Доминанты арабо-мусульманского типа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:10, доклад

Описание работы

Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах».

Работа содержит 1 файл

Арабо-мусульманская культура.docx

— 28.65 Кб (Скачать)

     Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах».

     Ислам.

     Ислам означает веру в единого и единственного  Бога — Аллаха, ниспославшего людям  через своего пророка Мухаммада Священное Слово. Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении чётко и определённо выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь нет Яхве – хотя высшего и единственного, но всё же пристрастного по отношению к «избранному» им народу Бога. Нет и христианской Троицы с её запутанными взаимоотношениями между Богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой Бога-духа святого. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть его учения донёс до правоверных великий пророк Мухаммед (570-632).

     Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы. 
 Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII века мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатание, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения. 
 Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

  Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»). 
Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями Данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т. д. 
 Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее Принципы — это: 
воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными; 
узаконивание кровной мести; 
восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины; 
построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам); 
труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах, суета.

   Кроме Корана, важными источниками знаний, норм — самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Собранные в 9 веке в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т.е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк. Канонический текст Корана и многочисленные хадисы Сунны, с течением времени также канонизированные, - вот та документально-догматическая база, на которой покоится вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман.

   Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

Символ  веры ислама.

  Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного. Ислам насчитывает пять основных обязанностей мусульман (5 столпов).

5 столпов  ислама:

1. Вера  в единого Бога Аллаха, почитание  его пророка Мухаммеда.

Для того, чтобы человек стал правоверным мусульманином, он должен торжественно произнести фразу: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».

2. Обязательная  ежедневная молитва (намаз) совершается  5 раз в день. От пятикратного  молитвенного ритуала могут быть  освобождены лишь больные, немощные  и малые дети. Чаще всего молитву  совершают индивидуально, реже  группами, обычно в мечетях (не  менее 40 мужчин). Там же по пятницам  и в дни праздников – торжественные  богослужения, которыми руководят  уважаемые в исламской общине  руководители – имамы («стоящие  впереди»). Перед молитвой правоверный  обязан провести обряд очищения, омовения (малого – сводящегося  к мытью рук, ног и лица, и  большого – в случае серьёзной  нечистоты). Если нет воды, например, в пустыне, можно очиститься  песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ,  боен, отхожих мест), на специальном  коврике, обратившись в сторону  Мекки.

3. Пост (рамазан, рамадан). На протяжении  месяца рамазана все, кроме  малых детей и больных, с  рассвета до заката солнца  не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п.

4. Милостыня  («десятина для бедных») – часть  дохода или добычи: обязательная  милостыня (закят) приходится обычно на конец поста; добровольная один раз в году.

5. Паломничество  в святые места – Мекку,  Медину, Иерусалим (хадж).

К пяти столпам исламской веры добавляют  иногда и шестой – джихад, или  газават, что означает священную  войну против неверных. 

Кааба.

     Кааба (араб. - "куб") - главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. Ежегодное паломничество к Каабе - один из главных элементов хаджа. Кааба расположена в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 метров и с основанием 12х10 метров. Углы Каабы расположены в направлении частей света. В восточный угол Каабы вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) - главный предмет поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха, посланный Им на землю людям. Кто и когда построил Каабу, неизвестно. Известно лишь, что она являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По преданию, Адам построил над камнем первое здание или палатку, а собственно Каабу возвел его сын Шис (Сиф). Для ее строительства были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение). Во времена потопа Кааба была поднята в воздух. Затем она разрушилась, и когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание Каабы. Ибрахим выполнил Божье повеление и завещал всем верующим в Аллаха совершать к Каабе паломничество.

     Философия арабо-мусульманского Востока

     Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской  культуре стала философия, которая  развивалась в обстановке глубокого  уважения к книжной мудрости и  знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.

     При рассмотрении вопросов культивирования  прекрасного нрава в арабо-мусульманской  культуре большое внимание уделялось  определению порочных и прекрасных черт характера.

     Добродетель, в соответствии с учением средневековых  мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми  пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась  трусостью. Философы приводят примеры  таких добродетелей, зажатых с  двух сторон пороками: щедрость – в  противоположность крайностям –  жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и  бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов  выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.

     В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все  это нашло воплощение в больших  достижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало  об энциклопедичности арабо-мусульманской  научно-философской мысли. В области  математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали  разработки позиционной системы  счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурных влияний.

Исламская словесность. Художественная культура

     В связи с ограничениями, которые  накладывал ислам на изобразительные  искусства, развитие арабо-мусульманской  и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков. В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами. Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа.Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

Информация о работе Доминанты арабо-мусульманского типа культуры