании данных различных дисциплин - археологии, этнографии, лингвистики, антропологии. Большинство ученых видят в славянах потомков древних индоевропейцев, проживавших в Средней и Восточной Европе. В I тыс. до н.э., наряду с другими варварскими племенами (германскими, финно-угорскими, кельтскими) появились славяне. Говорящие на языке, который условно назван «праславянским» и считается основой современных славянских языков. Термин «славяне» не имеет научного объяснения, считается, что он имеет общий корень со «словом». В первых письменных источниках праславяне обитали между Эльбой и Вислой, Днепром и Днестром, к северу от Карпатских гор. Местом первоначального проживания был лесистый и болотистый край. Самым холодным месяцем в году был февраль - «лютый», время цветения и травостоя приходится на март и апрель - «кветень» и «травень».
Античные писатели Плиний Старший и Тацит, начиная с 1в.н.э., приводят краткие сведения о славянах, проживавших на территории нынешней юго-восточной Польши. В своих трудах славяне представлены как венеды. К середине I тыс. общность венедов распалась на две группы - склавинов и антов.
По данным византийских авторов (Прокопий и Маврикий) к VI в.н.э. склавины обосновались между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, анты - междуречье Днепра и Днестра, венеды - бассейн Вислы. Многие ученые полагают, что в разделении славян на склавинов, антов и венедов можно видеть три современные ветви славянства: западную, южную и восточную.
В
XII в. летописец монах Нестор, автор «Повести
временных лет», писал, что славяне в древности
жили на Дунае. Затем, на них напали воинственные
соседи - волохи, и притесняемые славяне
начали широкое расселение по Средней
и Восточной Европе. Нестор называет славянские
племена и указывает их географическое
положение. Особенно подробно он описывает
восточнославянские (или, как они именуются
в летописях, русские) племена, составившие
основу древнерусской народности.
Расселение славян к VIIIв.
Картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками). У восточных славян к VIII-IX в.в. сложилось 13 союзов племенных княжеств. Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. Миграция была направлена по крупным рекам и речным системам. Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг, «полочане» - от р.Полота).
Поляне
обитали по Среднему Днепру, обжили и часть
левобережья Днепра (почти до Чернигова),
к северо-западу от них - древляне.
На днепровском Левобережье, в бассейнах
рек Десны и Сейма, обосновался союз
северян, по реке Сож, притоку Днепра
- радимичи, на Оке - вятичи.
По верхнему течению Днепра и по Западной
Двине - кривичи. По Днестру, Пруту,
нижнему течению Днепра и по северному
побережью Черного моря - уличи
и тиверцы. В западных областях современной
Украины, в верховьях р.Буг - бужане
или дулебы (позже именовавшиеся волынянами).
К северу от Припяти до Западной Двины
- дреговичи,
в бассейне р.Полоты (приток Западной
Двины) расселились
полочане, в верховьях Днестра и Прикарпатье
- белые хорваты. Самая северная
славянская общность, расселившаяся в
районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть
до Финского залива - ильменские
славяне (словене).
Занятия восточных славян.
Основным занятием славян было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие, имевшее свои особенности в зависимости от регионов Восточноевропейской равнины. Черноземные почвы степных и лесостепных районов создавали более благоприятные условия для земледелия, но, не получая никаких удобрений, они истощались. Поэтому в степных и лесостепных местностях применялась переложная система земледелия. В лесных районах была распространена подсечно-огневая система, при которой расчистка леса была необходимым условием для расширения посевов. Вырубленные деревья и кустарники сжигались, а оставшаяся зола служила удобрением. Несколько лет с удобренного золой участка собирали хорошие урожаи, а когда почва истощалась, участок забрасывали до восстановления плодородия почвы, расчищали и засевали новые земли. Развитие подсечной системы создавало условия для перехода к более совершенной форме обработки земли - пашенному земледелию. Во второй половине I тыс. пашенное земледелие стало господствующим для всей территории расселения восточных славян. Широкое распространение получили пахотные орудия - рало, соха, мотыга. Среди зерновых культур преобладала пшеница, рожь, просо, гречиха и ячмень.
В хозяйственной деятельности восточных славян развивалось скотоводство, охота, рыбная ловля и бортничество.
С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Развивалось кузнечное дело. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб
восточного славянства будет
иметь внешняя торговля, развивавшаяся
как на Балтийско-Волжском
Общественное устройство.
Племена, перечисленные автором «Повести временных лет», по существу являлись племенными союзами, т.е. территориально-военныим федерациями, объединенными общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешними врагами. Летописец называет их «княжениями», отмечая существование у восточных славян княжеских династий. Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров. Куяба - политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия - объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань). Видимо, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов.
Византийские
писатели донесли до нас важные сведения
общественной и военной организации
славян. Верховная власть у славян принадлежала
племенным собраниям. Прокопий Кесарийский
сообщает, что «славяне и анты не управляются
одним человеком, но издревле живут в народоправстве
(демократии), и поэтому относительно всех
счастливых и несчастливых обстоятельств
у них решения принимаются сообща». Важнейшие
вопросы в жизни общины решало народное
собрание - вече (от слова «вещать» - говорить
со знанием дела), во главе стояли военные
вожди - князья, у них в подчинении были
дружинники - профессиональные войны.
Византийские источники VI-VII в.в. неоднократно
называют военных предводителей. Из описаний
походов славян на Византию известны имена
таких вождей - Мусокий, Пирагаст, Ардагаст.
Совершая набеги, они захватывали рабов-пленников,
скот, различные ценности. В восточнославянском
обществе возникает господствующий слой
в лице князей и приближенных ему. Так,
накапливая богатства, торгуя, захватывая
лучшие угодья и рабов, князья повышают
свой авторитет и подчиняют себе общину.
Таким образом, эпоха «военной демократии»
предшествует образованию государства.
Религия восточных славян.
Господствующей религией являлось язычество, обожествлявшее силы и явления природы (воду, огонь, землю), а также животных и растения. Славяне поклонялись огню, деревьям, камням, источникам, молились в священных рощах, приносили кровавые жертвы своим богам. Языческие боги были растворены в природе и жили рядом с людьми. Наряду с верой в языческих богов восточным славянам были свойственны древнейшие мифологические представления, согласно которым в глубоком омуте обитал водяной, в воде жили утопленницы, обратившиеся в русалок, в лесу хозяйничал леший, в жилище незримо присутствовал домовой - его покровитель. Языческие представления были связаны с разными ступенями в развитии идеологии первобытного общества: фетишизмом, тотемизмом, культом предков. Древнейшим из них у славян был культ Рода, Чура или Щура. Культ семейно-родового предка-владыки стал основой для возникновения культа племенного бога. Нередко у разных племен одни и те же боги имели разные имена. Например, Бог Солнца назывался Даждьбогом, Хорсом, Ярилом. Боги отдельных племен постепенно сводились в общий пантеон. Несмотря на условность и неустойчивость, в нем устанавливалась своеобразная иерархия, выделялись главные божества, почитаемые всеми или многими племенами: Сварог - Бог Неба, Макошь - Богиня Земли, Перун - Бог Грозы, Бог грома и молнии, Стрибог - бог ветра и солнца, Семаргл - бог плодородия. Как звали Бога Огня? Некоторые ученые полагают (но есть опровержения), что называли его Родогостем. Вероятнее всего, имя Бога Огня было настолько свято, что его старались пореже произносить вслух, заменяли иносказаниями. А с течением времени оно просто забылось.
Обожествляемые силы и явления природы изображались в виде людей - идолы. Археологические исследования открыли языческие культовые сооружения - капища и требища, где славяне поклонялись своим идолам, пытаясь активно воздействовать на них. С этой же целью устраивались языческие празднества (гульбища, братчины). В честь богов закалывали быков и баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы - волхвы.
Языческие
верования определяли духовную жизнь
восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась
мифология, объясняющая происхождение
мира и человека.
Выводы.
Важнейшими источниками по истории средневековой Руси считаются летописи. «Откуда есть пошла Русская земля» - это вопрос интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись монаха Нестора «Повесть временных лет». Автор подробно описывает расселение славянских племен и период, предшествующий образованию древнерусского государства.
С
древнейших времен в Прибалтике, в
Центральной и Восточной
Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой стороны - культ предков.
Итак, славяне в VI - середине IX в. претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.
История
славян является частью всемирной истории,
на протяжении многих столетий славянские
народы играли важную роль, прежде всего
в развитии Европы.