Александр Майкапар

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1495-1497). Милан. трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Работа содержит 1 файл

Александр Майкапар.docx

— 28.71 Кб (Скачать)

  Необходимость  изображения всех двенадцати  апостолов, которая впервые настоятельно  возникает в этом сюжете, побуждала  художников дать их разработанные  портретные образы. Гёте в связи  с этим (в одной из бесед,  записанных Эккерманом) констатировал: "Все апостолы почти одинаковы, и весьма немногим из них придают характер и значение их жизнь и дела". И действительно, вплоть до XIII века художники не ставили себе специальной цели дифференцировать учеников, за исключением Иуды, Иоанна и, быть может, Петра. В произведениях более позднего периода уже обнаруживается ряд характерных особенностей, по которым можно идентифицировать хотя бы основных из них.

Иуда

  Наиболее определенно  решается вопрос с идентификацией  Иуды. Его традиционный атрибут  - кошель, строго говоря, атрибутом  можно считать только если признавать его аллюзией на тридцать сребреников - плату Иуде за предательство. В сцене же Тайной вечери это не столько атрибут, то есть символический определитель Иуды, сколько иллюстрация слов Иоанна: "он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали". Следует добавить, что Иуда изображался в отличие от остальных учеников либо без нимба (Серра, Андреа дель Кастаньо), либо с черным нимбом (Росселли). Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: "И после сего куска вошел в него сатана" - фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (так изобразил Иуду Козимо Росселли в Сикстинской капелле Ватикана). Иуда на картинах предстает человеком зрелого возраста, как правило, с темными волосами и бородой.

Иоанн

  Иоанн на Тайной  вечере изображается самым юным  из учеников, безбородым, с длинными  волосами и довольно женственными  чертами лица. Он ближайший к  Христу.

Петр

  Внешний облик  Петра довольно рано определился  в западном искусстве. У него  седые волосы, как правило, короткая  вьющаяся борода, загорелое лицо, какое и должно быть у рыбака. Иногда он изображается с ножом  в руке. О Петре у Леонардо  писал Гёте: "Петр же тем  временем обхватил левой рукой  правое плечо прильнувшего к  нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку".

Иаков Младший

  Среди апостолов  есть один, чье сходство с Христом  часто бросается в глаза на  картинах старых мастеров. Это  Иаков Младший. (На картине Иоса ван Вассенхове мы видим его четвертым слева от Христа, у Росселли - четвертым справа.) Основание для такой традиции изображения этого ученика дает мимоходом оброненная ремарка в Послании к Галатам Павла: "...Иакова, брата Господня". (Некоторые считают, что именно это сходство заставило Иуду в момент взятия Христа под стражу поцеловать его, чтобы воины поняли, кого именно им надлежит схватить.)

Другие апостолы и персонажи

  Вряд ли можно  сформулировать столь же определенные  принципы изображения других  учеников на Тайной вечере, которых  бы придерживались старые мастера.  В эпоху Контрреформации, когда  резко возросла популярность  литургической Тайной вечери (в  связи с усилением значения  Святых Таинств), на картинах с  этим сюжетом, в которых появились  дополнительные персонажи, часто  изображались лица, в которых  узнавались современники художников. Яркими примерами такого рода  живописных интерпретаций Тайной  вечери служат работы Лукаса  Кранаха Старшего и художников его мастерской. Так, гравюра (ок. 1540-1550) Кранаха изображает вместе (!) Яна Гуса, жившего в 1369-1415 гг., и Лютера (1483-1546), а также причащающих членов семьи курфюрста Саксонского. Включение в композицию Яна Гуса, сожженного на костре в 1415 году, без малого за полтора столетия до времени создания гравюры, свидетельствует об уважении к памяти этого предтечи Реформации. Все персонажи на этой гравюре поименованы. Этот образ Тайной вечери должен был наглядно продемонстрировать, что один из могущественных правящих родов Европы принял лютеранство. Он отражал новую доктрину и одновременно фиксировал определенный исторический момент.

  Не менее интересен  алтарь замковой церкви в Дессау (1565; мастерская Лукаса Кранаха Старшего). Христос в центре стола. Традиционно давая кусок хлеба Иуде, он указывает на предателя. Здесь реформаторы и богатые протестантские землевладельцы, исповедовавшие новую веру, изображены в качестве апостолов на Тайной вечере следующим образом. Слева (по правую руку Христа) вторым среди апостолов изображен Мартин Лютер (указывает на Христа рукой, хотя взгляд его устремлен куда-то вдаль). На переднем плане слева коленопреклоненный донатор Иоахим фон Анхальт, а справа, с бокалом (евхаристического вина?) - Лукас Кранах Младший. Картины такого рода служили демонстрацией одновременно реформаторской концепции Евхаристии и лютеранской концепции присутствия Христа в Евхаристии. 
 

Информация о работе Александр Майкапар