Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, необходимо определить понятия, являющиеся ключевыми для рассматриваемой темы. В данном случае наиболее важное понятие – архитектоника.
Архитектоника (от греч. architektonike — строительное искусство) – 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.1 Слова архитектоника, архитектура, архитектор являются родственными по происхождению. Таким образом, понятие «архитектоника» может быть использовано для техт.д.

Содержание

Введение

Законы драматургии

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство.

События, их виды. Психологические составляющие организации события

Событийный ряд, как отражение сквозного действия

Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления

Замысел и его особенности при разработке представления

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Архитектоника сценарно.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

 

 При разработке сценария  необходимо помнить о таких  понятиях, как предсобытийный и  послесобытийный ряд. Предсобытийный  ряд – предшествуюшие событию  предлагаемые обстоятельства, а  послесобытийный ряд, соответственно, - обстоятельства, следующие вслед  за событием. На сцене ничего  не возникает из ниоткуда –  оно всегда обусловлено предыдущими  событиями, ничто не исчезает  в никуда – для этого есть  послесобытийный ряд. Последний  заключает в себе в добавок  функцию катализатора, а именно, послесобытийный ряд, дает новые  предлагаемые обстоятельства для  другого события в рамках замысла.  Мышление событийным рядом - это  мышление действием в сценической  его реализации.

 

 Театрализованное представление  практически всегда ставится  по случаю какого-то исторического  и общественно значимого крупного  события. Построение театрализованного  концерта строится по законам  драматургии, диктуется внутренней  пружиной развития исходного  события или событий. 

 

 События имеют двойственную  пространственную и временную  характеристики. Рассмотрим двойственность  во временном аспекте. Имеется  ввиду, что реальное событие,  явившееся основой (или являющееся  элементом) праздника уже свершилось  в прошлом. Т.е. имея определённые  «исторические корни» в прошлом,  событие разворачивается и в  настоящем – на сценической  площадке. Двойственность события  в пространственном смысле заключается  в разделении пространства реального  – в котором событие происходило  по факту, и пространства сценического  – пространство данного праздника. Таким образом, необходимо соблюдение двух нюансов. Первый касается устранения временной двойственности. Необходимо соответствие костюмов, танцев, песен, манеры разговора, предметов обихода и т.д., т.е. элементов той эпохи, в которой произошло событие. И второй нюанс касается пространственной амбивалентности. То или иное пространство, в котором происходит то или иное событие, должно быть отражено в режиссёрском решении и в сценографии.

 

 Таким образом, при  подготовке к празднику очень  важно попытаться учесть все  нюансы, тонкости.

 

 

Замысел и его особенности  при разработке представления

 

 

 Замысел театрализованного  мероприятия – та отправная  точка, тот первый кирпичик  в основании будущего дворца, наполненного различными идеями, творческими находками – сценария. Ниже мы попытаемся определить  этапы разработки сценария, но, необходимо  сделать важную оговорку. Данные  этапы необязательно выделяются  в процессе работы. Часто создание  сценария – стихийный, неупорядоченный  процесс.

 

 Первый этап разработки  замысла представления – определение  темы и идеи будущего действа.  Главная идея представления –  основная мысль режиссёра. На  этом же этапе автор сценария  должен продумать основные ключевые  моменты представления. При разработке  сценарно–режиссерского замысла  театрализованного представления,  нужно учитывать не только  предпосылки возникновения ситуации, взятой за основу, но и многие  другие факторы. Например, совсем  не лишним будет знакомство  с этнографическим, историческим, документальным материалом, касающимся  интересующего режиссёра события.  Исследуя общественный процесс,  режиссер театрализованного представления,  должен не только уметь отбирать, понимать и вскрывать внутренний  смысл событий, которые он собирается  проанализировать художественными  средствами, но и быть готовым,  придать этим событиям форму  историзма. В отбираемых событиях  прошлого и настоящего, режиссер  должен видеть не просто свершившийся  жизненный факт, а рассматривать  отобранные «факты жизни», как  систему действительности, закономерно  развивающуюся во времени и  пространстве. Кроме того, задача  режиссёра состоит в том, чтобы  целенаправленно спланировать, сформировать, создать такую театрализованную  праздничную ситуацию, предшествующую  основному действию, которая была  бы способна так подготовить  зрителя, чтобы у того родилась  «потребность именно в этом, а  не в другом праздничном действе».1

 

 На следующем этапе  работы начинается поиск выразительных  средств, сценарно-режиссёрских  неповторимых ходов, ярких образных  решений, являющихся связующими  скрепами частей представления.

 

 Следующий этап работы  – сведение воедино всего ранее  собранного материала. 

 

 Дальнейшие стадии  работы над постановкой представления  стихийны, зависят от многих факторов.

 

 Конечным результатом  воздействия театрализованного  представления на зрителя должно  стать усвоение им той сверхзадачи,  которую поставил перед собой  режиссер, и для этого необходимо  использовать все имеющиеся в  его творческом арсенале средства.

 

 В настоящее время  можно выделить два диаметрально  противоположные направления, характеризующие  современные авторские концепции,  соответствии с которыми формируется  замысел:

 

1) стремление яркой зрелищной  формой развлечь публику, увести  её от насущных современных  проблем и нынешних социальных  бед, в мифическую страну грез (утопическая концепция);

 

2) демонстрация в содержательной  и высокохудожественной форме  всех шероховатостей, несправедливостей,  проблем страны в политической, экономической, социальной, культурной  и других сферах жизни общества (реалистическая концепция).

 

 Можно сказать, что  данные концепции являются ограничительными  – определяют крайние точки,  границы реальности, которая может  быть включена в процесс творчества. Но режиссёрской фантазии нет  предела – его высокохудожественное  чутье сможет выйти за любые  границы.

 

 Сценарно-режиссерский  замысел театрализованного представления  реализуется синтезом элементов  разной природы: пространственных, музыкальных, световых и пластических  метафор. 

 

 Несмотря на то, что  сценическая жизнь театрализованного  представления «однодневна», недолговечна, сохраняется повышенный интерес  сценаристов и режиссеров именно  к такой форме выражения своих  замыслов и идей. Это объясняется  следующими обстоятельствами: во-первых, способностью наиболее лаконично,  оперативно и доступно выразить  и показать свое отношение к действительности, к проблемам и идеям времени. Во-вторых, постановка дает возможность оформить свое художественное кредо синтетическим сплавом разнообразных выразительных средств. В-третьих, разрешить заявленный конфликт можно не только через столкновение отдельных героев, но и целых масс. Кроме того, автор может утверждать свою сверхзадачу, как через сценическое действие на сцене, так и с помощью вовлечения в это действие зрительской аудитории.

 

 

Выразительный язык и выразительные  средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

 

 

 Выразительный язык  и выразительные средства сценарно-режиссёрской  разработки – весьма значительный  и важный аспект. Их роль заключается  в следующем: разного рода выразительные  средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным  от других, закладывают потенциальные  эмоции, способствуют их выражению.  Набор выразительных средств  достаточно велик, со временем  – с развитием различных технологий, он будет пополняться. 

 

 Язык – прямой выразитель  мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр  должен в совершенстве владеть  искусством использования языка,  иметь представление о различных  стилях языка, языковых средствах  выразительности (тропах) и т.д.  Одна из функций, которые выполняет  язык – экспрессивная функция.  Режиссёр в сценарной разработке  моделирует ситуации, способные  вызвать эмоции – эмоциогенные  ситуации, язык – главное средство  их создания.

 

 По общепринятому мнению  лингвистов, язык – знаковая сущность. Для режиссёра это важно. Знак  по свое природе – средство, сигнал выражения какого-либо  смысла, он – носитель идеи. Знаком  может быть слово (стоп –  это слово заключает в себе  идею запрета движения), цвет (красный  свет светофора также отражает  идею запрета движения), жест (поднятая  правая рука – сигнал молчания). Символ – тоже знак, но это  общепринятый знак, проверенный  временим, осознаваемый многими  людьми, заключающий в себ себе  «историческую нагрузку» (голубь  – символ мира – и это  общепринятое утверждение). Режиссёр, используя в постановке знаки,  символы, значительно расширяет  сферу воздействия на зрителя.  Знаки символы могут быть использованы  режиссёром как в их вербальном  выражении – через диалоги,  монологи героев, песни, 

Страницы: 1

2


Информация о работе Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления