Античная мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:12, реферат

Описание работы

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы (в переводе с греческого "предание", "сказание"), получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Работа содержит 1 файл

античная мифология виталик.docx

— 24.31 Кб (Скачать)

Введение

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы (в переводе с греческого "предание", "сказание"), получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния  античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались  и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих  и римских мифов или же под  влиянием греко-римской мифологии  в целом. Греческая мифология  и римская мифология несут  мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Что касается словесности, то прекрасно  сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о  созданиях величавой древности».

Между тем, греческая мифология  и римская мифология имеют  свои специфические особенности. Дадим  краткую характеристику каждой.

 

 

 

Греческая мифология.

Древняя Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые  в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая мифология –  это не только и не столько мир  религиозных представлений, это  мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

Греки населили всю природу  божественными существами: в рощах  жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив  почти отсутствует в греческой  мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был  титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в  ней видное место. В качестве  культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с  людьми. Особенно известен и почитался  Геракл, совершивший 12 подвигов. Это  образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его  Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие  мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и  есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры  или микенской (до 1550 года до нашей  эры), когда на табличках уже встречаются  имена Зевса и Геры, Афины и  Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся  мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых  находился и Орфей. Современная  наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и  случайно. Поэтому гомеровские поэмы  рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Недосягаемый образец, которым  доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее  образовалось из Хаоса, который являл  собою борьбу стихий. Первыми появились  Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.

Итак, греческая мифология  при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет  одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.

 

 

 

 

Римская мифология

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.

Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выхода на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться".

Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались, как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина. Также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в создание мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась  параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения  Рима, и боги отдельных общин сливались  друг с другом. По мере вытеснения родовых  связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской  мифологии оказали влияние три  фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская  община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны  были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как  великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов  началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться  с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой  мифологии, в превращении ее в  греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов  человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические  творения греческого народа были сохранены  для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне — наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян — патриотизм.

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена  античная мифология. Подведем некоторые  итоги.

Мифология — форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития. Миф — яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и  в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального  хода событий, возможность существования  иерархии бытия.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливают  связь между прошлым, настоящим  и будущем человечества.


Информация о работе Античная мифология