Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

1. Введение …………………………………………...……………………….. 3
2. Периодизация античной культуры …………………………...…………… 4
3. Согласны ли вы что… ……………………………………………………... 7
4. Раскройте смысл понятий ………………………………………………… 9
5. Кроссворд ………………………………………………………………… 11
6. Эссе «Человек – мера всех вещей» …………………………………….... 12
7. Отражение античности в европейской культуре …………………….… 13
8. Раскройте смысл выражений ……………………………………………. 15
9. Античный миф …………………………………………………….…….... 18
10. Жизнь и творчество античного деятеля ………………………………... 21
11. Главные черты античной культуры …………………………….………. 24
12. Список использованной литературы …………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КР Античная культура.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

     Говоря  о древнегреческой культуре нельзя не упомянуть философию, которая  занимала важное и почетное место  в системе древнегреческой культуры. Древнегреческая философия интересна не только тем, что она сформировала свой собственный подход к человеку и миру, создав тем самым мировоззренческий фундамент западноевропейской мысли вплоть до ХХ столетия, но и тем, что в ее недрах зародились многие отрасли науки и культуры, включая точную науку, естествознание, политическую мысль, логику, риторику, и даже музыку. Греческая философия касается многих религиозных проблем, она также воздействует на искусство, создавая различные каноны и своды эстетических правил. Философы Древней Греции в чем-то опередили свое время - многие их открытия были подтверждены многие столетия и даже тысячелетия спустя.

     В отличие от индийской и китайской, греческая философия с самого начала пошла по пути поиска первоначала всего сущего. Для грека первый вопрос, который занял его ум, звучал следующим образом: что лежит в основе мироздания, какова субстанция (первооснова) мира?

     Анаксимандру (610-546 до н.э.), ученику Фалеса, принадлежит идея о происхождении человека из «животных другого вида», хотя эта мысль облечена у Анаксимандра в очень наивную форму (он предположил, что человек явился из чрева рыбы). Его ученик и последователь Анаксимен (585-470 до н.э.), автор сочинения «О природе», выдвинул идею о зависимости состояния погоды от активности Солнца, которая найдет свое подтверждение много позже.

     Гераклита Эфесского (520-460 до н.э.) можно считать автором первой диалектической концепции, ибо именно его перу принадлежат формулировки основных законов диалектики, которые впоследствии станут центральными в теориях Г. Гегеля и К. Маркса. Основа основ в философии Гераклита - идея всеобщего движения. Именно оно является причиной изменения и обновления мира. Само же движение обусловлено противоречивым характером бытия, борьбой противоположностей. Вместе с тем, за постоянной борьбой противоположных начал Гераклит усматривает “скрытую гармонию”, “логос” (слово, разум), который имеет духовную, идеальную природу.

     Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых  играла юриспруденция. Уже в III веке до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раскройте смысл выражений 

     Танталовы муки

     Из  древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его называют царем  Лидии), был любимцем богов, и они  часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких  почестей и был за это наказан. Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.

     Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

     Сизифов труд

     Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. 

     Коринфский  царь Сизиф, рассказывали греки, был  великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов  и издавался над ними. Он выдал  людям тайны  богов, ставшие ему  известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный  камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.

     Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и  возник навеки запоминающийся образ  нелепого труда.

     Нить  Ариадны 

     Из  древнегреческой мифологии. Выражение  возникло из мифов об афинском герое  Тесее, убившем Минотавра, чудовищного  полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий «Метаморфозы», «Героиды»).

     Иносказательно:  способ выйти  из затруднительного положения, ключ к решению трудной  проблемы и т. п.

     Троянский конь

     Троянский конь — в древнегреческой мифологии  огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных  эпизодов Троянской войны.

     Содержание  мифа

     Война между троянцами и данайцами  началась потому, что троянский царевич  Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (либо конь был сделан из клёна ). Жрец Лаокоонт, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. В нем сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20 , по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем . Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский . Афина дала героям амбросию . Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и ел.; «Энеида» Вергилия, 2, 15и сл.). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел. 
 

     Ахиллесова  пята

     Величайший  герой Древней Греции легендарный  Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и  простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения  слабого, уязвимого места человека. История Ахилла (так в новых переводах именуют Ахиллеса) частично рассказана Гомером в его «Илиаде». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Античный  миф 

     Миф о Дедале и Икаре

     Афинянин  Дедал, сын Меция, был самый искусный человек своего времени; он был в одно и то же время и строитель, и скульптор, и резчик по камню. В каждом городе были произведения, сделанные его рукой; про его статуи говорили, что они живут.

     У него был племянник по имени Тал, которого он посвятил в свои искусства  и который проявил еще большие  способности, чем его учитель. Почти  еще ребенком, он изобрел гончарный  станок, сделал первую пилу из змеиных  зубов и еще многие другие инструменты, и все это вполне самостоятельно, без малейшей помощи учителей. Таким  образом, еще в юности, он приобрел большую славу, что сделало его  гордым и самонадеянным.

     Дедал все более и более завидовал  своему воспитаннику; он боялся быть превзойденным. Зависть так овладела им, что однажды  вечером, когда никого не было, он столкнул мальчика с городской стены.

     Но  когда он хотел зарыть труп, то вдруг  почувствовал смущение и страх, что  его могут заподозрить в убийстве.

     Он  тотчас скрылся на остров Крит, где  получил выгодное место художника  у царя Миноса.

     Король  предложил ему построить для  Минотавра, существа, которое имело  туловище быка и в то же время  походило на человека, жилище, в котором  оно было бы скрыто от глаз людей.

     Находчивый  Дедал построил лабиринт, состоящий  из целой сети запутанных, извилистых коридоров, в которых терялся  глаз, и путник, попадая в них, сбивался с пути. Все эти коридоры вели то вперед, то назад, так что  выбраться не было почти никакой  возможности. Внутри этого строения и должен был поселиться Минотавр.

     Пищей для чудовища служили семь юношей и семь красивых девушек, которых  афиняне должны были через каждые девять лет отдавать царю Крита для  жертвы. Но Дедала пугали эти жертвы.

     Жизнерадостному художнику было тяжело пребывание на этом одиноком острове, среди моря, со строгим своенравным царем, и  он стремился вернуться на родину. Его изобретательный ум скоро  отыскал возможность бежать.

     «Правда, Минос окружил меня морем, - воскликнул он, - но воздух все же ему неподвластен, так я подчиню себе воздух!

     С неутомимым усердием начал он связывать  всевозможные птичьи перья, начиная  с самых коротких и постепенно прикрепляя к ним более длинные, так что казалось, что это были настоящие крылья. Перья он скреплял посредине льняными шнурками, а снизу воском, потом делал едва заметный изгиб.

     У Дедала был маленький сын Икар, который с любопытством следил за работой отца. Потом он и сам  стал помогать ему.

     После того как все было закончено, Дедал  прикрепил крылья к своему телу и  легко, как птица, взлетел на воздух. Когда он снова спустился на землю, сын начал настойчиво просить  его сделать и ему такие  же крылья и брать его с собой  в воздушные путешествия. Дедал  сначала сердился, но потом уступил  и скоро приготовил новые крылья для сына.

     - Слушай, что я скажу тебе, мой  сын, - обратился он затем к  мальчику, - лети осторожно, потому  что, если ты спустишься слишком  низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.

     С такими наставлениями снаряжал он сына, но рука его дрожала, когда он прикреплял крылья, и тяжелая слеза скатилась  из его глаз.

     Вот оба они взлетели на воздух. Сначала  все шло прекрасно. Далеко остались за ними острова Самос, Делос и Парос, и уже был виден вдали берег Греции... Вдруг Икар, ободренный благополучным путешествием, отстал от своего заботливого отца и учителя, и один мужественно направился ввысь.

     Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск; распавшиеся, они бессильно повисли на плечах мальчика, и не могли больше сопротивляться ветру, и несчастный стремительно полетел  вниз. Он хотел крикнуть отцу; но волны  уже поглотили его... Когда Дедал  обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.

     Наконец, внимательным взглядом окинул он землю. И вдруг заметил на гребнях  морских волн крылья сына. Тотчас спустился  он па землю и долго бродил по берегу моря, ища мальчика. Скоро  волны выкинули его труп на берег  острова, на котором и похоронил  его отец, назвав его Икария, в  память сына.

     Так отомстила судьба за убитого Тала.

     После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию. Здесь он был  гостеприимно встречен королем Кокалом.

     Многие  поколения указывали потом на устроенное им прекрасное озеро, из которого вытекала большая и широкая река. А на высокой скале, где не могло  удержаться ни одно дерево, он построил замок, к которому вела красивая извилистая дорога, искусно пробитая между камнями. Кокал избрал этот уголок своим местопребыванием и хранилищем своих сокровищ.

Информация о работе Античная культура