Древнегреческая культура

Автор: Татьяна Коронова, 03 Сентября 2010 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных госу¬дарств оказало огромное влияние на все народы Европы, их лите¬ратуру, искусство, философию, религиозное мышление, политиче¬ские и юридические взгляды. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и Микены в материковой Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3
1. Крито-микенская культура…………………………………………………………………..4-5
2. Культура гомеровского периода……………………………………………………………….6
3. Культура периода архаики…………………………………………………………………...7-9
4. Культура в классический период (период расцвета)…………………………………..10-11
5. Культура в эпоху кризиса греческого полиса…………………………………………...12-13
6. Культура эпохи эллинизма………………………………………………………………...14-16
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(НОУ ВПО) 
 
 
 

        Факультет: «Экономики  и управления»
        Специальность: «Государственное  и муниципальное управление»
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология.

Тема: «Древнегреческая культура» 
 
 
 
 
 
 

          Выполнил: Студентка 1 курса,

          5-1334/1-1 группы

          Коронова Т. В.

          Проверил: Абсолямов М. Б.
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Красноярск, 2008 г.

      СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………………………………...3

  1. Крито-микенская культура…………………………………………………………………..4-5
  2. Культура гомеровского периода……………………………………………………………….6
  3. Культура периода архаики…………………………………………………………………...7-9
  4. Культура в классический период (период расцвета)…………………………………..10-11
  5. Культура в эпоху кризиса греческого полиса…………………………………………...12-13
  6. Культура эпохи эллинизма………………………………………………………………...14-16

    Заключение……………………………………………………………………………………...17

    Список  литературы…………………………………………………………………………….18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ 

      Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология не только изучает предпосылки и  факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно-исторических типов.

   Важнейшая задача культурологов – анализ процессов  и тенденций социокультурной  среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры.

   Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию.

   Явления  культуры изучают множество конкретных наук -  археология, этнография, история, социология. А также науки, изучающие  различные формы сознания – философия, искусство, эстетика, мораль, религия  и т.д.  Каждая из конкретных наук создает определенное  представление о культуре как предмете своего исследования.

    В  настоящее время понятие культура  означает исторически определенный  уровень развития общества, творческих  сил и способностей человека, выраженный в типах и формах  организации жизни и деятельности людей, а также  в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

 Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека Она изначально связано с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится себя и мир, в котором живет.

Человек не рождается  социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

   Любой человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати. Осваивая накопленный ранее опыт, человек, может внести свой собственный вклад в культурный слой.

   Процесс социализации – это непрерывный  процесс овладения культурой  и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся  на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент – менталитет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Крито-микенская  культура. 

  Понятие «античность» появилось в эпоху  Возрождения, когда итальянские  гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и Микены в материковой Греции.

  Время возникновения критской культуры (или  минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

  Дворцы  Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

  Особого внимания заслуживает замечательная  настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

  Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской  власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

  Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

  Расцвет минойской культуры приходится на XVI -первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

  В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

  Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Однако, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры  шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

  Расцвет микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам - циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

  В период расцвета ахейской цивилизации  на смену шахтным погребениям  приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Ат-рея в Микенах.

  Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у  минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.

  В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Культура  гомеровского периода. 

  Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских 
царей.

  До  нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы:  дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.

Информация о работе Древнегреческая культура