Англо-русские отношения в Центральной Азии в 70-80-х гг. 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:08, реферат

Описание работы

Сочинение Файз Мухаммада состоит из трёх томов. Первые два были изданы в Кабуле в 1912-1913 г.г. Первый том посвящён истории Афганистана периода правления садозайской династии – от Ахмад-шаха Дуррани (1747-1773) и до конца первой англо-афганской войны 1838-1842 г.г. Во втором томе работы изложена история страны с 1843 г. и до прихода к власти Абдуррахман-хана в 1880 году. Текст третьего тома опубликован не полностью. Изложение событий доводится лишь до середины сентября 1896 года, а затем внезапно обрывается на незаконченной фразе. Между тем, хронологическими рамками этого тома предусматривалось довести изложение событий до 1 октября 1901 года. Том начали печатать в 1914-1915 годах.

Содержание

Введение


Глава I.Причины обострения англо-русского соперничества в Центральной

Азии.

1.1.Развитие Англии в третьей четверти XIX века.

1.2.Позиции Англии и России в Центральной Азии в 70-х г.г. XIX

века.

Глава II.Обострение англо-русских противоречий в Афганистане в конце

70-х г.г. XIX века.

2.1.Подготовка Англии ко второй войне с Афганистаном.

2.2.Ситуация в Европе. Сан-Стефанский договор.

2.3.Мисся Столетова Н.Г. в Кабул.

2.4.Берлинский трактат.

2.5.Вторая англо-афганская война.

Глава III.Англо-русское соперничество в Афганистане в 80-х годах XIX века.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Англо-русские отношения в Центральной Азии в 70-80-х гг. 19 века.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

         После завершения переговоров  о разграничении английское правительство  перешло к более энергичным и  последовательным действиям. Консервативный кабинет Дизраэли-Солсбери поручил вице-королю Индии лорду Литтону (занявшему этот пост в апреле 1876 года) обеспечить безоговорочное согласие эмира Афганистана Шер Али-хана на немедленное создание постоянных английских резиденств в его государстве. В мае 1876 года вице-король в ультимативной форме потребовал от эмира допустить в Кабул посольство Великобритании, а в другие города – её офицеров. Чтобы вынудить афганского правителя к уступчивости, английские войска заняли княжество Читрал, на восточных рубежах Афганистана, и – к юго-западу от него – Кветту, которую лорд Солсбери именовал «основой среднеазиатской миссии Англии в будущем». Эти меры вызвали серьёзное беспокойство эмира. Рассчитывая встретить у России сочувствие, а быть может, и заручиться поддержкой в борьбе с английскими притязаниями, он направил в Ташкент послание с заверениями, что дружба афганского владетеля с могущественной и сильной Россией никогда не разъединится. Наряду с этим Шер Али-хан командировал своего вазира Нур Мухаммад Шах-хана в Пешавар для обсуждения сложившейся ситуации. Начавшиеся там в конце января 1877 года англо-афганские переговоры уже в марте закончились ничем: поскольку Кабул отвергал британские предложения, лорд Литтон велел своему представителю на переговорах Льюису Пелли прервать их. Руководители английской колониальной политики явно провоцировали войну, подготовка к которой велась британским командованием с большим размахом. 30 марта 1877 года из афганской столицы был отозван Ата Мухаммад-хан Хаквани – представитель вице-короля Индии («вакил») из индийских мусульман. Намеченную программу вице король обрисовал предельно чётко. Он считал, что может настать момент, когда для укрепления британского господства в Индии станет абсолютно необходимым предпринять военную оккупацию Западного Афганистана с согласия эмира или без него.

2.2.Ситуация  в Европе. Сан-Стефанский договор.

         Так развивались  англо-афганские отношения, когда  на Балканах вспыхнуло освободительное  восстание славянского населения  Османской империи. Оно переросло  в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Не участвуя в ней формально, Великобритания оказывала Османской империи активную поддержку: экономическую, политико-дипломатическую и военно-техническую. Её флот совершал манёвры в Восточном средиземноморье. Особое противодействие Лондона вызвал Сан-Стефанский мирный договор от 19 февраля (3 марта) 1878 года, по которому ставшая независимой Болгария  (самостоятельность, однако, являлась номинальной, так как страна оставалась в вассальной зависимости от султана Османской империи, но со своим правительством и конституцией) получала выход к Эгейскому морю. По договору, кроме того, провозглашалась полная независимость Сербии, Черногории и Румынии. Они получали и значительные территориальные приращения. Сербия расширилась к югу за счёт присоединения к ней Старой Сербии, к Черногории отходила часть Албании и территория по Адриатическому побережью, что обеспечило её выход к этому морю. Румынии передавалась Северная Добруджа. Турция же обязывалась провести обещанные ранее реформы в автономных Боснии и Герцеговине. К России возвращалась отторгнутая от неё в 1856 году Южная Бессарабия, а в Закавказье к ней отходили крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет с прилегающими к ним территориями. Кроме того, Турция обязывалась выплатить России в счёт понесённых военных издержек 310 миллионов рублей контрибуции.

         Таким образом, условия  Сан-Стефанского мирного договора значительно усиливали положение  России на Балканах, и тем самым  вызывали резкое недовольство европейских  держав. Великобритания настаивала на созыве международной конференции для пересмотра договора и стремилась создать блок европейских держав против России. Тогда, намереваясь отвлечь силы и внимание Британской империи от проблем Балкан, царское правительство предприняло то, что К. Маркс образно охарактеризовал как «шахматный ход русских в Афганистане».

2.3.Миссия  Столетова Н.Г. в Кабул.

         13(25) апреля 1878 года  Петербург решил направить в  Кабул официальное посольство. Его  главой назначили генерала Николая  Григорьевича Столетова, который  в годы русско-турецкой войны руководил обороной Шипки, командовал болгарским ополчением и авангардом колонны генерала М. Д. Скобелева при переходе через Балканы. Впрочем, такое назначение определяли не столько боевые заслуги Н. Г. Столетова, сколько его знание персидского языка, нравов и обычаев народов Востока, непосредственное знакомство со среднеазиатской обстановкой (в 1869 году он командовал отрядом, высадившимся на побережье Карского залива; им же был основан город Красноводск).

         По приезде в  Ташкент Н. Г. Столетову вручили предписание туркестанского генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа К. П. Кауфмана от 26 мая (7 июня) 1878 года «отправиться в Кабул к эмиру для скрепления с ним дружественных отношений и для заключения, если то окажется возможным, с ним союза на случай вооружённого столкновения с Англией. Туркестанский генерал-губернатор поручал Столетову предложить эмиру в качестве противодействия Англии дружбу и союз с Россией. Особое значение предавалось ознакомлению с местной обстановкой.

         Срочно сформированное посольство в составе 30 человек добралось 28 мая (9 июня) 1878 года до Мазари-Шарифа. Там его уже ожидало разрешение Шер Али-хана следовать дальше. Миссия прибыла в столицу в начале августа 1878 года. Участников посольства под залпы салюта доставили на слонах в отведённую им резеденцию. В Кабуле генералу Столетову были оказаны приём и почести, достойные императорского представителя. Столетов с первой же встречи коротко сошёлся с эмиром и бывал у него в продолжение двухнедельного своего пребывания в Кабуле почти каждый день.

         9 (21) августа 1878 года  был согласован пакт афгано-русского  договора. Документ гласил, что Россия  считает афганское государство  независимым и желает иметь  с ним дружественные отношения.  Эмиру гарантировалось невмешательство во внутренние дела страны, кроме случая, когда он сам обратится за помощью. В случае возникновения осложнений между Афганистаном и другим иностранным государством Россия при просьбе эмира будет готова ему помочь. Помимо этого, эмиру Афганистана предоставлялось право посылать в Россию избранных им лиц для изучения различных специальностей, в том числе и военной. Обе стороны договаривались применить все меры к поощрению, облегчению и обезопасению взаимных торговых отношений. Заключительная статья проекта гласила, что друг афганского эмира друг России, и враг эмира должен считаться врагом России и наоборот. Поэтому Россия считает целесеобразным оказывать эмиру Афганистана содействие и поддержку.

         Таким образом, документ фиксировал установление разносторонних дружественных отношений между двумя соседними государствами. Проект афгано-русского договора Н. Г. Столетов повёз в Ташкент, оставив в Кабуле Н. И. Разгонова. С ним выехали послы Шер Али-хана, которых в Ташкенте дважды принимал Кауфман.

2.4.Берлинский трактат.

         К этому времени  на мировой арене произошли важные политические изменения. 18 (30) мая 1878 года Британская империя и Россия пришли к соглашению о пересмотре Сан-Стефанского  мира, и с 1 (13) июня по 1 (13) июля в Берлине  проходил конгресс, на котором дипломатическим представителям Петербурга А. М. Горчакову,  П. А. Шувалову и П. П. Убри довелось противостоять блоку политических деятелей некоторых держав, фактически поддерживавших Англию. 1 (13) июля 1878 года появился на свет Берлинский трактат. По нему подверглись сокращению территории Сербии и Черногории, при этом Сербия лишалась выхода к Адриатическому морю; втрое сокращалась территория Болгарии (под властью Турции оставалась Фракия и Македония, остальная территория Болгарии была разделена по Балканскому хребту на две части – северную, которая объявлялась вассальным о Турции княжеством, но со своим правительством и армией, и южную под названием Восточной Румелии – автономную турецкую провинцию, которой управлял губернатор из христиан, назначаемый турецким султаном). Австро-Венгрия получала право на оккупацию Боснии и Герцеговины и на административное управление ими, а также контроль над судоходством по Дунаю. Англии передавался оккупированный ею в ходе войны о. Кипр. Российские общественные круги рассматривали Берлинский трактат как поражение русской дипломатии. Царское правительство лишалось ряда привилегий и выгодных пунктов Сан-Стефанского соглашения, но угроза войны с Англией миновала.

         Поворот событий  в Европе существенно повлиял  на политику царского правительства. Оно уже не могло действовать с прежней решимостью. Н. Г. Столетова вызвали в Ливадию, где тогла находился Александр II. 30 сентября (12 октября) 1878 года военный министр Милютин Д. А. телеграфировал Кауфману, что вследствие доклада генерала Столетова велено войти в прямые дипломатические объяснения с английским правительством по решению афганского вопроса, в частности по вопросу об ограждении независимости Афганистана и устранения вредных для России в будущем последствий настоящего столкновения. Речь шла о следующем столкновении.

2.5.Вторая  англо-афганская война.

         Визит в Кабул  миссии Н. Г. Столетова был использован  Лондоном в качестве предлога для  направления туда своего посольства. Его руководителем был назначен участник военных экспедиций против афганских племён генерал Невилл Боулс Чемберлен. С ним отправлялись несколько сот солдат. В целом, состав миссии вместе с обслуживающим персоналом превышал 1000 человек и походила скорее на армию, чем на посольство. Чемберлен чётко определил основную задачу задуманного мероприятия, заключавшуюся в установлении господствующего влияния Британской империи в Афганистане. Этим целям отвечали формы и методы английской политики. Так секретарь по иностранным делам британских властей в Индии отдавал Чемберлену распоряжения о переходе границы Афганского государства до получения какого-либо формального ответа эмира на послание вице-короля, которым уведомлялось об отправлении посольства. Требовалось как можно быстрее достигнуть Кабула. Поэтому, при попытке остановить посольство, английские солдаты получали право ими пренебрегать. При применении оружия афганской стороной вице-король предоставлял на усмотрение генерала решение о возвращении посольства. В Кабуле Чемберлену поручалось добиться обязательств Шер Али-хана порвать всякие отношения с Россией и выслать оставшихся членов её миссии, допустить в столицу и города Балх и Герат английских офицеров с правом их свободного выезда в любой пункт государственной границы. Данная программа, по сути, играла роль первоначальных наметок. Практически дело велось к войне, расчленению и закабалению Афганистана Британской империей.

         У Хайберского прохода  путь английскому посольству был  преграждён афганским гарнизоном крепости Али-Масджид. Англичанам заявили, что их дальнейшее продвижение невозможно до получения указаний из Кабула. Столица Афганистана находилась в эти дни в трауре по случаю смерти наследного принца Абдулладжана. На письмо лорда Литтона эмир ответил, что примет посольство позже. Вследствие того, что Англия стремилась развязать войну, а не добиться договорённости дипломатическим путём, лорд Литтон посчитал это за оскорбление и потребовал извинений. Однако вежливые разъяснения афганского правителя мало интересовали правящие круги Великобритании. Лорд Литтон предъявил эмиру ультиматум и, даже не дав надлежащего срока для ответа, 21 ноября 1878 года известил Лондон, что отдал приказ войскам о наступлении. Так началась вторая англо-афганская война. Шер Али-хан не стремился и не был готов к ней. Его армия не смогла оказать серьёзного сопротивления открытой агрессии.

         Цели правящих кругов Великобритании понимали и в России. Горчаков писал, что английское правительство  нашло предлог и воспользовалось  им для осуществления действий, которые  они задумывали и подготавливали не столько для безопасности своей индийской границы, сколько для поднятия одним ударом своего престижа.

         Российское правительство, используя дипломатические каналы, попыталось не допустить военных  действий. По поручению Петербурга Шувалов передал английскому кабинету несколько нот, содержавших настойчивые пожелания, чтобы Великобритания отказалась от боевых операций в Афганистане. Все они были отклонены.

         9 (21) февраля 1879 года  Шер Али-хан скончался. Члены  русской миссии вернулись на  родину. Кабульский трон занял Мухаммад Якуб-хан. 26 мая 1879 года в местечке Гандамак он подписал продиктованный ему английским представителем трактат о мире. Гандамакский договор предусматривал ликвидацию внешнеполитической независимости Афганистана, внутренняя самостоятельность страны ограничивалась: в Кабуле размещалось английское посольство, и эмир должен был прислушиваться к его советам. Английским товарам открывалась широкая дорога на афганские рынки, её офицерам – доступ в города и селения. Области Сиби, Пишин и Куррам, важные в стратегическом плане, как и Хайберский проход, отторгались от Афганистана. Эмиру предоставлялась ежегодная денежная субсидия.

         Однако навязанный Афганистану в Гандамаке договор  не просуществовал и четырёх месяцев. В июле 1879 года в Кабул въехал британский посол Л. Каваньяри, чьё вызывающее поведение привело к народному восстанию. В этой обстановке на политической арене вновь появился сардар Абдуррахман-хан, который проявил немалые организаторские способности и постепенно утвердился на афганской территории. 20 июля 1880 года он провозгласил себя эмиром Афганистана. В ходе переговоров с Англией он был вынужден принять некоторые тяжёлые для Афганистана условия Гандамакского договора: к Британской империи переходили области Куррам, Пишин и Сиби, проходы Хайбер и Мични, устанавливался её контроль над внешней политикой страны. Несмотря на протесты Абдуррахман-хана, Кандагар выделялся в номинально самостоятельное владение во главе с наместником (вали) сардаром Шер Али-ханом, ставленником англичан. Однако разгром английских войск под Майвандом близ Кандагара 15 (27) июля 1880 года ознаменовал провал этих планов. Власть в Кандагаре перешла к Абдуррахман-хану. В сентябре 1881 года он присоединил к своим владениям Гератский оазис и, таким образом, завершил объединение Афганистана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.Англо-русское соперничество в Афганистане в 80-х г.г. XIX века.

         В 80-х годах XIX века русско-афганские отношения не претерпели существенных изменений по сравнению с предшествующими десятилетиями. Правительство России по-прежнему рассматривало Афганистан вне сферы своего влияния и продолжало придерживаться политики невмешательства в его внутренние дела.

Информация о работе Англо-русские отношения в Центральной Азии в 70-80-х гг. 19 века