Архетип - знак, символ, образ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

При всем избыточном множестве определений и трактовок культуры неизменно повторяющейся, устойчивой характеристикой остается признание ее связи с человеческой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Культура Архетип.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

 

По мнению Юнга архетип – это фигура, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Нет ни одного важного образа, существенной идеи и воззрения без их исторических праобразов, все они восходят, в конечном счете, к тем или иным архетипическим праформам. Но, пожалуй, наиболее значима для человечества реализация архетипов в религии и искусстве. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка темных и невнятных образов, они превращаются в символы изящные по форме и всеобщие по содержанию. Искусство поэзии, например, заключается в превращении обычных слов-знаков в символы: поэт делает слова проводниками энергии архетипических смыслов, укорененных в бессознательной глубине души. Тогда архетипы, дремлющие в подсознании читателя, оживают в художественном тексте произведения.

 

Тайна воздействия искусства  состоит, таким образом, в особой способности художника почувствовать  архетипические формы и реализовать  их в произведении. Тот, кому это  удается, переводит свое произведение с языка сиюминутного, преходящего  и личного на язык вечного и  всечеловеческого. Это язык архетипов, язык универсальных образов-символов – подлинный, живой язык культуры.

 

2. Знак и символ в  культуре: сходство и различия.

 

3. Миф в структуре языка  культуры.

 

4. Архетипы и их роль  в мировой культуре. Теория культурных  архетипов К. Г.Юнга.

 

Культурология – наука  о смысле культуры, ее стратегия  – движение от явления культуры к сущности. Но сущность всегда являет себя: культура никогда не предстает  перед нами в виде непроницаемого и немотствующего объекта, напротив, посредством тысячи деталей-артефактов она вступает с нами в диалог. Как и в любом диалоге, чтобы понимать суть и улавливать нюансы, надо овладеть языком общения. Или, вспоминая блестящее определения М. Хайдеггера, согласно которому «язык есть дом бытия», лучше сказать: необходимо войти в язык, освоиться в его «комнатах и коридорах», структурах и принципах. Подготовка первого вопроса семинарского занятия и должна познакомить Вас с организационными принципами языка культуры. Следует помнить, что термин «язык» употребляется здесь не в узком лингвистическом, а в широком семиотическом смысле. С позиций семиотики культура понимается как ненаследственная память коллектива: память осознанная, содержащая то, что усваивается путем сознательного обучения, и неосознанная, позволяющая воспроизводить стереотипы поведения. В этом смысле сама культура предстает в виде языка, ведь язык не только система коммуникации, это также система хранения и организации информации.

 

Определите предмет семиотики, укажите методы, которые она использует. В чем специфика семиотического исследования культуры? Охарактеризуйте  разделы семиотики. На конкретных примерах покажите процесс семиозиса, т. е. превращение незнака (обычной вещи, рисунка, жеста) в знак. Возможен ли обратный процесс? Обратите внимание на тот факт, что семиотизация общественной жизни растет в переломные эпохи. Характерный пример тому – Россия времен Петра I. Разберите этот пример и приведите другие.

 

Ответ на второй вопрос подразумевает  сравнительный анализ знака и  символа в системе культуры. В  современной семиотике культуры понятия знака и символа рассматриваются  в качестве парных категорий и  не могут быть правильно поняты в  отрыве друг от друга. Прочтите вводную  главу книги Ю. М.Лотмана «Беседы о русской культуре». Лотман утверждает, что культура обладает двойственной природой – коммуникационной и символической. В чем, с Вашей точки зрения, состоит символическая природа культуры? Подумайте, совпадают ли функции знака и символа в культуре? На конкретных примерах покажите сходные и отличительные черты знака и символа. Подумайте, может ли один и тот же предмет одновременно служить и знаком, и символом?

 

Охарактеризуйте роль символов в религии, искусстве. Опираясь на электронное  учебное пособие «Мир Средневековья: духовные истоки и культурные традиции», изучите символику цвета в  православной иконописи, религиозные  символы иудаизма, христианства и  ислама. Найдите место символа  в синхронном и диахронном срезе  культуры: проследите судьбу раннехристианских  символов в общем контексте развития христианской культуры.

 

Изучение третьего вопроса  начните с общей характеристики мифа и мифологического мышления. Анализируя основные черты мифологического  сознания, особое внимание уделите  синкретизму. Охарактеризуйте анимистические, тотемистические представления  и их место в мифологическом мышлении. Проанализируйте категорию «мифического времени». Определите сущность парадигматичности мифа. Каковы основные функции мифа? Подумайте, относится ли понятие мифа только к древней культуре? Существуют ли современные мифы?

 

Охарактеризуйте особенности  мифологического символизма. Определите роль и место мифологических сюжетов  и образов в языке культуры. Как связаны понятия «миф»  и «знак», «миф» и «символ»? Как  Вы понимаете мысль А. Ф.Лосева, согласно которой «миф – это символ, снятый развитием культуры»? Что такое мифологема? Назовите универсальные категории мифов и мифических героев. Сопоставив, например, древнееврейскую и древнеегипетскую космогонии, христианскую и скандинавскую эсхатологии, оцените структурное единство схем и многообразие конкретно-исторических воплощений. С помощью сравнительного анализа выделите общие черты и особенности, инвариантные и переменные элементы мифа.

 

Для подготовки ответа на четвертый  вопрос особое внимание необходимо уделить  статье К. Г.Юнга «Об архетипах коллективного бессознательного». Определите и проанализируйте основные понятия – «бессознательное», «личностное бессознательное», «коллективное бессознательное». Каковы формы проявления коллективного бессознательного в культуре? Что такое архетип? Как связаны миф и архетип, архетип и символ? Подумайте, в чем культурологический смысл психологического учения К. Г.Юнга?

 

Проанализируйте некоторые  юнговские архетипы: Анима, Тень, Персона. На конкретных примерах покажите, как один и тот же архетип проявляется в различных образах разных культур.

 

Обратите внимание, что  новейшие религиозные и политические представления, образы и сюжеты постмодернистского искусства, приобретая национальный, исторический или иной колорит, не теряют базовые  архетипические схемы. Подводя итог подготовки, приведите в систему  Ваши представления о соотношении  знаков, символов, мифов и архетипов  как различных пластов языка  культуры. Попытайтесь рассмотреть  проблему языка культуры как фундаментальную  проблему не только культурологической науки, но и человеческого бытия  в целом – проблему смысла, понимания, общения.


Информация о работе Архетип - знак, символ, образ