Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Третьяковской галереи как образца собирательской и меценатской деятельности братьев Третьяковых.

Курсовая работа имеет следующие задачи:
Выявление особенностей и традиций коллекционирования и меценатства в России
Знакомство с жизнью Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, их меценатской и собирательской деятельностью
Ознакомиться с историей создания Государственной Третьяковской галереи и её современным состоянием

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..………...2

Глава 1. Традиции благотворительности и меценатства в России..................................4

Глава 2. Братья Третьяковы-коллекционеры и меценаты

2.1. П. М. Третьяков – коллекционер русской живописи………………...…………..12

2.2. С. М. Третьяков – коллекционер древнерусской живописи……………….17

Глава 3. История создания Государственной Третьяковской галереи и её

современное состояние

3.1. История создания Третьяковской галереи……………………………….………………..22

3.2. Третьяковская галерея в наши дни……………………………………………………………….32


Заключение.............................................................................................................................................................................................38

Список литературы и источников…………………………………………..………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Третьяковы.docx

— 88.89 Кб (Скачать)
lign="justify">        В августе 1892 г. Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

         «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, — писал Третьяков в Московскую городскую думу, — ныне же приношу в дар... всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».

         15 августа 1893 г, состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

         Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Например, в первый год он пополнил собрание тридцатью картинами, двенадцатью рисунками и мраморной статуей М. М. Антокольского «Христианская мученица».

          Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 г.

        «При всей своей чрезвычайной простоте, скромности и сдержанности, — отмечал журналист Н.Полевой, — Павел Михайлович несомненно носил в своем сердце сознание того, что он делает хорошее, важное и нужное дело; он несомненно гордился своею чудною галереею, собранною трудом всей его жизни, по его замыслу и почину, по плану, который ему одному был известен... Он сознавал, что его милое детище, выношенное и выхоленное в его сердце, должно и в потомстве остаться его личного собственностью — плодом его личного творчества. Передавая городу свою галерею в вечное владение, он пожелал, чтобы никакие новые приобретения не были вносимы в состав того, что было им собрано, а вешались бы отдельно, не нарушая цельности и гармонии собранного им сокровища. Он как бы хотел этим сказать: «Возьмите и владейте всем, что я собрал и создал; но оставьте же на всем собранном печать моего личного труда, личной моей мысли и творчества!».

        П.М.Третьяков скончался в Москве 4 декабря 1898 г.; погребен на Даниловском кладбище. В 1948 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище.(9) 
 

2.2. С. М. Третьяков – коллекционер древнерусской живописи 

        Сергей Михайлович Третьяков(1834-1892) — купец-предприниматель, общественный деятель, меценат, собиратель западноевропейской живописи. Брат Павла Михайловича Третьякова.

       Родился 19 января 1834 г. в Москве; принадлежал к старому купеческому роду. Отец Михаил Захарович Третьяков дал и старшему сыну Павлу, и младшему Сергею хорошее домашнее образование. Вместе с тем, в семье с ранних лет приучали детей к труду. Оба брата начинали «мальчиками» в лавке отца.

        В 1850 г. скончался глава семьи. Торговые дела вела до 1859 г. его вдова, Александра Даниловна. В январе 1860 г. братья Третьяковы открыли на Р1льинке лавку по продаже русских и иностранных полотняных, бумажных и шерстяных товаров: в Москве появилась новая торговая фирма «П. и С. Третьяковы и В.Коншин». Возглавил фирму Павел Третьяков. Сергей стал заниматься организацией оптового сбыта товаров и торговыми операциями с зарубежными партнерами. В.Коншин (муж их сестры Елизаветы) вел торговлю в самом магазине. Почти до 1889 г. С.М.Третьяков занимался делами семейного предприятия.

         Подобно брату, Сергей Михайлович принимал активное участие в общественной жизни родного города. Его дважды избирали городским головой (1877—1881). «Умный, культурно-образованный, — писал о нем как о городском голове губернатор Москвы В.М.Голицын. — обладавший прекрасным, но очень твердым характером, он умел как нельзя лучше покорять сердца, одушевлять своих сотрудников и сотоварищей, внушать им любовь и преданность делу, которое сам он безгранично любил и которое знал до мельчайших подробностей».

        Сергей Михайлович был известен в Москве как благотворитель. Им пожертвованы крупные суммы на детские приюты, больницы, училища. Он выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870—1871 гг. Сергей и Павел Третьяковы устроили проезд между улицей Никольской и Театральным проездом, который получил наименование Третъяковского.

         Художественные интересы С.М.Третьякова развились под влиянием старшего брата. В юности он больше увлекался музыкой, брал уроки пения. Но постепенно интерес к изобразительному искусству стал играть большую роль в его жизни. Он был деятельным членом московского Общества любителей художеств (состоял его председателем в 1890-1892 гг.), Московского художественного общества. Сергей Михайлович, кроме того, принимал участие в работе московского отделения Русского музыкального общества и состоял его председателем более двадцати лет — с 1869-го по 1889 г. В 1881 г. участвовал в организации в Москве Всероссийской промышленно-художественной выставки. На его средства в 1881 —1887 гг. издавался «Художественный журнал».

         Сергей Михайлович стал — не без влияния старшего брата — увлеченным коллекционером. Первоначально он покупал картины русских художников. «Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С.М.Третьякова, — писал о его коллекции И.Э.Грабарь. — Здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех. которые ныне составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова — «В парке виллы «Дориа» и «Вид из Помпеи на Кастелламаре», один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина. «Птицелов» Перова, «Украинская ночь» Куинджи, «Лунная ночь» крамского, «Бабушкин сад» Поленова и много других». Третьяков приобрел картины А.П.Боголюбова «Ипатьевский монастырь близ Костромы» и «Летняя ночь на Неве у взморья», три картины В.В.Верещагина — «Повозка в Дели», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сихри», «Факир Бомбейской провинции», Ф.А.Васильева — «В крымских горах». К.Ф.Гунна «Попался!». Все эти полотна были куплены собирателем у авторов по совету П.М.Третьякова.

         В коллекции С.М.Третьякова с 1875 г. находился портрет Н.Г.Рубинштейна, выполненный В.Г.Перовым. Рубинштейн был другом детства братьев Третьяковых, и дружба их поддерживалась до самой смерти композитора.

        В собрание С.М.Третьякова входило и несколько скульптур русских мастеров: «Христос и Иван Грозный» М.М.Антокольского. «Кобыла с жеребенком» П.К.Клодта, «Мальчик с обезьяной» Н.А.Лаверецкого. «Мальчик в бане» С.И.Иванова, «Достоевский» Л.А.Бернштама.

        Войдя во вкус в приобретении картин. Сергей Михайлович остановил свой выбор на современной европейской живописи. Такое решение было вызвано стремлением не составлять конкуренции брату. «Он любил живопись страстно, — писал Павел Михайлович Репину, — и если собирал не русскую, то потому, что я ее собирал, зато он оставил капитал для приобретения только русских художественных произведений».

        Благоприятствовали такому выбору и поездки Сергея Михайловича за границу по делам семейного предприятия. Чаще всего он бывал во Франции, где и приобрел многие полотна для личной коллекции. Порой при покупке картин он прибегал к советам И.С.Тургенева и А.П.Боголюбова, близко знавших художественный мир Парижа.

         Свою собирательскую деятельность Сергей Михайлович начал в первой половине 1870-х гг. Начало собранию положили картины французских художников. Впоследствии он приобретал и произведения других школ. Немецкую живопись представляли в его коллекции А.Менцель, О.Ахенбах. Л.Кнаус. голландскую — Израэльс, Альма Тадем, испанскую — Фортуни, Тускес. «Тонкий, разносторонний и последовательный вкус' Сергея Михайловича, — отмечал Грабарь, — тщательно и неспешно выискивал на западном художественном рынке высокие образцы иностранного искусства минувшего века, и таким образом была создана коллекция, которая среди русских собраний подобного рода стоит на первом месте».

       Ядро коллекции составляли картины французских художников 1840— 1880-х гг. Самыми ранними по времени создания были в этом собрании картины Ж.Л.Давида («Портрет Энгра») и Э.Делакруа («Потерпевшие кораблекрушение»). Великолепно, лучшими своими произведениями были представлены барбизонцы: от их предтечи К.Коро («Купание Дианы») до Т.Руссо, Ш.Ф.Добиньи, Ж.Депрена, К.Тройона, Диаса де ля Пенья. Были в собрании Сергея Михайловича и работы Г.Курбе («Море у берегов Нормандии»), Ж.Бастьен-Лепажа («Деревенская любовь»), а также полотна Мейссонье, Лоранса, Кабанеля, Бонна, Данья-Бувре.(10)

         «Особенно драгоценна та часть собрания, — писал Грабарь, — где представлены мастера так называемой барбизонской школы и над составлением которой Сергей Михайлович трудился с исключительной разборчивостью и любовью. Картины Милле, Руссо, Коро, Диаза, Добиньи блестяще развертывают перед зрителем в собрании Сергея Михайловича одну из гениальных страниц новейшей живописи, и мимо этих полотен не может пройти ни один историк искусства, изучающий творчество «барбизонцев».

        В общей сложности в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников.

Первоначально Сергей Михайлович жил вместе с братом в Лаврушинском переулке, в доме, который они приобрели в 1851 г. Женившись, он переехал на Мясницкую, а в 1871 г. приобрел старинный особняк на Пречистенском бульваре. По проекту А.С.Каминского дом был перестроен. Именно в этом особняке и размещалась с самого начала его художественная коллекция.

          Дом С.М.Третьякова привлекал представителей московской художественной интеллигенции. Здесь любили бывать художники и музыканты. В числе именитых гостей тут принимали П.И.Чайковского. Н.Г.Рубинштейна, И.Е.Репина. «Редкий художник, — отмечалось в предисловии к «Каталогу художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых», — не бывал в его особняке на Пречистенском бульваре. По проекту Каминского дом был перестроен, а в 1851 г. Приобрел старинный особняк на Пречистенском бульваре и не любовался замечательным собранием картин иностранных художников, главным образом французских мастеров XIX века».

         Однако для публики собрание было почти недоступно, так как Сергей Михайлович подолгу бывал за границей, а с 1889 г. стал жить в Петербурге. В 1892 г. он решил продать особняк и намеревался перевезти свою коллекцию в Петербург. Внезапная смерть помешала этим планам.

         Произведения из собственного собрания С.М.Третьяков неоднократно экспонировал на многочисленных выставках, причем преимущественно за рубежом. Таким образом его собрание получило европейскую известность.

        С.М.Третьяков скончался 25 июля 1892 г. в Петергофе. 29 июля его тело было привезено в Москву и погребено на Даниловском кладбище.

        Согласно завещанию, вся коллекция Сергея Михайловича перешла в распоряжение Павла Михайловича Третьякова. По описи, составленной сразу же после смерти собирателя, в его доме значилось 75 картин западноевропейских художников, восемь рисунков, пять танагрских статуэток, а также несколько картин и скульптур русской школы. Коллекция была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 г. была выставлена в двух специально для нее пристроенных залах. Причем первый зал носил мемориальный характер. В нем висел портрет С.М.Третьякова, написанный В.А.Серовым по просьбе Павла Михайловича. Здесь же экспонировались вещи из кабинета Сергея Михайловича: мебель, письменный стол, гобелены, настольная лампа, серебряные часы.

         Во втором зале самое почетное место было отведено последнему приобретению. Сергея Михайловича, жемчужине его коллекции, полотну К.Коро «Купание в лесу».

        В 1925 г. картины западной школы, некогда принадлежавшие С.М.Третьякову, перешли в Музей изящных искусств (ныне их насчитывается здесь более сорока). Несколько картин оказалось в Эрмитаже. С тех пор не стало мемориального кабинета в Третьяковской галерее.

         Особняк на Пречистенке перешел по наследству сыну собирателя — Николаю Сергеевичу, а после его смерти в 1896 г. Стал собственностью П.П. Рябушинского. Брата известных московских коллекционеров. Здание это сохранилось (ныне Гоголевский бульвар, д. 6).(11) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. История создания Третьяковской галереи и её современное состояние

3.1. История создания Третьяковской галереи   

     Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась и до наших дней.(12) 
        Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".      

       Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (около 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "...Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв". 
        Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

        Кем же был Павел Михайлович Третьяков и чем руководствовался он в своих действиях и начинаниях? Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, и в славе и в безвестности он был достойным продолжателем торгового дела своего деда - московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой "табели о рангах". Третьяков умер именитым, почетным гражданином города Москвы, немало приумножив капитал своих предков.

        Но "...моя идея, - скажет он в конце пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь..." Как видим, идея общественного служения, типичная для его эпохи, по-своему им понятая и истолкованная, вдохновляла его.

       Третьяков - коллекционер был в известном роде феноменальный. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. "Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И.Н.Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем". Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. "Третьяков по натуре и знаниям был ученый", - скажет в 1902 году в своей "Истории русского искусства" художник и критик А.Н.Бенуа. 

      Третьяков никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях... Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

        Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно общественному признанию. "Признаюсь Вам откровенно, - писал в 1877 году И.Е.Репин П.М.Третьякову, - что если уж его продавать (речь шла о картине Репина "Протодьякон". - Л.И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи". Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной. 
  Художники и историки искусства давно уже заметили, что, "не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного хода...", ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М.Нестеров). Или: "...Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве" (А.Бенуа).  

   Размах собирательской деятельности  и широта кругозора П.М.Третьякова  были поистине удивительны. Каждый  год, начиная с 1856 года, в его  галерею поступали десятки, а  то и сотни работ. Третьяков,  несмотря на свою расчетливость,  не останавливался даже перед  очень крупными тратами, если  этого требовали интересы его  дела.(13)

 
 

Он покупал  заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В.Г.Перова или с "Иваном Грозным..." И.Е.Репина. Покупал, если даже не все  в картине отвечало его собственным  взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской  губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.(14)

        Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII - первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П.М.Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

      Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.  

 С  приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.  

   По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых" (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года.

  После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.

В его  состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959). 
 
   В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М.Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей.  
 

   В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.  

   Новый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость. (15)  

 
 
 

   В связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к началу 1930-х годов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И.С.Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С.М.Третьякова, М.А.Морозова и других дарителей. 
 
   За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики.        Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.  
 

гг.
 
   Быстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А.В.Щусева и Л.В.Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н.П.Сукоян и др., 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О.К.Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус - депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.  

   За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. В процессе перестройки здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрели многие находящиеся в непосредственной близости к галерее историко-архитектурные памятники, включенные теперь в ее состав. Так, восстановленной после разорения 1930-х годов и отреставрированной церкви Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) придан статус "домовой церкви" при музее, то есть церкви и музея одновременно; в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции русской графики и древнерусского искусства. Разрабатываются проекты постройки нового выставочного зала на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. 

 
 

        Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Информация о работе Братья Третьяковы - коллекционеры и меценаты. Создание Государственной Третьяковской галереи