Древнеримская цивилизация

Автор: f******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

«Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее – государство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее – крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление»1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Развитие Римской цивилизации……………………………………….5
Римская цивилизация на пути к республике…………………………9
Римская держава в Республиканский период……………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27

Работа содержит 1 файл

Цивилизация Древнего Рима.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  1. Развитие Римской цивилизации……………………………………….5
  2. Римская цивилизация на пути к республике…………………………9
  3. Римская держава в Республиканский период……………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     «Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее – государство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее – крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление»1.

     Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому  между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная  римская цивилизация? Некоторые  известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима — это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян — в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием. Этим и объясняется актуальность исследования.

     Другие  историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему  ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней  Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А. Тойнби приписывали «вырождению», оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.

     Цивилизации Древнего Рима посвящены работы В.А. Головащина2, Г.М. Бонгард-Леви3, И.В. Лысака4, Д.А. Чекалова5, Г.Б. Поляка6, В.И. Кузищина7.

     Цель  исследования: рассмотреть основные черты Римской цивилизации.

     Для раскрытия поставленной цели следует  решить ряд задач:

  1. Рассмотреть развитие Римской цивилизации.
  2. Показать положение Рима на пути к Республике.
  3. Отразить состояние Римской державы в Республиканский период.

         Работа состоит из введения, трёх  глав и заключения. В конце  работы приведён список использованной  литературы, состоящий из 7 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Развитие  Римской цивилизации

     «До недавнего времени ранняя история Рима была известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов, и потому большинство историков XIX и первой половины XX века считали её непознаваемой»8.

     Римляне гордились тем, что в отличие  от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными.  
Апеннинский полуостров Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

     «Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви»9.

     Климат  в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в  Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.  
Обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне в настоящее время поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.  
Греческий историк Страбон об Италии, конец I в. до к. э. — начало I в. и. э.

     В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации10.

     В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти  племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом  с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, — греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.  
В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы — крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство — все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.  
Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген — в будущем главный враг Рима — был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген — важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

     С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом11.

     Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

     По  мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V—IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

     Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Римская цивилизация на пути к республике

     С основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.

     Кое-что  из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

     Древнейший  период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.

     Во  главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.

     Каждая  фамилия имела свою собственную  землю, нечто вроде приусадебного  участка (примерно 0,5 га). Остальная  земля считалась общественной и  находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок  на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

     Полноправными членами римской общины считались  только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом. «Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение»12.

     В ином положении находилась другая большая прослойка общества — плебеи. «Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий»13. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

     На  протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь царей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

     После установления республиканского строя  конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими  силами были патриции и плебеи. Положение  патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа  выбирались консулы — два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.  
Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.  
Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В начальный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.

Информация о работе Древнеримская цивилизация