Арабо-исламская культурная традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:32, доклад

Описание работы

Ислам является одной из трех так называемых „мировых" религий. Он распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Морокко, Судан и др., ислам является государственной религией. На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии.

Работа содержит 1 файл

Ислам.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Ислам является одной  из трех так называемых „мировых" религий. Он распространен в странах  Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной  Азии и Африки и оказывает там  существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых  странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Морокко, Судан и др., ислам является государственной религией. На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии. Ислам оформился в VII в. н. э. Он возник в силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические и культурные изменения в жизни населения Аравии. Разложение родо-племенного строя арабов, затруднения и кризисные явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни городов в силу неблагоприятной международной обстановки усилили вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства. Интересы всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил народа. Таким знаменем стал ислам. В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племен вызвала стремление к созданию единых родовых и племенных культов. Верования политически наиболее мощных племен становились обязательными для менее могущественных родов и племен. На процесс оформления единой религии арабов безусловно оказывали большое влияние уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм. К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило своему влиянию другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно с возвышением ку-рейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли „илах" или „аль-илах", стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как „аллах" он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего. Буржуазные историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии связывают всецело с именем пророка Мухаммеда. Однако, не отвергая активной роли Мухаммеда в проповеди и распространении новой религии, следует сказать, что эта роль сильно преувеличена. Само собой разумеется, что Мухаммед не был чудотворцем, как это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным лицом благодаря усиленному раздуванию его культа мусульманским духовенством и фанатичными верующими. Этому способствовал, конечно, и ранее возникший культ мифического Христа и его „подвиги". В условиях борьбы за влияние ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий. Как и всякое идеологическое течение, ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью „посланника аллаха". Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

Ислам подразделяется на три основных направления:  Суннизм, Шиизм, Хариджизм. Все они возникли в результате споров о порядке передачи власти в арабском мусульманском государстве. Но перечислены они не по порядку возникновения, а по количеству их приверженцев в современном мире. Дело в том, что когда Мухаммед стал религиозным и светским лидером, это было по мнению мусульман естественным – произошло это по воле Аллаха. После смерти Мухаммеда ситуация изменилась: первые правители получили титул «халифов» - «заместителей» посланника Аллаха (а само государство стало называться «халифат») и продолжили руководить и мусульманской общиной и государством. В это же время началась борьба за власть. После убийства третьего халифа Османа в 656 г. халифом был объявлен Али - двоюродный брат и муж дочери Мухаммеда Фатимы. Против него выступил весь род Османа (род Омейядов). Когда во время войны между ними Али приказал остановить битву и поручить независимому суду разобраться - законны ли обвинения Омейядов в адрес Али о его участии в убийстве Османа, многие верующие стали говорить о том, что Али потерял свои права на халифат, ибо «судить может только Аллах». От войска Али отделилось 12 тысяч человек. Они выдвинули лозунг «нет халифа иначе как по воле Бога и народа». Так произошёл первый раскол в исламе и возник хариджизм (хаваридж на арабском означало «вышедшие или выступившие против»). Позднее одним из хариджитов был убит Али.Хариджиты считали, что халифа должна избирать община. Если же он нарушает предписания Корана и Сунны, несправедливо относится к членам мусульманской общины, не может защитить её интересы с оружием в руках – то его можно низложить и даже убить. Халиф являлся у хариджитов главой общины и её военным предводителем. Они поднимали восстания против узурпировавших, по их мнению власть Омейядов, а затем и Аббасидов. Особо прочные позиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, в Аравии и Северной Африке. С Х века движение пошло на убыль и в настоящее время небольшие хариджитские общины сохранились в Омане, Алжире и Ливии.

 

Следующим по времени возникновения направлением стал шиизм:

Шииты признают единственным преемником пророка Мухаммеда Али, а после его смерти - его потомков. Само название произошло от арабского слова шиа - «группировка, партия». Это направление расколото на множество сект и направлений. Основные противоречия между ними состоят в вопросе власти и религиозном лидерстве в мусульманском государстве. История возникновения шиизма такова: после трагической гибели Али в 661 г. его сторонники стали требовать передачи власти его потомкам. Ещё при жизни Али были люди, создававшие из него кумира. Нескольких человек Али даже приказал сжечь за это. Они пошли на смерть со словами: «теперь мы знаем, что ты действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнём». Почитание Али стало особенно широким после его мученической смерти. В шиизме вообще развит культ мучеников – мучениками были и сам Али, и его сын Хусайн, убитый в 680г. Города Неджеф (место захоронения Али) и Кербела (где находится мечеть на месте предполагаемого захоронения Хусайна), находящиеся на территории современного Ирака, как и иранские города Кум и Мешхед, являются местами паломничества шиитов. Али почитают не только в качестве мученика, но и как духовного и светского главы мусульманской общины (имама). Имамы из рода Али, по верованиям шиитов, являются непогрешимыми в любых вопросах, им нужно беспрекословно подчиняться. В настоящее время для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями скрытого имама являются высшие религиозные авторитеты – аятоллы. Они могут не только толковать священные тексты, как принято в среде духовенства суннитов, но и выносить самостоятельные суждения по наиболее важным религиозным, правовым и общественным вопросам. Шииты почитают Коран и сунну. Правда, они отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда, бывшими противниками Али. Среди шиитов получил распространение принцип такийя, что означает - «осмотрительность, благоразумие»: они могут говорить и совершать то, что противоречит их вере из соображений личной безопасности или в интересах общины.

Последним по времени возникновения, появившимся в противовес шиизму, стал суннизм. Это самое многочисленное по числу приверженцев направление в исламе.

В наше время суннитами  являются около 90% мусульман. Сунниты  составляют большинство мусульманского населения всех стран мира, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов таково: «люди Сунны и согласия общины» (по-арабски «ахль ас-сунна ва-ль-джамаа»). Они признают законной власть всех первых четырёх халифов. Они отрицают идею «божественной» природы Али и право его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине, как это утверждают шииты. Верховная власть в общине должна принадлежать халифам, избираемым её членами. У суннитов нет культа мучеников, но они также, как и все другие мусульмане почитают Коран и Сунну. Суннизм, в отличие от шиизма, не разделён на отдельные секты. Суннитские богословы не имеют права выносить собственные суждения по наиболее важным для мусульманской общины вопросам, их основная задача – толкование священных текстов.Таковы основные черты трёх направлений ислама. Объединяет многочисленных верующих по всему миру как общность основополагающих идей веры, так и наличие единого религиозного языка (арабского).


Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция