Автор: f******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 15:08, реферат
«Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее – государство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее – крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление»1.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Развитие Римской цивилизации……………………………………….5
Римская цивилизация на пути к республике…………………………9
Римская держава в Республиканский период……………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27
ВВЕДЕНИЕ
«Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее – государство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее – крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление»1.
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима — это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян — в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием. Этим и объясняется актуальность исследования.
Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А. Тойнби приписывали «вырождению», оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.
Цивилизации Древнего Рима посвящены работы В.А. Головащина2, Г.М. Бонгард-Леви3, И.В. Лысака4, Д.А. Чекалова5, Г.Б. Поляка6, В.И. Кузищина7.
Цель исследования: рассмотреть основные черты Римской цивилизации.
Для раскрытия поставленной цели следует решить ряд задач:
Работа состоит из введения, трёх
глав и заключения. В конце
работы приведён список
«До недавнего времени ранняя история Рима была известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов, и потому большинство историков XIX и первой половины XX века считали её непознаваемой»8.
Римляне
гордились тем, что в отличие
от многих других народов знают историю
своей страны до глубокой древности, начиная
с того дня, когда, по преданию был основан
Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле
древнейший период римской истории хранит
много загадок, которые и по сей день вызывают
споры между учеными.
Апеннинский полуостров Римская цивилизация,
как и древнегреческая, была морской. Апеннинский
полуостров, отгороженный от материка
Альпами, омывается с запада Тирренским
морем, а с востока — Адриатическим, которые
являются частями Средиземного моря. Правда,
в отличие от Греции береговая линия Италии
изрезана гораздо меньше: там нет большого
количества удобных гаваней и островов,
которые так облегчали жизнь греческим
мореплавателям. Но это не помешало Риму
стать крупнейшей морской державой. Самые
удобные бухты были в Неаполитанском заливе
и в устье Тибра.
«Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви»9.
Климат
в Италии мягкий и теплый, только
на севере бывают суровые зимы. Самыми
плодородными были долины рек По, Тибра,
Арно. Условия для земледелия были
не так благодатны, как, например, в
Египте или в Междуречье, хотя многие
античные историки с похвалой отзывались
об изобильной растительности и других
природных богатствах Италии.
Обозначим самые важные условия, благодаря
которым римляне в настоящее время поднялись
до такой высоты. Первое из этих условий
состоит в том, что Италия наподобие острова
окружена, как верною оградою, морями,
за исключением только немногих частей,
которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми
горами. Второе условие то, что, хотя большая
часть ее берегов не имеет, гаваней, зато
существующие гавани обширны и весьма
удобны. Одно из них особенно выгодно для
отражения нашествий извне; другое полезно
для нападений на внешних врагов и для
обширной торговли.
Греческий историк Страбон об Италии,
конец I в. до к. э. — начало I в. и. э.
В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации10.
В
VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения
римской цивилизации, все эти
племена еще не вышли окончательно
из состояния первобытности. Но рядом
с ними жили и другие народы, стоявшие
на более высокой ступени
В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты
расселялись по берегам Южной и Средней
Италии, а также в Сицилии. Там возникли
города, среди них Неаполь и Сиракузы —
крупные торговые и культурные центры.
Это сыграло большую роль для развития
будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях
устанавливались те же формы управления
государством, что и в самой Греции, расцветали
философия, литература и искусство. Греческая
техника, мифология, алфавит, навыки ведения
сельского хозяйства, политическое устройство
— все это в той или иной степени оказывало
влияние на племена, населявшие Италию.
Западная часть Сицилии была колонизирована
карфагенянами. Карфаген — в будущем главный
враг Рима — был самой крупной североафриканской
колонией финикийцев. Он находился на
территории современного Туниса. Карфаген
— важнейший центр посреднической торговли,
был фактически самостоятелен и сам рассылал
колонистов по берегам Средиземного моря.
Карфагеняне были грозными противниками
греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними
упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить
значительную часть острова.
С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом11.
Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.
По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V—IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.
Итак,
не только природные условия
С основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.
Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.
Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.
Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.
Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.
Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом. «Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение»12.
В ином положении находилась другая большая прослойка общества — плебеи. «Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий»13. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.
На протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь царей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.
После
установления республиканского строя
конфликты в римском обществе
обострились. Главными противоборствующими
силами были патриции и плебеи. Положение
патрициев после свержения
Плебеи были лишены этой привилегии, многие
из них разорялись и даже превращались
в рабов за долги. Решить эту проблему
можно было только одним способом — уравняться
в правах с патрициями. В этом случае плебеи
получили бы и доступ к управлению государством.
Исход конфликта во многом зависел от
особенностей жизни Рима. Уже первые века
своей истории Рим провел в бесконечных
войнах с соседями, терпя поражения или
одерживая победы, да и в дальнейшем оставался
военизированным государством. В начальный
период истории этой цивилизации военные
походы проводились каждый год, начинаясь
в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый
гражданин был обязан участвовать в 20
военных походах в пехоте или в 10, если
был в кавалерии. Уклонение от военной
службы грозило продажей в рабство. Собрать
сильное войско без участия в нем плебеев
было невозможно; патриции, таким образом,
оказывались в зависимости от плебеев.