Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Смысл слова «ислам» - «повиновение». Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С. Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов.

Содержание

Вступление 3
1. История возникновения ислама 4
2. Основные черты арабо-исламской культуры 6
3. Традиции ислама 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

арабо-исламская культурная традиция.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Міністерство  освіти і науки  України

Дніпропетровський національний університет ім. Олеся Гончара

Факультет заочної та дистанційної освіти 
 

Кафедра видавничої справи і міжкультурної комунікації 
 
 
 

Контрольна  робота 

з історії світової культури 

з теми: 

«Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика» 
 
 
 
 
 

                  Виконав: ст. гр. ЗЗЖ-05

                  Щитова  В. М. 

                  Перевірив: викладач

                  Іванова Н. І. 
                   
                   
                   
                   
                   

Дніпропетровськ

2008

 

План:

Арабо-исламская  культурная традиция. Общая характеристика

 

Арабо-исламская  культурная традиция.

Общая характеристика

Вступление

    Смысл слова «ислам» - «повиновение». Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С. Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов.

    Исламская культура своеобразна и неповторима. А география ислама весьма разнообразна – страны не только Ближнего востока, которые являются его родиной, но и Африки и Юго-Восточной Азии. Ислам давно привлекает внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться. Многие страны, появившиеся в период арабских завоеваний, существуют и сейчас. А исламская дуга нестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа.

    Трудно  найти религию, которая бы так  моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество иных признаков. Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает. Почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

1. История возникновения  ислама

 

    Возникнув в начале VII века нашей эры в  Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой его были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

    На  обширной территории Ближнего Востока  арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

    Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д. Все эти влияния придали арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития и создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации.

    Этому способствовало и еще одно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в., европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резко разделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную. И хотя и в это время христианизированная европейская культура продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв. видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали. Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны.

    Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Например, тот факт, что Коран долгие века существовал только на арабском (перевод его на другие языки воспрещался), арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе.

    Арабский  язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. 

 

2. Основные черты арабо-исламской культуры

 

    К чему же сводятся наиболее характерные  черты и признаки арабо-исламской  традиции-цивилизации? Прежде всего  это основанный на фанатичной вере и жесткой догматике божественного откровения сильный акцент на религиозно детерминированное социальное поведение, своего рода ставка на хорошо организованный, строго дисциплинированный и покорный воле стоявшего над ним харизматического лидера социум.

    В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди - пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах. Интересы клерикального мусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с политикой административного руководства страны. Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения административно-бюрократической иерархии - с другой. Любой чиновник всегда и во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, консультироваться с муджтахидами и мутакаллимами, учитывать мнения мулл, кади и других духовных авторитетов, включая даже шейхов суфиев, предводителей сект и орденов. Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть, ограничивало ее возможности и тем самым ставило в определенные рамки ее произвол. На разных уровнях эти ограничения проявлялись различно. Никто и никогда не мог помешать разгневанному турецкому султану или иранскому шаху казнить неугодного подданного без всяких причин и объяснений. Однако сатрапы на местах (эмиры, хакимы) обладали несколько меньшей властью, а чиновникам местного масштаба приходилось в наибольшей степени считаться с ролью духовенства, с силой религии и обычного права, хотя автоматически все это отнюдь не гарантировало от злоупотреблений, подчас вопиющих. Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимости религии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурной традиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават) приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость.

    Другая  важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшая немалую  роль в формировании отношения правоверных к жизни, - это идея предопределения (фатализма) и связанная с нею пассивность. Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которые откровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активной жизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния с божеством. Конечно, это не означает, что правоверные переставали к чему-то стремиться. Они делали свое дело, а порой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война с неверными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежных сект. Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорство в достижении цели исламом никогда не поощрялись, ибо это не соответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными (и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностями правоверного.

    Третья  черта - сильный акцент на обрядовую  сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т.п. Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности. Человек искусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он - лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.

    Четвертая черта – деспотизм и произвол власти в сочетании с "поголовным рабством" и конформизмом бесправных подданных.

    Снизу доверху нижестоящие практически  бесправны перед вышестоящим. Правда, в Коране и шариате есть упоминания о частнособственнических интересах и связанных с ними правовых нормах; существуют и ограничивающие произвол нормы адата. Но практически условия для частнопредпринимательской деятельности слабо стимулировали социальную и экономическую активность мусульманина, а то и вовсе тормозили ее: деспотический произвол власти и отсутствие четко разработанных правовых гарантий служили постоянным предупреждением тем, чья предпринимательская деятельность или богатство, приобретенное за счет торгово-ростовщических операций, выходили за пределы принятой нормы и бросались в глаза. Превосходство авторитета власти перед отдельно взятым собственником или нижестоящим очевидно: нормы права заведомо слабее права силы опирающейся на неограниченную власть.

    Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Конечно, были и сословия (духовников-улемов, профессиональных воинов, производителей-крестьян), существовало и неравенство между ними. Но здесь не было четких граней и тем более наследственного статуса. Напротив, существовал и господствовал принцип социальной мобильности: сила способности, случай не раз превращали вчерашнего раба во всемогущего эмира, крестьянина - в осыпанного почестями военачальника, а сына бедняка - во всеми уважаемого и высокопоставленного знатока ислама, а то и всесильного сановника. Принцип «перед Аллахом все равны», однако, не исключал существования рабства и приниженности простого человека, тем более женщины. Принцип, таким образом, был не в подчеркивании равенства статуса и прав: каждому было очевидно, что низший фактически бесправен перед вышестоящим, от чьей воли, а то и прихоти зависит его судьба. Принцип был в равенстве возможностей. Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они не превратились там в систему замкнутых аристократических привилегий, как в Европе. Путь в ряды признанных муджтахидов и мутакаллимов зависел не от происхождения человека и его социальных связей, а от его успехов в постижении мудрости ислама.

Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика