Домашнее хозяйство и подходы к пониманию

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Казалось, только рынок покончит с низким массовым качеством труда, дефицитом, блатом и взятками. Российское общество уже 20 лет фактически и формально живет в рыночной экономике. В моём реферате рассмотрены ключевые понятия - хозяйственная культура и повседневная хозяйственная культура, а также проблематика и направления изучения домашнего хозяйства в культурологии.

Содержание

Введение
Ключевые понятия темы
Проблематика и направления изучения домашнего хозяйства в культурологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Домашнее_хозяйство_подходы_к_пониманию (2).doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

 

Введение

 

Изучение хозяйственной сферы  культуры было и остается актуальным потому, что хозяйство, как справедливо  утверждал С. Н. Булгаков, связано с борьбой за жизнь. Ведение хозяйства, производство продуктов, вещей было и остается важнейшим условием сохранения и развития жизни людей. Изучение хозяйства на повседневном уровне показывает взаимодействие микроисторического и макроисторического уровней жизни, взаимосвязь специализированного и повседневного уровней культуры, чем достигается целостное понимание истории и культуры.

К осмыслению культуры побуждают три обстоятельства:

     1) нормальная для бывшего советского человека ностальгия по своему советскому прошлому

     2) желание понять это прошлое в связи с тем, что многие интерпретации и оценки его вызывают несогласие или сомнение

     3) реалии настоящего – современности. Широко распространен тезис, согласно которому интерпретация и понимание настоящего возможны только через актуализацию прошлого.

Меньше известна вторая часть тезиса: прошлое понимается только через настоящее. Многие из современных россиян имеют прошлое и помнят, что в условиях планово-централизованного хозяйства, с его многочисленными проблемами, многим казалось: рынок, открытое общество и плюрализм решат все проблемы. Казалось, только рынок покончит с низким массовым качеством труда, дефицитом, блатом и взятками. Российское общество уже 20 лет фактически и формально живет в рыночной экономике.

В моём реферате рассмотрены ключевые понятия - хозяйственная культура и повседневная хозяйственная культура, а также проблематика и направления изучения домашнего хозяйства в культурологии.

 

Ключевые понятия темы

 

Ключевые понятия темы – хозяйственная культура и повседневная хозяйственная культура. В современном социокультурном знании определения хозяйственной культуры опираются на экономическую и философскую традиции осмысления этого феномена. Рассмотрение этих научных традиций, проведенное К. Ф. Завершинским, показало: с точки зрения экономической традиции культура вообще, и в хозяйственной сфере в частности, сводится к нормам и технологиям, обеспечивающим оптимальное использование ресурсов (человек здесь тоже «ресурс»), ради получения наибольшей пользы и/или удовольствия (удовлетворение потребностей). Экономическая традиция, изложенная в теории А. Смита, предполагает, что духовное развитие наилучшим образом обеспечивается цивилизованной экономикой. В свете философской традиции, сформулированной в трудах С. Булгакова и Э. Фромма, хозяйственный порядок всегда включал в себя компоненты, содержание которых существенно важнее экономических – нравственные идеалы, религиозные представления о смысле жизни, эстетические и художественные каноны, а цель экономики заключается в служении этим подлинным ценностям, так как их существование первично по отношению к хозяйственной системе.

Хозяйственно-производственная деятельность способна обрести духовно-творческую значимость тогда, когда она выступает проявлением духовного развития общества. Видится справедливым вывод Завершинского, что можно просто следовать одной из традиций, но лучше найти путь их объединения.

 Здесь необходимо коснуться вопроса о соотношении терминов «экономический» и «хозяйственный». Одними авторами они используются как синонимичные. Другие авторы рассматривают их как понятия близкие, но не тождественные: считается, что термин «экономический» имеет более узкое содержание, чем «хозяйственный». «Экономическое» понимается как совокупность специфических действий. Термин «хозяйственный» включает действия, «которые содержат одновременно экономические и неэкономические элементы. Неэкономические действия в рамках хозяйства могут преследовать достижение экономических целей неэкономическими средствами (например, присвоение чужой собственности путем угроз и насилия) или использовать экономические средства для преследования неэкономических целей (например, повышение социального статуса путем накопления капитала)».

В исследовании повседневной хозяйственной культуры термины «экономический» и «хозяйственный» используются как синонимичные.

Хозяйственная (экономическая) культура понимается как «проекция» культуры на сферу социально-экономических отношений; совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей; система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной деятельности, определяющих форму ее существования, восприятие ее обществом; целостный образ жизни со своим менталитетом, ценностями, складывающийся и развивающийся на протяжении столетий [3]; совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти хозяйственного развития; «не просто существующие в обществе идеальные представления о хозяйстве, а всегда и ценностные отношения (межчеловеческие) по поводу объектов – носителей ценности как в вещественной, так и в идеальной форме».

Н. Н. Зарубина в структуре хозяйственной культуры выделяет универсальные базовые ценности: труд, собственность, богатство, практицизм и рациональность, профессионализм, предприимчивость.

При всем многообразии определений хозяйственной культуры в современном социокультурном знании, тем не менее, есть потребность сформулировать определение, основанное на широком культурологическом понимании культуры. В решении этой задачи теоретической базой выступает многолинейный эволюционизм, системный подход к исследованию культуры, (синергетика) и деятельностный подход к пониманию культуры.

Проблематика и направления изучения домашнего хозяйства в культурологии

 

Проблематика домашнего  хозяйства в современной экономико-теоретической  литературе исследуется, по преимуществу, в рамках неоклассического подхода (функции домохозяйства в системе кругооборота ресурсов, теория потребительского поведения и пр.) и институционального подхода (семья как институт, исследование внутренней структуры домохозяйств, его функционирование в условиях неопределенной внешней среды и пр.), что в целом дает определенные положительные результаты однако, является недостаточным для панорамного видения проблемы и для понимания места и роли домохозяйства в общественном воспроизводстве. В связи с этим существует научная потребность в разработке «политической экономии домашнего хозяйства». Что же касается прикладного аспекта, то высокая значимость темы домашнего хозяйства связана с современной хозяйственной ситуацией в России, которая требует конкретного изучения домашнего хозяйства, применительно к разной социально-экономической обстановке. Явно неразработанным является также аспект жизнедеятельности домохозяйств на региональном и местном уровнях (в том числе на уровне малого города).

В силу своей специфики, домашнее хозяйство как научная  и прикладная проблема исследуется  представителями различных наук - социологами, демографами, статистиками, экономистами (теоретиками и прикладниками).

 

Подходы к исследованию домохозяйства:

1. Домохозяйство в системе отношений по поводу производства и воспроизводства человека.

2. Домохозяйство как участник стадий общественного воспроизводственного процесса.

3. Домохозяйство как первичная ячейка воспроизводства на индивидуальном уровне.

4. Домохозяйство как совокупность функций, опосредующих воспроизводство человека.

5. Три измерения воспроизводства  человека на уровне домохозяйства:  биологическое, экономическое, социальное.

6. Степень включенности домохозяйства в общественное разделение труда (посредством занятости населения на предприятии, спроса, формируемого населением и сбережений населения).

7. Степень обособленности (самодостаточности) домохозяйства. 

8. Экономические интересы  домохозяйств, как форма выражения экономических отношений (побудительный мотив участия в общественном разделении труда и экономической деятельности внутри домохозяйства).

9. Трансформация типов  домохозяйства в зависимости  от исторического периода. 

          10. Возникновение домохозяйства как переход от присваивающего к воспроизводственному ведению хозяйства.

          11. Домохозяйство традиционного и рыночного типа [9].

          12. Типизация домохозяйств в зависимости от основного источника доходов: наемный труд, предпринимательство, доходы от собственности, сельскохозяйственный труд и пр.; в зависимости от месторасположения: городское и сельское домохозяйства; в зависимости от структуры семьи: нуклеарная семья, многопоколенная семья, неполная семья, семья, представленная одним человеком. Определение домохозяйства в рамках политической экономии

          13. Домохозяйство - неотъемлемое звено системы общественного воспроизводства, а также как относительно обособленный субъект, организованный семьей и реализующий, в соответствии с экономическими интересами, как экономические, так и более широкие социокультурные цели и функции, на базе собственных и привлеченных ресурсов, связанные с воспроизводством человека в экономическом, социальном и биологическом аспектах.

         14. Домохозяйство это также система отношений, складывающаяся по поводу формирования человека в трех измерениях.

 

Домашнее хозяйство  как система функций 

         15. Функции домохозяйства, связанные с биологическим воспроизводством (воспроизводством непосредственно жизни): репродуктивная, экологическая, рекреационная.

         16.Функции домохозяйства, связанные с воспроизводством человека как работника - рабочей силы (воспроизводство средств к жизни): внешние - потребительская, производственная, страховая, налоговая; внутренние - труд самообслуживания, накопление имущества и финансовых средств, финансовая -формирование и расходование бюджета и пр.

        17.Функции домохозяйства, связанные с воспроизводством человека как личности: педагогическая (образовательная, воспитательная, развивающая), коммуникативная, социокультурная и пр.

        18.Функции, связанные с управлением процессами, происходящими в домохозяйстве: планирование процессов, происходящих в домохозяйстве; распределение обязанностей и ресурсов между членами домохозяйства; координация и контроль процессов в домохозяйстве; принятие согласованных решений, касательно экономической деятельности домохозяйства.

 

Заключение

 

К ключевым понятиям культуры домашнего хозяйства относятся хозяйственная культура и повседневная хозяйственная культура. Культурологическое определение хозяйственной культуры выстраивается на основании широкого культурологического понимания культуры как многосторонне-целостного способа бытия людей, как специфического адаптирующего механизма общественной жизни и как саморазвивающейся системы, состоящей из подсистем. Определение повседневной хозяйственной культуры строится на понимании повседневности, которая «охватывает все» и на выделении в культуре специализированного и обыденного (повседневного) уровней.

Хозяйственная культура — это деятельность, направленная на создание материальных условий жизни  человека как творца «второй природы». В нее входит прежде всего экономическая  деятельность — средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Проблематика домашнего  хозяйства в современной экономико-теоретической  литературе исследуется, по преимуществу, в рамках неоклассического подхода и институционального подхода.

Основное изучение домашнего  хозяйства сводится к проблематике домохозяйства, пониманию его структуры, функций, его типизация и роль.

 

Список использованной литературы

 

  1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М.–Новоси-бирск, 2002.
  2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – М., 1998.
  3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1997.
  5. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2001.
  6. Культурология / Г.В. Драч. – Ростов н/Д, 1998.
  7. Культурология / Н.Г. Багдасарьян. – М., 2004.
  8. Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.
  9. Левяш И.Я. Культурология. – Минск, 2000.
  10. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. – М., 1992.
  11. Полищук Е.И. Культурология. – М., 1998.
  12. Сидорова, Г. П. Повседневная хозяйственная культура России 1960–1980-х годов в массовой литературе: подходы к изучению / Г. П. Сидорова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 278 с.

 


Информация о работе Домашнее хозяйство и подходы к пониманию