Древнегреческий театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:51, лекция

Описание работы

Греция, особенно древний период ее истории не перестает восхищать как историков, так и интересующихся - нас с вами. Современная западная цивилизация буквально выросла на наследии древнегреческой культуры, наши корни - здесь, в Греции. Даже история театра началась не где-нибудь, а в Афинах почти 2500 лет назад. Истоки греческого театра в культовых церемониях, сопровождавшихся песнями и плясками. Подобные магические и религиозные действа встречаются в культуре каждого народа. Но только древним грекам удалось с течением времени возвести эти игры до уровня искусства, положив тем самым начало театру европейскому.

Работа содержит 1 файл

Greeck teatre.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

        
 
 
 
 

      Греция, особенно древний период ее истории  не перестает восхищать как историков, так и интересующихся - нас с  вами. Современная западная цивилизация буквально выросла на наследии древнегреческой культуры, наши корни - здесь, в Греции. Даже история театра началась не где-нибудь, а в Афинах почти 2500 лет назад. Истоки греческого театра в культовых церемониях, сопровождавшихся песнями и плясками. Подобные магические и религиозные действа встречаются в культуре каждого народа. Но только древним грекам удалось с течением времени возвести эти игры до уровня искусства, положив тем самым начало театру европейскому.

      Само  слово «театр» имеет греческое  происхождение и означает место  для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V—IV века до н. э.) и воспринимать как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда является сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций! Греки любили театр страстно и современным театралам могли бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога Диониса.

      Античный  театр напоминал открытый стадион: ряды его поднимались вокруг орхестры — площадки, где происходило действие. За ней кольцо зрительских мест размыкала скена — небольшая палатка, где хранился театральный реквизит и переодевались актёры. Позднее сцену стали использовать и как элемент декорации — она изображала дом или дворец, как требовалось по сюжету.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Больше  всего известно о театральной  жизни Афин. Здесь жили знаменитые авторы трагедий и комедий: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр  в Афинах располагался на склоне Акропольского холма и вмешал пятнадцать тысяч зрителей. Начинались представления рано утром и продолжались до вечера, и так несколько дней подряд. К каждому празднику драматурги представляли свои произведения. Специальное жюри выбирало лучшую драму. После каждого представления имена авторов, названия пьес и присвоенные им места записывались на мраморных досках.

      Работать  в дни театральных представлений  грекам не приходилось, напротив, посещение  театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса. Греческие актёры были ограничены в своих возможностях по сравнению с современными: их лица закрывали маски, соответствующие тому или иному персонажу. Трагические актёры надевали котурны — обувь на высокой «платформе», которая мешала двигаться. Зато герои казались выше и значительнее. Главными выразительными средствами служили голос и пластика. В первых театральных постановках актёр был всего один, а партнёром его являлся хор или корифей, т. е. предводитель хора. Эсхил предложил ввести второго актёра, а Софокл — третьего. Если действующих лиц в трагедии было больше трёх, то один актёр исполнял несколько ролей, в том числе женские: к лицедейству в Древней Греции допускались только мужчины.

      В греческих спектаклях звучало много  музыки. Одна из важнейших ролей  обязательно принадлежала хору —  своего рода собирательному персонажу. Хор не принимал участия в действии, но активно комментировал его, давал оценку героям, осуждал их или хвалил, вступая с ними в беседу, а иногда пускался в философские рассуждения. В трагедиях хор был серьёзным и вдумчивым. Чаше всего он по замыслу автора представлял почтенных граждан города, в котором происходит действие. В комедиях хор нередко составляли шуточные персонажи.

      За 150 лет своего существования древнегреческий  театр прошел путь от хоровода граждан  к профессиональной актерской игре. Хороводные трагедия и комедия привели к возникновению драмы, в последствии названной «новоаттической», которой и принадлежит последующее господство в театрах эллинистических государств. 

      А закончить хотелось бы интересными фактами о древнегреческом театре:

      1. В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.

      2. В одном из театров Ионии  был особый ряд для одноруких  воинов. Пред ними сажали ряд  лысых рабов, ударяя по лысинам  которых первые могли аплодировать.

      3. Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.

      4. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.

      5. В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.

      6. Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.

       7. Перед представлением трагедий на орхестре резали поросят и кропили их кровью зрителей.


Информация о работе Древнегреческий театр