Архитектура и искусство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

Античной (от латинского слова antiquus — древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и поныне, хоть открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как привычный синоним классической древности, т. е. того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.

Работа содержит 1 файл

Древняя Греция..docx

— 1.11 Мб (Скачать)

Архитектура и искусство  Древней Греции.

 

Введение.

Античной (от латинского слова antiquus —  древний) назвали итальянские гуманисты  эпохи Возрождения греко-римскую  культуру, как самую раннюю из известных  им. И это название сохранилось  за ней и поныне, хоть открыты  с тех пор и более древние  культуры. Сохранилось как привычный  синоним классической древности, т. е. того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось  как понятие, точно отделяющее греко-римскую  культуру от культурных миров Древнего Востока.

Вот периоды, на которые принято  делить историю и искусство античного  мира:

    • Древнейший период — эгейская культура: III тысячелетие — XI в. до н. э. 
    • Гомеровский и раннеархаический периоды: XI—VIII вв. До н. э. 
    • Архаический период: VII—VI вв. до н. э. 
    • Классический период: V в. до последней трети: IV в. до н. э. 
    • Эллинистический период: последняя треть: IV—1 вв. до н. э. 
    • Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII—II вв. до н. э. 
    • Царский период Древнего Рима: VIII—VI вв. до н. э. 
    • Республиканский период Древнего Рима: V—1 вв. до н. э. 
    • Императорский период Древнег о Рима: I—V вв. н. э

В данной работе я постараюсь осветить развитие архитектуры и скульптуры Греции раннеархаического, архаического и классического периода.

Архаика.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь  в результате вторжений и перемещений  ахейских, дорийских, ионийских и  других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая  форма хозяйства, укрепившая различные  области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Заселившие Грецию племена, обнаружив  в занятой ими стране неистощимые  запасы известкового камня, который  был очень удобен для обработки  и легко добывался, начали строить  себе каменные жилища. С появлением дорийцев расселением их в южной  части полуострова начинается история  греческого строительства. Наряду с  дорийцами, которым приписывается  изобретение особого способа  постройки - дорического, на арену выходит  ахейско – ионическое племя с  его самостоятельным стилем- ионическим. Ход развития этих разноплеменных стилей, и возникшего рядом с ними, в  Коринфе, коринфского стиля, теряется во тьме веков. Все дошедшие до нас  развалины относятся к более  позднему времени.

Коренное отличие античной культуры от культуры Египта, Месопотамии или  Скифии вытекает из самого характера  греческой мифологии, которую затем, лишь переименовав на свой лад ее богов  и героев, заимствовали римляне.

Греческая мифология знаменует  конец Зверя, грозной и давящей  силы, олицетворяющей злые стихии, беспощадную  власть природы над человеком; Зверя, чей образ так часто служил человеку выражением неотвратимой судьбы. Зверь фигурирует и в древнейшем греческом эпосе, но всего лишь как  составная часть природы, а не как ее олицетворение и властелин. Ярость Зверя, конечно, страшна, как  страшна и разбушевавшаяся стихия, однако человек уже не склонен  испытывать священный ужас ни перед  львиным рыком, ни перед громом или  водопадом.

Главное в жизни — радость. А  радость рождает улыбку. И потому греческое искусство озарено  улыбкой. Величаво покойной улыбкой  радости.

Подготовительной ступенью греческого искусства, утверждающей для него некую  норму и фундамент, являются творения тех периодов, которые историки называют гомеровским (современным созданию гомеровских поэм) и раннеархаическим (от греческого слова «архайос» —  древний). До нас дошла расписная  керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего  лишь простые линии и концентричные  круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее — более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм.

Вот, например, надгробный кратер из Дипилона ( VIII в. дo н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей), на котором изображены похоронное шествие  и конское ристалище. Размеренность  и линеарная схематизация. Стройное чередование увенчанных треугольниками тонких, чуть изогнутых вертикалей, к которым сведены человеческие фигуры. Ясность и простота композиции и в то же время какая законченная, остро-изощренная декоративность!

Древние греки воспринимали природу  не в ее неразгаданных тайнах, а  в ее видимой объективной реальности, поэтому искусство должно было стать  реалистическим.

Человек — венец природы. И потому вслед за мифотворчеством искусство  должно изображать человека, наделенного  той доблестью и той красотой, что надлежит ему в себе выявить.

В конце VII—начале VI в. до н. э. в греческом  искусстве происходит знаменательный сдвиг. В вазовой росписи человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все  более реальные черты. Бессюжетный  орнамент теряет свое былое значение. Одновременно — и это событие  огромной важности — появляется монументальная скульптура, главная тема которой  опять-таки человек.

С этого момента греческое изобразительное  искусство твердо вступает на путь гуманизма, где ему суждено было завоевать немеркнущую в веках  славу.

Без преувеличения можно сказать, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Постоянные, часто общегреческие  состязания развивали у юношей силу мускулов, ловкость движений. Художник вдохновлялся красотой хорошо тренированного, упругого тела, а прекрасные статуи воодушевляли юношей на тренировку, давая  им образец вожделенного физического  совершенства. Архаические статуи изображают обнаженных юношей(куросов),атлетов, победителей  в соревнованиях. Греческие женщины  не участвовали тогда в спортивных состязаниях, так что красота  обнаженного женского тела не сразу  засияла в искусстве. Женщины(коры) были изображены в хитонах и плащах.

Улыбка озаряет лица всех этих архаических  куросов и кор: знаменитая «архаическая улыбка», вызывавшая столько догадок  в прошлом веке, когда были открыты  первые скульптуры тех времен.

Статуя Геры с острова Самое, исполненная, вероятно, в самом начале второй четверти VI в. до н. э. (Париж, Лувр). Мы не знаем, наделил ли художник улыбкой эту богиню, так как статуя (подражание в камне более древним деревянным скульптурам) дошла до нас без головы. В этом мраморе нас пленяет величавость фигуры, изваянной снизу до пояса в виде круглого столба. Застывшая, покойная величавость. Жизнь едва угадывается под строго параллельными складками хитона, под декоративно компонованными складками плаща. Творческим объектом художника была лишь монументальная стройность человеческой фигуры.

Упорное совершенствование в реализме —вот что, пожалуй, наиболее характерно для развития всего греческого искусства  этой поры. Его глубокое духовное единство перемалывало стилистические особенности, свойственные различным областям Греции.

Не отражаясь на общей направленности греческого искусства, такие вариации прекрасного качественно обогащали  общегреческий художественный идеал.

Стилистические особенности, выражающие различные оттенки этого идеала, присущи архаической скульптуре, но они более явственны в знаменитых памятниках великой греческой архитектуры, увы, дошедших до нас в полуразрушенном  виде. Стили, родившиеся в Элладе, живы и по сей день.

Греческая архитектура была, в первую очередь, храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, ибо культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества. Не священное «жилище» самого божества, подобно верхней башне вавилонского зиккурата, а его величественного изваяния в образе прекраснейшего мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, скажем снова, что не сумела создать сама природа, предоставив это дело человеку.

Сколь же прекрасным надлежало быть этому сооружению, в котором пребывало  совершеннейшее творение искусства: образ  бога, воспроизводящий человеческие черты и как бы сливающийся  в сознании с образом обожествленного  человека...

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище — целле, архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в  целлу только через дверь, так  что в ней царил полумрак, создававший  особо торжественное настроение. Но, в общем, мы почти ничего не знаем  о целлах, так как от них сохранились, в лучшем случае, бесформенные руины.

Колоннада, торжественно обрамляющая  целлу, — вот что преобладает  в нашем представлении о греческих  храмах.

Уже в архаическую пору в греческой  архитектуре ясно выявились два  стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на них верхней части здания с  покрытием.

Дорический, который можно считать  основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесенное дорийским завоевательным потоком, и характерен для Пелопоннеса  и Великой Греции (так назывались греческие поселения в Сицилии  и Южной Италии).

Вот перед нами дорическая колонна  с ее увенчанием. Как ясно, как  логично и просто вырисовывается вся композиция ордера! Стройное сочетание  вертикалей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математ! ческом расчете. Не придумаешь более органического  соотношения частей, каждая из которых  — как бы необходимое следствие, дополнение или гармонический корректив  предыдущей.

Массивный ствол с вертикальными  ложбинками — каннелюрами естественно  завершает круглая подушка —  эхин, поддерживающая более широкую  квадратную плиту — абаку. Вот  и вся капитель, геометрически  безупречная в предельной своей  лаконичности, стилистически определяющей строение колонны. На капителях мерно  располагается так называемый антаблемент. Он состоит из балки — архитрава, горизонтальная гладь которого мощно  протягивается непосредственно  над стволами; из фриза, расположенного над архитравом и расчлененного  на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости — метопы, на которые  так и просятся рельефные изваяния ; и из карниза. Выше антаблемента —  фронтон, величественный треугольник  которого увенчивает чередование колонн, являя собой идеальное обрамление многофигурной монументальной скульптуры.

Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной  внутренней силы, властному утверждению  мужественного начала в искусстве  ионический ордер противопоставляет  стремление к декоративности, к легкости форм, плавность линий, свое более  женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической .капители, с ее спиралевидными волютами, придающими всей колонне особое изящество и  живописность.

Легко вырастая над базой, ионическая колонна как бы распускается кверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчете, но этот расчет менее очевиден, не стесняет фантазии.

Ионический ордер возник в ионийских  городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, отражая художественные веяния, идущие с Востока.

Греческая архитектура эпохи расцвета сумеет гармонически сочетать в одном  памятнике оба стиля, выражающие два основных начала греческого художественного  гения.

Как человек, высшее разумное существо, сознает себя венцом природы, так, мнится нам, гармоничная и законченная  в своих строгих очертаниях греческая  колонна, уверенно вырастая на фоне моря или холмов, провозглашает торжество  разума над хаосом материи.

Роль колонны в греческом  зодчестве была великой и многообразной. Колонны опоясывали целлу, определяя  весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади (агоры), где  происходили народные собрания, или  у театра под открытым небом, колонны  образовывали портики, служившие убежищем от дождя или зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы; портики часто  возвышались и перед частными домами. Так что, согретая южным солнцем, вся жизнь греческих городов, где процветала торговля и бурлили  политические страсти, протекала на фоне или под сенью колонн.

Греческое искусство конца VI и начала V в. до н. э. остается, по существу, архаическим. Даже величественный дорический храм Посейдона в Пестуме, со своей  хорошо сохранившейся колоннадой, построенный  из известняка уже во второй четверти V в., не являет полного раскрепощения  архитектурных форм. Массивность  и приземистость, характерные для  архаической архитектуры, определяют его общий облик.

То же относится и к скульптуре храма Афины на острове Эгина, построенного после 490 г. до н. э. Знаменитые его фронтоны были украшены мраморными изваяниями, часть которых дошла  до нас (Мюнхен, Глиптотека).

В более ранни х фронтонах  ваятели располагали фигуры по треугольнику, соответственно изменяя их масштаб. Фигуры эгинских фронтонов одномасштабны (выше других только сама Афина), что  уже знаменует значительный прогресс: те, кто ближе к центру, стоят  во весь рост, боковые изображены коленопреклоненными  и лежащими. Сюжеты этих стройных композиций заимствованы из «Илиады». Отдельные  фигуры прекрасны, например раненый  воин и лучник, натягивающий тетиву. В раскрепощении движений достигнут  несомненный успех. Но чувствуется, что этот успех дался с трудом, что это еще только проба. На лицах  сражающихся еще странно блуждает архаическая улыбка. Вся композиция еще недостаточно слитна, слишком  подчеркнуто симметрична, не воодушевлена единым вольным дыханием. Подлинной  свободы еще нет. Но нам ясно, что  ее торжество уже близко.

Информация о работе Архитектура и искусство Древней Греции