Актуализация занятия спортом как образа жизни тольяттинца

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Тольятти — город с относительно молодой спортивной историей, но с уже сложившимися спортивными традициями, профессиональными командами и спортсменами мирового уровня.
В Тольятти культивируются 60 видов спорта, наиболее массовые среди них футбол, баскетбол (оба более 6000 человек), волейбол (около 4500), плавание (3400), гандбол (3300). Действует 26 учреждений дополнительного образования спортивной направленности по 34 видам спорта. Спортивные клубы города освобождены от арендной платы за муниципальные помещения.

Содержание

Ситуативный анализ 2
Причины сложившегося положения дел: 2
Историко-культурное исследование 3
Выявление акторов 6
Разработка способов презентации и распространение новой практики 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

Итоговая работа по КЛКТ1.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тольяттинская академия управления»

 

 

 

 

 

 

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация  занятия спортом как образа жизни  тольяттинца

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуативный анализ

 

Тольятти — город с относительно молодой спортивной историей, но с уже сложившимися спортивными традициями, профессиональными командами и спортсменами мирового уровня.

 

В Тольятти культивируются 60 видов спорта, наиболее массовые среди  них футбол, баскетбол (оба более 6000 человек), волейбол (около 4500), плавание (3400), гандбол (3300). Действует 26 учреждений дополнительного образования спортивной направленности по 34 видам спорта. Спортивные клубы города освобождены от арендной платы за муниципальные помещения.

 

Любительский спорт  в городе тоже находится не на последнем  месте: ежегодно проводится более четырёхсот спортивных мероприятий, в которых участвует в общей сложности более 100 000 человек всех возрастов.

 

Постоянно спортом занимается более 55 000 человек, что составляет немногим больше 7% от всего населения города, среди детей и юношей пропорция несколько иная: почти 40% из них занимается спортом.

Причины сложившегося положения дел:

 

  1. Со стороны руководителей города многое делается для развития спорта: проведения спортивных мероприятий, строительство стадионов и спортивных площадок;
  2. Наличие бесплатных секций при школах;
  3. Относительно большой процент молодого населения в городе.

 

 

 

 

 

Историко-культурное исследование

 

Выявляя актуальность развития спорта, обратимся сперва к истории.

 

В начале 19 века развитие спорта в России получает стимул благодаря появлению в стране частных спортивных заведений для представителей российской аристократии. Выходят различные учебные пособия, посвященные освоению техниками фехтования, плавания, стрельбы и других видов спорта. Строятся специальные спортивные сооружения – манежи, тиры, ипподромы. Проводятся соревнования между членами спортивных обществ и клубов, организации и развитию которых активно способствуют передовые деятели страны.

 

Ближе к концу 19 века появляются спортивные организации с большей демократичной направленностью. Российский спорт становится доступным не только для представителей дворянства, но также для студентов, служащих, интеллигенции того времени. Значимую роль в развитии спорта в России сыграли также встречи отечественных спортсменов с представителями зарубежного спорта.

 

Начиная с первой половины 20 века, спорт получает широкое распространение  среди студентов. На правительственном  уровне в стране разрешена организация  спортивных кружков для занятий  физическими упражнениями в высших учебных заведениях.

 

Всего к 1914 году Россия насчитывает  порядка 800 спортивных клубов и обществ, объединяющих более 50 тысяч спортсменов. В стране проводятся спортивные соревнования, в том числе и на первенство России. Русские спортсмены также принимают участие в международных спортивных состязаниях, в первенствах Европы и мира, в Олимпийских играх.

 

 

Говоря про актуальность развития спорта, стоит также упомянуть  и некоторые проблемы, которые  были выявлены в не столь далёкое  время. Своё начало они берут в 80-90-х годах 20 века.

После развала СССР пропал интерес людей к спорту. И тому есть несколько причин.

Во-первых, многим пришлось подстраиваться под новые «правила игры» - взрослые занялись предпринимательством, дети – самовоспитанием. Интерес к физической культуре и спорту продолжали проявлять лишь семьи, для которых спорт успел стать неотъемлемой частью жизни.

Во-вторых, с распадом СССР резко снизилось финансирование спорта, что привело к износу и  выходу из строя не обновляемой десятилетиями материально-технической базы. К началу третьего тысячелетия спорт стал не только недоступным, но и не привлекательным для детей и молодежи.

С 2000 года ситуация стала  постепенно меняться в лучшую сторону  – появилось большое количество новых спортивных объектов, в том числе в городах с небольшой численностью населения. Государству удалось привлечь внимание предпринимательства, столь активно развивающегося в нашей стране, к проблемам физической культуры и спорта. Тем не менее, в настоящее время до сих пор существует проблема незаинтересованности людей, в основном молодёжи, в спорте, и проявляется она в отсутствии какой-либо мотивации к занятию им.

Стоит отметить, что этой сфере нашей жизни необходимы не разовые денежные вливания, а постоянная финансовая поддержка, в том числе и для продвижения отечественных спортсменов на международных соревнованиях. От того, как мы будем выглядеть на чемпионатах высшего уровня, зависит во многом репутация страны и имидж всей отечественной сферы физической культуры и спорта. Болельщикам нужны не единичные, а регулярные победы. Причем всем хорошо известно о высоком потенциале российских спортсменов, имена многих из которых из-за слабой поддержки со стороны государства продолжают оставаться неизвестными.

В ближайшие годы Российская Федерация примет множество международных спортивных событий в организации, и проведении которых, будут задействованы десятки тысяч человек. И миллионы жителей России станут свидетелями зрелищных спортивных событий и побед, навсегда запечатленных в истории России и Мира. Среди этих событий:

  • 2013 год:  
    - Кубок мира по Регби-7;  
    - XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 в Казани;  
    - XIV Чемпионат мира по легкой атлетике в Москве.
  • 2014 год:  
    - XXII Олимпийский зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры «Сочи 2014».
  • 2015 год:  
    - Чемпионат мира по водным видам спорта;
  • 2016 год:  
    - Чемпионат мира по хоккею с шайбой;
  • 2018 год:  
    - Чемпионат мира по футболу «Россия 2018».

В связи с этим, сегодня  сформировался высокий уровень  востребованности волонтеров и менеджеров высшей квалификации в области спорта – заинтересованных и компетентных молодых людей, без которых немыслима высококачественная организация спортивных событий ближайших лет.

 

Появился интерес к массовой организации спортивных мероприятий, создания условий для доступного занятия физической культурой и спортом. Интерес молодежи к спорту и стремление привнести элементы зрелищности и привлекательности в спортивные состязания различного вида привели к созданию большого количества новых и ярких спортивных мероприятий в городах России.

 

Было создано большое количество специальных программ, которые позволяют  молодым людям из всех уголков  России включиться в процесс развития индустрии спорта, реализовать свои замыслы и обрести будущую  профессию в области спорта, улучшить состояние спортивной инфраструктуры в городах России и создать простую и доступную систему соревнований среди молодежи по различным видам спорта, что повысит интерес к спорту и улучшит качественные и количественные показатели молодежи вовлеченной в спорт. Также в развитие этой системы вовлечены и государственные структуры. Чиновники не жалеют средств на то, чтобы внедрить в сознание россиян мысль о том, что надо вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

 

Выявление акторов

С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей, – повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. В условиях глобализации экономических отношений, свободы передвижения людей и обмена информацией, постоянно увеличивается число спортивных болельщиков, присутствующих на соревнованиях лично, наблюдающих за ними по телевидению, слушающих радиотрансляции или обращающихся к компьютерным сетям.

Ныне во многих странах сформировался «спортивный  стиль» в одежде и образе жизни, стало  модным иметь стройную фигуру или  рельефные мускулы. На потребности  людей соответствующим образом  реагирует рынок: фирмы-производители  спортивных товаров и услуг расширяют ассортимент предлагаемой ими продукции, улучшают ее качество, а также формируют новый спрос.

Выделение субъектов  имеет фундаментальное значение, которое позволяет понимать положение  о протекании коммуникативных процессов  на разных уровнях.

Субъектами коммуникаций могут выступать как группы людей, так и отдельные личности, относящиеся  к этим группам. 
При этом один субъект может выступать как носитель активности, направленной на другой, имеющий более пассивный характер.  
В нашем случае можно выделить три группы, которые могут являться субъектами спортивной коммуникации: 
I группа. Широкий круг участников спортивного движения, представителей здорового образа жизни (спортсмены, тренеры, представители федераций, спортивные судьи и т.д.), чаще всего выступающие в роли адресантов, создающих исходную информацию.  
II группа. В нее входят спортивные журналисты, представители пресс-служб, а также учредители и руководство (редакторы) спортивных СМИ. Они могут быть как адресантами, так и коммуникаторами, передающими информацию. 
III группа. Представители аудитории, получающие информацию (адресаты) и в то же время влияющие на ее содержание.  
Каждая из выделенных групп оказывает свое воздействие на формирование спортивной коммуникации.

Рассмотрим составляющую первой группы – спортсменов. Одним из важных критериев спортсмена является его творчество. Оно заключается в: «создании спортсменом новых спортивных ценностей для самого себя; создании творческих ценностей для получателя спортивной информации – любителя спорта». Наличие творческих способностей у спортсмена дает возможность поиска и применения новых, нестандартных, оригинальных приемов и решений во всех видах спорта, особенно игровых (например, применение различных «домашних заготовок» при розыгрыше штрафного в футболе). И это является немаловажной деталью при рассмотрении коммуникативных воздействий данного субъекта.

Деятельность спортивных журналистов выполняет многообразные функции в развитии спорта:

  • коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта;
  • непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
  • идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
  • культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
  • рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.

С помощью различных  средств массовой информации журналистика популяризирует различные виды спорта, освещает технику и тактику спортсменов, особенности их подготовки и соревновательной борьбы, показывает все положительные и негативные стороны спортивного поведения, формирует отношение общества к спорту.

Третья группа акторов – это аудитория. В сфере спорта в качестве аудитории рассматриваются как слушатели, читатели, телезрители, интересующиеся темой спорта, так и болельщики на стадионе. В пользу того, что болельщики являются именно субъектами, говорит тот факт, что, выражая активную поддержку на стадионе, они нередко помогают той или иной команде (спортсмену) одержать победу, тем самым являются прямыми участниками спортивного действия.

В этой группе субъектов  можно условно выделить три основные подгруппы.

В первую подгруппу (условно их можно назвать «любителями» или «пассивными болельщиками») входят те лица, у которых интерес к спорту носит случайный характер и не является доминирующим в системе их потребностей и интересов. Хотя они испытывают определенное удовольствие от наблюдения за спортивными состязаниями.

Вторая подгруппа – «профессионалы». Они постоянно в курсе дел, происходящих в спортивном мире. Их интересует «техническая», «результативная» сторона спортивного состязания. Они являются не только стабильными болельщиками, посещающими стадионы, но и неизменной аудиторией, интересующейся спортивной информацией в СМИ.

Третья подгруппа – «эксперты» – включает в себя зрителей, которые сами занимаются спортом и наблюдают за спортивными состязаниями во многом (если не в первую очередь) именно потому, что их привлекает возможность испытать наслаждение от многообразных проявлений в спорте. Для этой группы характерна сформировавшаяся, устойчивая ориентация на спорт, возникшая в результате активного участия в деятельности в спорте и на основе наблюдения за различными явлениями в спорте и переживании их. Для лиц, входящих в данную группу, важен не только и не столько спортивный результат (выигрыш, победа), сколько то, каким путем он достигнут, поэтому большой процент данной аудитории составляют субъекты первой и второй группы, т.е. спортсмены и спортжурналисты (это еще одно доказательство возможности перехода субъектов из одной группы в другую).

Кроме этого, здесь можно  выделить еще одну (четвертую) особую подгруппу, в которую входят фанатские группы, существующие почти при всех футбольных, хоккейных, баскетбольных и других клубах. Они наиболее «активные» болельщики на стадионах. Тем не менее, некоторые «фаны» являются обладателями наиболее полной информацией о своих спортивных кумирах. И все эти подгруппы оказывают непосредственное влияние на внедрение в сознание людей необходимости занятия спортом, на его развитие в целом.

Информация о работе Актуализация занятия спортом как образа жизни тольяттинца