Бихевиоризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

Содержание

Введение

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии

3. Тест «Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по культуре речи.docx

— 32.23 Кб (Скачать)

     Министерство образования и науки Россий Федерации

     Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

     Всероссийский заочный финансово–экономческий институт 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     Дисциплина: «Культура речи и деловое общение» 
 
 
 
 
 

     Выполнила                                                         Заблоцкая О.Н.

     Студентка                                                           1 курса, 2 поток (утро)

     Специальность                                                    ФиК

     № зачетной книжки                                            11флд10484

     Преподаватель                                                    Шаров В.Д. 
 
 
 
 

Брянск

2011 г.

 

      Содержание 

Введение

1. Охарактеризуйте  сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

2. Охарактеризуйте  основные положения когнитивной психологии

3. Тест  «Какое  психологическое положение из  перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Исследования  в области психологии и этики  делового общения, проводимые в странах  Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений  общей и социальной психологии при  решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких  направлений, как бихевиоризм, когнитивная  психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская  психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

     Цель  данной работы заключается в изучении сущность бихевиоризма, основные положения  когнитивной психологии, положение гештальт-психологии.

 

      1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем 

     Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как  совокупность физиологических реакций  индивида на внешние стимулы. Влиятельным  направлением в психологии, которому приписывается «революционное»  значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной  предпосылкой стали исследования поведения  животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения  человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э.Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной  психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему  реакций организма на внутренние и внешние раздражители.

     Основатель  данного направления в психологии – американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). В 1913 г. он сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа. Таким образом, человек объясняет свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя – это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно. Поэтому, следует изучать поведение других людей и их реакцию на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его положения объясняют влияние внешних факторов на поведение людей их деятельность и межличностное общение.

     Бихевиористы  считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать  и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как  опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован  на процессе научения. Работы И. П. Павлова  (1849—1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики.

     Предметом изучения бихевиористов были поведение  и активность. Активность - внешняя  и внутренняя - описывалась через  понятие «реакция», к которой  относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы  объективными методами - сюда относятся  и движения, и, например, секреторная  деятельность.

     В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

     Принципы  классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная  практика не подтвердила правомерность  исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать  разные реакции, одна и та же реакция  может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула  не подвергалось сомнению; однако встал  вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие  идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение  еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события  в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

     Одним из наиболее авторитетных бихевиористов  является Б. Скиннер, предположивший, что  поведение может строиться и  по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и  обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется  в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия  были неприятны. Иными словами, не субъект  выбирает поведение, но вероятные последствия  поведения управляют субъектом.

     Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым  делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая  «пошаговое» овладение деятельностью  с подкреплением каждого шага.

     Особым  направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е  гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление  о том, что человек может овладевать поведением не через собственные  пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые  сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение  без проб» Это важное отличие  предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются  способы реализации агрессивного и  кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.

     Бихевиоризм положил начало возникновению и  развитию различных психологических  и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

     Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии  бихевиоризма объяснить психическую  деятельность человека. Они выступили  с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).

     Психология, какой ее видят бихевиористы, является объективной отраслью естественных наук. Ее теоретическая цель — предсказание и контроль поведения. Интроспекция не образует существенной части ее методов, научная ценность ее данных не зависит от степени их готовности предоставить себя в распоряжение объяснений в терминах сознания. 
 

     2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии 

     Позиции бихевиористов были подвергнуты  критике представителями когнитивной  психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий  внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

     Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и  сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.), она ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д. Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.

     Начало  этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в  их поведении, были обоснованы также  в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так  же, как и устройство организма  генотипом».

     Когнитивный подход в исследовании сознательного  поведения человека заключается  в стремлении понять, каким образом  мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать  проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

     Психология  личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода  к изучению поведения, разработанный  в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается  в том, что разные люди по-разному  осознают и оценивают явления  действительности и принимают в  связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять  их насущные задачи. Такой подход характеризуется  как конструк­тивный альтернативизм. Ученый обосновывает положение об избирательном  характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».

Информация о работе Бихевиоризм