Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:10, доклад
Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах».
Арабо-мусульманская
культура складывается в VII—X вв. Ее формирование
связано с процессом взаимодействия
культур арабов и завоеванных ими народов
Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной
Европы и Северной Африки. В процессе завоевания
арабы ассимилировали культурные ценн
Ислам.
Ислам означает веру в единого и единственного Бога — Аллаха, ниспославшего людям через своего пророка Мухаммада Священное Слово. Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении чётко и определённо выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь нет Яхве – хотя высшего и единственного, но всё же пристрастного по отношению к «избранному» им народу Бога. Нет и христианской Троицы с её запутанными взаимоотношениями между Богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой Бога-духа святого. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть его учения донёс до правоверных великий пророк Мухаммед (570-632).
Также
важнейшим фактором, обеспечивающим
преимущество в развитии арабской культуры над
европейской, был арабский язык: язык Корана
был международным, объединяющим страны
арабского халифата. Поэтому культура
мусульманского Востока в эпоху раннего
средневековья по своему развитию была
значительно выше, чем в европейских странах,
а также стала связующим звеном между
античной и средневековой эпохой Западной
Европы.
Однако пренебрежительное отношение
к достижениям культуры немусульм
Характерной чертой исламской культуры является
нерасчлененность ее на светскую и религиозную.
Это происходит из-за специфического понимания
характера связи человека с Богом: исходный
принцип Ислама — внеисторическая встреча
человека с Богом и вручение ему своей
судьбы. В Коране нет описания исторических
событий, нет хронологии, он алогичен,
поэтому важно не понимание, а толкование
«слова» Корана. Художественное творчество
тоже не приемлет времени, там нет описания
событий, героев, зачастую оно носит абстрактный
характер по форме и содержанию. Только
Бог обладает способностью к творчеству,
человеку же перед Богом следует быть
доверчивым и понятливым. В отличие от
иудейских храмов, обращенных к прошлому,
и христианских, обращенных к будущему,
мечеть олицетворяет вход в мир Вечного
Завета, где слиты прошлое, настоящее и
будущее.
Орнамент
в исламской культуре — это средство
ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн,
слово же вводит верующего в вечный диалог,
оно — форма жертвоприношения (само слово
«Коран» переводится как глагол «читать»).
Ислам впитал в себя иудаизм, христианство,
воспринял и синтезировал элементы греческой
философии (в основном идеи неоплатонизма
и перипатетической школы), римского права,
восточных верований. Однако он является
самостоятельным самобытным явлением.
Священная книга Ислама — это Коран, заглавная
идея которой заключается в том, что Аллах
— Бог, единственный и великий, творец
всего сущего и верховный судья. Особенностями
Данной религии являются фатализм, покорность
(прежде всего в почитании Аллаха и его
пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение
ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог,
паломничество в Мекку, священная война,
чтение Корана и т. д.
Мораль арабо-мусульманской
культуры тоже своеобразна: она элементарна
и доступна для верующих. В ней нет невыполнимых
указаний, как в других этических системах.
Основные ее Принципы — это:
воинская доблесть в борьбе за торжество
веры в войнах с неверными;
узаконивание кровной мести;
восприятие женщины как низшего существа,
созданного Аллахом для услаждения мужчины;
построение государственного строя на
основе смирения и послушания (рабы должны
повиноваться своим господам, господа
же, в свою очередь, должны по-отечески
относиться к своим рабам);
труд понимается как основа обеспечения
царства небесного, к земному же счастью
стремиться не стоит, так как жизнь — лишь
прах, суета.
Кроме Корана,
важными источниками знаний, норм — самых
разнообразных, в арабской культуре считаются
Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения)
— это сборник легенд и религиозных преданий
о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий
и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероуче
Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.
Символ веры ислама.
Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного. Ислам насчитывает пять основных обязанностей мусульман (5 столпов).
5 столпов ислама:
1. Вера в единого Бога Аллаха, почитание его пророка Мухаммеда.
Для того, чтобы человек стал правоверным мусульманином, он должен торжественно произнести фразу: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
2. Обязательная
ежедневная молитва (намаз)
3. Пост (рамазан, рамадан). На протяжении месяца рамазана все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п.
4. Милостыня
(«десятина для бедных») –
5. Паломничество в святые места – Мекку, Медину, Иерусалим (хадж).
К пяти
столпам исламской веры добавляют
иногда и шестой – джихад, или
газават, что означает священную
войну против неверных.
Кааба.
Кааба (араб. - "куб") - главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. Ежегодное паломничество к Каабе - один из главных элементов хаджа. Кааба расположена в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 метров и с основанием 12х10 метров. Углы Каабы расположены в направлении частей света. В восточный угол Каабы вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) - главный предмет поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха, посланный Им на землю людям. Кто и когда построил Каабу, неизвестно. Известно лишь, что она являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По преданию, Адам построил над камнем первое здание или палатку, а собственно Каабу возвел его сын Шис (Сиф). Для ее строительства были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение). Во времена потопа Кааба была поднята в воздух. Затем она разрушилась, и когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание Каабы. Ибрахим выполнил Божье повеление и завещал всем верующим в Аллаха совершать к Каабе паломничество.
Философия арабо-мусульманского Востока
Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.
При
рассмотрении вопросов культивирования
прекрасного нрава в арабо-
Добродетель, в соответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых с двух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.
В
арабской философии распространялась
вера в преобразующую силу просвещения,
развивалось уважение к опытному
знанию и человеческому разуму. Все
это нашло воплощение в больших
достижениях математики, медицины,
астрономии, географии, эстетики, этики,
литературы, музыки и свидетельствовало
об энциклопедичности арабо-
Исламская словесность. Художественная культура
В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков. В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами. Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа.Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
Информация о работе Доминанты арабо-мусульманского типа культуры