Антропология семинар

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад

Описание работы

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Антропология.Семинар 1.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

 Г.В.Ф. Гегель — с методом идеалистической диалектики, О. Конт — с позитивизмом, К. Маркс — с методом диалектического и исторического материализма, Г. Спенсер — с методом органического эволюционизма.

  их общий вклад:

  1. целостный взгляд на общественную жизнь, на отношение общества и человека. Различные проблемы общественной жизни в XIX в. эти мыслители как бы синтезируют в рамках одного учения и рассматривают в рамках системного представления об обществе. Мыслители предшествующих эпох отдельные социальные проблемы исследовали, как правило, изолированно, вне связи со всем комплексом социально-философской проблематики.
  2. проявляется стремление к формированию именно универсальной концепции общественной жизни. И ранее у философов были попытки концептуальных подходов к общественной жизни, однако попытки такого рода носили частный характер и, как правило, не охватывали всего богатства общественной жизни.
  3. в трудах этих мыслителей социально-философская проблематика конституировалась как особое философское направление с собственным предметным полем.

Вывод:философская эволюция XIX в. достигла многого в познании человека: был сформулирован сам антропологический принцип в философии, был расширен спектр философских подходов к человеку, обнаружилась тенденция к дифференциации философской антропологии. Тем самым было предопределено (и методологически подготовлено) становление и конституирование социальной (культурной) антропологии как самостоятельной науки.

 

2. Становление  и развитие представлений о  культуре

Для европейской культурологии основными  этапами исторического развития представлений о культуре и ее понимания (для которых характерна новизна в постановке культурологической проблематики) являются античность, Средневековье, Новое время.

Античные представления о культуре.

«культура»  восходит к римской античности.

  1. culture — возделывание, обработка, уход (земли, человеческой души)

  Культура в этом смысле есть  нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей.

  1. «культура» — это поклонение, почитание, почет, культ (в религиозном смысле)

Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка греки обозначали понятием «пайдейя» (от греч. раis — ребенок).

В более  широком смысле этот термин характеризует образование, образованность, просвещение, культуру.

В древней Греции целью культуры выступало развитие в человеке разумной способности суждений и эстетического чувства прекрасного, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости.

Разрушение полиса-> появление  новых имперских ориентаций-> прежние  ценности гражданской добродетели  оказались неподходящими

Понимание культуры в эпоху Средневековья.

Средневековая культура — это, прежде всего, культура христианская.

Черты:

  • монотеизм;
  • духовность, самоанализ;
  • идеал аскетизма;
  • книжное знание и схоластику, опирающиеся на Библию и толкование ее авторитетами церкви.

Наблюдается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Средневековая христианская культура исходит из того постулата, что единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от этого мира не зависит; в свою очередь, мир и человек имеют свои основания в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: Бог действует на основе собственной воли. Именно в силу свободного воления Бога люди не могут понять природы его действий и осознать их результатов. Христианский Бог сообщал миру смысл и значение. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога», поэтому окружающая действительность представлялась в качестве огромного хранилища символов.

Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы неиспорченного и дополненного верой. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, поэтому подлинное счастье и свобода человека заключаются не в его независимости и автономности, а в осознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним.

В результате культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и  порядка, а как преодоление ограниченности, как постоянное духовное совершенствование личности, формирование ее по «подобию божьему».

Осмысление культуры в  Новое время.

Мыслители этой эпохи пытались понять картину  существующей реальности как результат активного действия мировых сил (не исключая Божественный Разум) в природе, а культуру осмыслить как продукт деятельности человеческого разума. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в человеке природных и культурных начал. Ж.-Ж. Руссо

    • «человек цивилизованный» противостоял «человеку естественному».

Немецкая  классическая философия предприняла  попытку устранить это противоречие. Она рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противопоставление «природы» и «культуры» является необходимым моментом на пути к их синтезу.

Таким образом, становится необходимым исследование исторической эволюции.

В свою очередь, историзм предполагает исследование причин возникновения, становления и гибели явлений, их взаимосвязи, преемственности и отличий между ними в ходе истории. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философии Г.В.Ф. Гегеля.

Вместе  с тем на становление и развитие философии культуры серьезное влияние оказали Иммануил Кант и Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803).

Кант  различало 2 мира: 1) мир природы 

2)мир  свободы (подлинно человеческий)

1) мир  жестокости и зла

2) мир  культуры и морали

Великая сила красоты объединяет мир свободы  и мир природы

Высшие  проявление культуры есть её эстетическое проявление

В самом  известном своем труде — «Идеи  к философии истории человечества» (1784— 1791) — Гердер представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой «органические силы» природы.

Культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших составных частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов, по Гердеру, и является источником культурного развития. Он подчеркивал также индивидуальный характер, как отдельных феноменов культуры, так и ее различных форм, последовательно появляющихся во времени и сосуществующих в пространстве. Поэтому он может быть рассмотрен как один из предшественников полицентрических концепций мировой культуры, свойственных позднейшей теории диффузионизма.

Гегель (1770— 1831)

 «культура» выступает буквально  как «образование» (Bildung) индивида, а ее содержанием является возвышение от «необразованной точки зрения» к «знанию», даваемому «научной философией».

 Историческое предназначение культуры состоит в том, чтобы посредством философии пройти все ступени «образования мирового духа», чтобы сделать его «понятным», теоретически усвоенным, закрепленным в собственном мышлении индивида.

Для отдельного индивида культура выступает, прежде всего, как средство удовлетворения его личных потребностей. Сами же потребности индивида, как и сама деятельность

культура  носит частичный характер.

Посредством культуры индивид приобщается не к природной, а к духовной сущности мира, которая и образует его глубочайшую субстанциальную основу. В связи с этим Гегель обстоятельно исследует также важнейший родовой признак культуры — творчество.

Творчество  — создание нового, но такого нового, которое не уничтожает старое, а  сохраняет его в себе, включает его в себя как свою предпосылку.

мировой прогресс есть прогресс в становлении свободы, который совершается как утверждение, самораскрытие Разума.

Разум может добиваться своих целей  не всегда прямым действием, но и действием  «хитрым», т. е. опосредованным. Поэтому разумный ход истории, т. е. культура, может осуществляться и неразумными людьми, которые не в состоянии осознать высшего смысла собственных действий. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней. Вот почему «плуг почетней колоса»: хлеб будет съеден, но орудие труда, с помощью которого человек добыл себе хлеб насущный, не исчезнет. Это орудие есть орудие культуры.

3.Исторические  этапы формирования этнологического  знания.

1) некоторые ранние этнографические  наблюдения зафиксированы в победных  надписях вавилонских, ассирийских,  персидских царей о покоренных  ими странах с разноязычным  населением

Так же имеется и обширный иконографический материал позволяющий судить об оружиях  и оружии, о процессах труда, о  жилище, костюме этих древних народов, об их религиозных культах и т.д.

2)широкий спектр этнографических  материалов содержатся в сомнениях  античных авторов, которые показывают, как постепенно накапливаются  знания греков, а позже римлян  об окружающих народах

3) Геродот (484-425 до н.э.)  в его исторических описаниях много места уделяется и собственно этнографическому аспекту

4) Ксенофонт (5-4 вв до н.э.) оставил описание народов Малой Азии и Закавказья

Мегасфен (к 4-н3 вв до н.э.) сведения о народах Индии

Юлий Цезарь «Записки о галльской войне» описание древних галлов и германцев

Тицит (1 в н.э.) сведение о быте и нравах древнегерманских племен, о формах их землепользования, о некоторых пережитках у них материнского права.

У многих античных авторов исторические, этнографические и географические сведения оказываются взаимосвязанными. Такой характер имеют, к примеру, сводные труды:

    • «География» Страбона (начало I в.),
    • «Естественная история» Плиния Старшего (I в.),
    • «География» Птолемея (II в.).

!!попытки осмыслить известный тогда этнографический материал

Аристотель, Платон. Формируют различные теории о древнейших состояниях человека.

Лукреций «О природе  вещей» в образной форме излагает историю развития техники и «теорию о 3 ступенях» материального производства

Гиппократ, Аристотель, Посидоний. При анализе народов ссылаются на действие географической среды

Геродот, Страбон. Указывают на взаимные культурные влияния

Демокрит, Лукреций. Показывают ступени культурного развития

Общий упадок культуры и  науки в Западной Европе сказался на этнографии.

Средние века

Основным носителем образованности стало хрестианское духовенство.

У церковных историков 11-12 вв. находим  сведения о народах Северо-Восточной  Европы, особенно о прибалтийских  славянах.

На место объективных географических и этнографических сведений в  западноевропейскую средневековую  литературу приходят сказания о неведомых  странах и людях, которые наделяются самыми фантастическими чертами.

В трудах византийских авторов (Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный  и др.) обобщен обширный этнографический  материал о многих народах Европы и Азии, в т. ч. и о восточнославянских племенах.

Большое значение имеют этнографические  материалы, содержащиеся в трудах Ибн-Хордадбеха (820-912), Ибн-Русты (к. IX  — н. Х в.), Аль-Масуди, И.-А. Якута (1179-1229), Ибн-Баттуты (1304-1077), выдающегося филолога-тюрколога  Махмуда Кашгари и многих других.

Средневековая арабская литература                                                   является и до сих пор неоценимым источником по этнографии и истории народов Северной и Центральной Африки.

Китайский историк Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н. э.) — автора «Исторических записок» («Ши цзи»), Чжан Цяня, совершившего в 138 — 126 до н. э. путешествие в Среднюю Азию и описавшего ее народы, Сюань-цзана, посетившего в 629 н. э. Южную Индию и оставившего «Записки о странах Запада», и др.

К XIII в. относятся материалы европейских  путешественников Плано Карпини (1182—1252), Рубрук-виса (1220- 1293), Марко Поло (1254- 1323) о народах Восточной и Центральной Азии. Их путешествия были вызваны практическими причинами — попыткой выявить возможность военного союза с татаро-монголами против мусульман (Карпини, Рубруквис), торговыми интересами (Марко Поло).

Великие географические открытия конца XV и XVI вв. неизмеримо расширили этнографический  горизонт европейской науки

 

В описаниях европейских путешественников, испанских конквистадоров, христианских миссионеров могут быть найдены  обширные этнографические материалы  о народах Северной, Центральной и Южной Америки.

французский миссионер Жозефа Франсуа Лафито (1670 — 1740) «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен», в которой автор отмечает сходство обычаев и религии индейцев с обычаями и религией древних народов по сообщениям античных авторов. Он впервые в европейской литературе описывает у индейцев групповой брак, матриархальные порядки, своеобразную систему родства.

«Век Просвещения»  — XVIII

стремился теоретически осмыслить  разнообразие народов и культур.

Одни мыслители видели в отсталых народах результат деградации (теория регресса), другие рассматривали их как представителей «золотого века», сохранивших добродетели, утраченные цивилизованным человеком.

Информация о работе Антропология семинар