Архитектура московского метро

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Необходимость в скоростном транспорте, не загромождающем улиц и не имеющем пересечений в одном уровне, каким является метро, ощущается в большинстве крупнейших городов мира. Обычно сохраняется планировка, сложившаяся исторически, в течение ряда веков. Все возрастающий поток всех видов транспорта и пешеходов тормозится существующей системой улиц, пропускная способность которых быстро исчерпывается. В связи с большими заторами, в особенности на перекрестках, наземный городской транспорт перестает удовлетворять потребность населения в перевозках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
История строительства метрополитена………………………………….……4
Архитектура и оформление метрополитена………………………………….8
Именные поезда……………………………………………………………….14

Заключение……………….……………………………………………….…….19

Список использованной литературы………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Мировая культура и искусство.doc

— 1.84 Мб (Скачать)

     

     «Метростроевцы» на станции метро «Комсомольская

     На  станции метро «Партизанская» оформление посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы белым мрамором, низ — коричневой керамической плиткой. Путевые стены украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней (по одной из версий, фрески убрали из-за того, что многие пассажиры засматривались на них и падали на средний путь). На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Наземный вестибюль отделан белым и красным мрамором.

     .

     «Партизаны» на станции метро «Партизанская» 

     Согласно  проектному решению, на сводах станции «Трубная» установлены водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика, путевые стены и колонны облицованы мрамором светлых тонов, вставки между колоннами — тёмно-зелёным. По словам главного архитектора станции Владимира Филиппова, первоначально для облицовки стен и колонн предполагалось использовать каррарский мрамор желтоватых тонов, однако в Москву привезли мрамор сероватого цвета. Простой геометрический рисунок гранитного ковра на полу повторяет ритм порталов с чередованием светло-серого и черного камня. Для освещения станции используется мягкий закарнизный свет (над порталами — оранжевый, по всему залу — белый), а также 18 бульварных фонарей с кронштейнами в стиле модерн. Для украшения интерьера и удобства пассажиров в перемычках между колоннами висят витражи с изображениями древних городов России и установлены скамейки. Над торцевыми проходами центрального зала установлены панно. Автор витражей и панно — Зураб Церетели. На платформе расположена диодная светящаяся полоса, которая обозначает безопасную границу до ее края.

 

     Панно и витраж Зураба Церетели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Именные поезда
 

     Именные поезда Московского метрополитена — составы, имеющие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имеют какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей может быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.

     В последние годы в именных составах принято как минимум тематически  оформлять салоны вагонов изнутри. В таких вагонах метрополитен не размещает рекламу (вся появляющаяся в них реклама нелегальна, размещается частными расклейщиками). При необычном оформлении составов могут возникать сложности с эксплуатацией состава: при технических неполадках одного вагона он не может быть заменён на резервный, и весь состав вынужден простаивать.

     Именных поездов в истории московского  метрополитена было достаточно много, но на сегодняшний день действует  только 6.

     1. «Народный ополченец»

     Самый старый из действующих именных составов: начал работу на Горьковско-Замоскворецкой (сейчас Замоскворецкая) линии в 1989 году. Поначалу мало отличался от обычных поездов, дизайн был обновлён с 8 ноября 2006 года. Сейчас на вагонах надписи «Народный ополченец» и «1941—1945» (последняя на георгиевской ленте), внутри — материалы о Великой Отечественной войне.

       2. «Курская дуга»

     Запущен 8 мая 2003 года по Сокольнической линии в память о 60-летии Курской битвы. Появление этого поезда связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Бронепоезд был построен на пожертвования работников метрополитена, его экипаж также составляли работники метро. 5-7 июля 1943 года экипаж бронепоезда вёл тяжёлые оборонительные бои. Бронепоезд был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.

     Единственное  внешнее отличие от обычных составов — на головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички и надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами. Внутри в вагонах расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен».

     

     Поезд «Курская дуга»  

     3. «Красная стрела — 75 лет»

     Запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины первого фирменного поезда Москва Санкт-Петербург «Красная стрела».

     Внешний вид поезда разработан в СКБ метро  АО «Метровагонмаш». Снаружи он окрашен в красный цвет вместо обычного синего, горизонтальная полоса жёлтая вместо белой, крыши и торцы головных вагонов серебристые, на дверях вместо обычного рисунка стилизованное число 75. Внутри — жёлтые поручни, красные сиденья и красноватое с блёстками покрытие пола, а на стенах расклеены материалы об истории поезда «Красная стрела».

     29 марта 2010 года состав пострадал в теракте на станции Лубянка. Сильно повреждены второй по ходу следования вагон и находящийся рядом головной. В полном соответствии с сообщением ИТАР-ТАСС, пострадавшие в результате взрывов вагоны были отремонтированы; один из них был заменён на новый, и, после завершения следственных действий и ремонта, поезд вновь вышел на линию 15 мая 2010г, в день 75-летнего юбилея московского метро. 

     

Состав  «Красная стрела — 75 лет» 

         4. «Акварель»

     Первый  именной поезд на Арбатско-Покровской линии, а также первый именной метропоезд, вагоны которого имеют конструктивные отличия от стандартных. Представляет собой картинную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы.

     Пять  вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов и фруктов. По сравнению с обычными вагонами этого типа отсутствует половина больших окон и сидения, которые должны располагаться под ними, на их месте расположены картины. Добавлено освещение над картинами. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений в вагоне.

     Запущен в 2007 году. Первоначально предполагалось использование только во внепиковые часы и по укороченному маршруту, позднее стал работать и в утренние часы пик на полной длине линии.

     В 2009 году экспозиция в поезде была обновлена (фотографии): в галерее были представлены работы из коллекции Русского музея.

     В 2010 году поезд вновь обновлён — теперь в нём представлены репродукции картин из собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.

     

«Акварель»  на станции Кунцевская 

5. «Читающая Москва»

     В августе 2007 года стало известно о  предложении о создании поезда, рассчитанного  на популяризацию литературы, главным образом среди детей. Предполагалось оформить поезд в виде детской книги, изобразить на стенах вагонов литературных персонажей и строчки из произведений мировой детской литературы.

     31 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» состоялась торжественная церемония пуска нового именного поезда «Читающая Москва».

     Шестивагонный состав литературного метропоезда  снаружи имеет художественное оформление с обозначением акции «Читающая  Москва». Внутри вагонов поезда размещены  изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.

     На  стенах первого вагона можно прочитать  отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Добрыня и змей», увидеть героев народных сказок — Колобка, Ивана-царевича и Царевну-лягушку.

     Второй вагон посвящен русским классикам. В его оформлении использованы отрывки из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Записок охотника» И. С. Тургенева, «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и репродукции известных сцен из этих произведений.

     Любителям произведений о природе и животных больше всего понравится третий вагон — здесь можно познакомиться с Лягушкой-путешественницей В. М. Гаршина и Серой Шейкой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

     Четвертый вагон посвящен литературе для самых  маленьких: здесь их будут ждать Айболит, Муха-Цокотуха, Старик Хоттабыч и Незнайка. Пятый вагон ориентирован на подростков — на стенах вагона отрывки из произведения В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» и повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Последний вагон посвящен произведениям зарубежной литературы. Здесь пассажиры встретятся с Антуаном де Сент-Экзюпери, Марком Твеном, Жюлем Верном, Гербертом Уэллсом и Амадеем Гофманом.

         6.«Сокольники»

     Ретропоезд «Сокольники» стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Представляет собой перекрашеный номерной с изменённой лицевой частью головных вагонов. Также переработан интерьер. Внутренняя обивка вагонов из того же материала, что была раньше, в старых вагонах — узорный пластик, использованы характерные для первых поездов метро светильники салона. Запущен 15 мая 2010 г, в день 75-летнего юбилея московского метро.

Информация о работе Архитектура московского метро