Древнерусская архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:18, реферат

Описание работы

Русские зодчие сумели наделить в древнерусском государстве торжественным величием и монументальностью соборы Киева и Новгорода, а в более скромный монастырский храм преобразовать в свойственный только русской архитектуре тип здания с ясной структурой, лаконичной объемной композицией и равноценностью всех четырех фасадов, объединенных непрерывным рядом закомар. Этим русский храм отличался от близких к ним по времени периода Древнерусского государства построек Константинополя X—XII вв.

Работа содержит 1 файл

В раннехристианской древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были деревянными.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

В раннехристианской  древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. Из камня строились в основном одни лишь городские соборы – такие как два храма святой Софии – Киевской и Новгородской построенные в древней Киевской Руси.

В те времена, в  древнерусском государстве, древнерусский человек строил преимущественно дома из оцилиндрованного бревна. А позже сначала древнерусские князья, а потом и простые граждане стали строить дома из бруса. Надо отметить, что в те времена, в период образования древнерусского государства, архитектура строений была еще не очень выразительной. Но христианские храмы в древнерусских городах уже тогда отличались своей самобытностью и архитектурной выразительностью.

Создавшиеся на рубеже VIII-го XIV-го веков предпосылки образования древнерусского государства, создали условия для формирования новой храмовой и гражданской архитектуры. Русские зодчие XI в., заимствовавшие у византийских архитекторов не только крестово-купольный тип храма и ряд конструктивных и композиционных приемов и форм, но и приемы мастерства древних зодчих, быстро освоили трудное искусство превращения в элементы художественной выразительности того, что с неизбежностью вытекало из утилитарного назначения жилых домов, зданий и их конструктивных особенностей. Они сумели сделать средствами художественного воздействия размеры здания, наличие внутри него хор, обилие столбов и особенности освещения интерьера.

Русские зодчие сумели наделить в древнерусском государстве торжественным величием и монументальностью соборы Киева и Новгорода, а в более скромный монастырский храм преобразовать в свойственный только русской архитектуре тип здания с ясной структурой, лаконичной объемной композицией и равноценностью всех четырех фасадов, объединенных непрерывным рядом закомар. Этим русский храм отличался от близких к ним по времени периода Древнерусского государства построек Константинополя X—XII вв.

Древнерусская архитектура оставила в истории свой неизгладимый, яркий и самобытный образ. Мы и сейчас, при ремонте квартир воплощаем, порой и бессознательно, заложенные замыслы и идеи Древнерусских зодчих.

В 988-м году Великий  Князь Владимир крестил Киевскую Русь. Благодаря принятию христианства на Руси многие ремесленники, художники и архитекторы их Византии (греки) работали и развивали искусство, литературу и зодчество в древнерусском государстве. Живопись и архитектура, как неотьемлимые составляющие, стали активно развиваться на Руси с тех древних времен.

Древнерусские князья в скором времени стали заимствовать Византийский стиль архитектуры и распространять его по княжествам древнерусского государства. Православные храмы Киевской Руси стали обладать отличительным признаком – крест, вписанный в прямоугольнике с куполом, установленный на многогранном постаменте.

Здание церкви, с установленным на нем куполом, или даже целой системой куполов, являлось для древнерусских зодчих рабочей схемой при проектировании древнерусских Христианских храмов. Построенный в древнем Киеве в 1037 году Софийский Собор имел 13 куполов (в конце 17-го века их количество было увеличено до 17-ти).

В Новгороде в то время зодчие строили церкви, которые своим внешним видом напоминали собор Святой Софии. В этом городе с суровым климатом, с снежными и морозными зимами, Византийская архитектура модифицировалась и нашла свое дальнейшее развитие.

Крыши стали  стоить более крутыми, купола выполнялись более выпуклыми. В древнем Пскове церкви строились сравнительно небольшого размера, приземистыми. А купола, декор и крыши храмов были подобны Новгородским. Архитекторы облюбовали такой декоративный элемент, как кокошник, нашедший широкое применение при строительстве церквей и храмов.

Строившиеся здания из кирпича рядовой кладки, обладали живописным эффектом, который достигался на фасадах строений XI в., использовались особенности смешанной кладки. Об этом говорит то, что нередко покрытые тонкой цемяночной обмазкой фасады церквей XII в. расписывались под квадровую кладку, подобную той, какая была в нижних частях апсид киевского Софийского собора, тогда как арки расписывались под кладку из кирпича с заглубленными через один рядами. Такие росписи во времена Древнерусского государства имели фасады Борисоглебского собора и собора Елецкого монастыря в Чернигове и церкви Благовещения в Витебске.

Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было на самом деле. Зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Древнерусская архитектура сыграла свою выдающуюся роль в истории и в развитии градостроительного искусства. Мастера - зодчие древнерусской архитектуры по праву вошли мировую летопись искусства и арихитектуры.

Каким же образом  повлияла наследие древнерусской архитектуры на жизнь современного славянина, на современные архитектурные сооружения ? Во времена формирования Древнерусского государства, во время становления Киевской Руси христианская церковь воплощала в жизнь замыслы и творения древнерусских зодчих. Сейчас в пригородных районах современных городов можно увидеть воплощенные в дачных домах сформировавшиеся еще в древние времена основные принципы Древнерусской архитектуры.

Конечно, современный  горожанин может позволить себе строительство дачи не только из оцилиндрованного бруса, но и из клееного деревянного бруса. При ремонте своих квартир, при строительстве дач, мы порой невольно вспоминаем и применяем на практике созданные еще в те отдаленные древние времена, заложенные еще тогда принципы формообразования, композиции и эстетики

Информация о работе Древнерусская архитектура