Агриппина Яковлевна Ваганова

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

А.Я.Ваганова - великий педагог, первый профессор хореографии. Она воспитала несколько поколений выдающихся балерин. Пытливый исследователь, вдохновенный практик, она создала учебник "Основы классического танца", который переведен на многие языки. Книга эта была очень высоко оценена и отечественными, и зарубежными специалистами в области балета: «Мадам Ваганова написала труд, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета. Как выдающийся педагог и хранитель великой традиции, она создала исчерпывающий и простой учебник большой ценности.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ-Ваганова.docx

— 1.23 Мб (Скачать)

Перемены  в классическом балете

Самостоятельной балетмейстерской работой для Вагановой  стала постановка «Лебединого озера». Теперь она могла внести в этот спектакль те изменения, которые  казались ей необходимыми еще в те годы, когда она сама принимала  участие в этом балете как танцовщица.

Однако в  целом редакция Вагановой оказалась  намного более уважительной и  бережной по отношению к первоначальной художественной ткани балета, чем  многие, последующие вслед за вагановской. Балет «Лебединое озеро» держался в  репертуаре театра в течение десяти лет.  
Следующей балетмейстерской работой Вагановой была постановка балета «Эсмеральда». Работа над ним оказалась неожиданно трудной. Обновленная «Эсмеральда» имела немалый успех, однако Ваганова, всегда строгая к себе, не считала свою постановку удачной и была уверена, что своим успехом балет обязан прекрасным исполнителям. Однако «Эсмеральда» вошла в число тех постановок, с которыми театр гастролировал в Москве. Столица с восторгом открыла для себя молодых балерин, воспитанных Вагановой. И сами ее ученицы никогда не забывали о том, кому они обязаны раскрытием своих талантов, с благодарностью продолжая принимать советы Агриппины Яковлевны и стараясь оправдать доверие своего педагога.

Но для  Агриппины Яковлевны Вагановой  успех балета и ее учениц не заслонил собой тех проблем, которые назрели  в балете того времени. Она видела, что стремление балета к драматизации, постановка так называемых хореодрам  сводит к минимуму значение классического  танца в балетном спектакле. Ее, как  сторонницу классического танца  как основы балета, это не могло  не беспокоить. Ваганова видела и сама, да и ее ученицы, уже нашедшие свое место на большой сцене, говорили ей о том, что в новых постановках  им практически нечего танцевать. Возникало  опасение, что искусство классического  танца, складывавшееся веками и постоянно  развивающееся, может быть постепенно утрачено в такой ситуации.

Ваганова  перестала ставить сама — ее представления  о балете не соответствовали тенденциям тех лет. Впоследствии, по прошествии времени, все встало на свои места  — балет остался балетом в  классическом понимании, сиюминутные  новшества ушли в прошлое. Однако тогда Вагановой приходилось  нелегко на посту художественного  руководителя. Ее взгляды не совпадали  со взглядами молодых балетмейстеров и возражения практически не принимались  в расчет — новые тенденции  поддерживались всесильным Комитетом  по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1937 году она получила почетную отставку: ее освободили от должности  художественного руководителя Кировского театра, предложив Ленинградскому хореографическому  училищу «широко использовать ее по линии педагогической работы».  
Увольнение с поста художественного руководителя было для Агриппины Яковлевны Вагановой одновременно и обидой, и облегчением — теперь она могла вновь все силы отдавать училищу, своим ученицам.

Уникальный учебник «Основы классического танца» вышел в свет в 1934 году, весьма знаменательный для Агриппины Яковлевны: именно в это время она, художественный руководитель балетной труппы Театра оперы и балета им. Кирова, получила редкую награду – звание народной артистки РСФСР. В «Основах…» знаменитый педагог систематизировала весь опыт своих предшественников и свой собственный, раскрыв творческие принципы и методы, достижения русского классического танца.

Книга вызвала  отклик, какого автор даже и не смела  ожидать. Отовсюду, где были в стране балетные театры или школы, посыпались письма. Ее благодарили за помощь, одолевали  просьбами прислать экземпляр учебника, сразу исчезнувшего из продажи. А  она, вовсе на такое не рассчитывая, раздарила те немногие экземпляры, которые были у нее на руках… Книгу признали за рубежом – она  вышла в Англии, Америке, Испании, Голландии.

В 1939 году Ленинградское  хореографическое училище вместе с  Кировским театром было эвакуировано в Пермь. Ваганова не захотела покидать родной город. Кроме того, она боялась, что письма сына ее не найдут в эвакуации, а она очень беспокоилась за его  судьбу (он был инженером-путейцем и  работал на Западе).  
После эвакуации большей части артистов спектакли продолжались силами оставшихся в Ленинграде. Однако ей все же пришлось покинуть Ленинград — состояние ее здоровья стало угрожающим. Но, как только она оказалась в Перми, Ваганова тут же включилась в работу — вновь занималась с ученицами хореографического училища, репетировала с артистами театра.  
В 1943 году Ваганову вызвали из Перми в Москву. В ее жизни произошло два события — ей присвоили звание профессора хореографии и направили на работу в Большой театр. С новым назначением она согласилась лишь при условии, что со временем вернется в родное Ленинградское хореографическое училище. А пока она стала вести занятия с артистами Большого театра. Майя Плисецкая, еще только начинавшая в тот год свой творческий путь, писала, что она очень многим обязана Агриппине Яковлевне Вагановой.

В июне 1944 года Ленинградское хореографическое училище  вернулось в родной город. Ваганова немедленно последовала за своими учениками. После разлуки занятия шли  с особым рвением и радостью. Ваганова продолжала совершенствовать свои методы.

Шли годы. Сердце Агриппины Яковлевны порядком стало пошаливать. Она долго скрывала болезнь от близких, от себя самой. А  тут врачи уложили в постель. Напрасно она уверяла, будто лучше  ей двигаться, чем мучиться бездельем. Сердилась – ведь она необходима в школе! Еще бы, близился выпуск, она же «предательски» бросила учениц.

…Город  ее не забудет. У дома по улице Дзержинского, 4 появилась мемориальная доска: «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина  Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии».

Знаменитое  хореографическое училище, названное  сегодня Академией танца, станет носить имя А. Я. Вагановой…

Здание Академии Русского Балета им. Вагановой  

 Академия  создана в мае 1738 года по  Указу Императрицы Анны Иоанновны  и именовалась «Танцевальной  Её Императорского Величества  Школой». Располагалась она  в специально оборудованных залах Зимнего дворца.  В 1836 году училище переехало  на улицу Зодчего Росси. Имена лучших выпускников старейшей Русской балетной школы известны всему миру: Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав  Нижинский. 
Здание Академии  русского балета  – часть архитектурного ансамбля, созданного Росси в 1828—1834 годах, который  включает Александрийскую и Чернышеву площади (ныне - Островского и Ломоносова) и соединяющую их Театральную улицу (улица Зодчего Росси). Строения четной стороны, предназначавшиеся для дирекции императорских театров и театрального училища, сейчас занимают Музей театрального и музыкального искусства и  Академия русского балета им. А.Я. Вагановой. 
   Имя знаменитой танцовщицы и блестящего педагога Агриппины Вагановой  присвоено Ленинградскому хореографическому училищу в 1957 году. А статус Академии всемирно известная балетная школа получила в начале 90-х. 

 

Конкурс им. Вагановой 

Основанный  в 1988 году как конкурс балетных училищ СССР, "Ваганова - Prix" получил в 1995 году статус международного конкурса. Его лауреатами стали известные  танцовщики: Ирина Желонкина, Игорь  Марков, Анна Поликарпова, Ульяна Лопаткина, Майя Думченко, Андриан Фадеев, Светлана Захарова, Игорь Колб. В нынешнем конкурсе примут участие студенты старших  классов профессиональных хореографических школ Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Воронежа, Красноярска, Казани, Саратова, Уфы, а также студенты балетных школ Армении, Казахстана, Украины, Узбекистана, Эстонии; Бразилии, Венгрии, Италии, Польши, США, Южной Кореи, Японии.

 

 

 

Список литературы

  1. Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999
  2. Левинсон А., Мастера балета. Очерки по истории и теории танца. Издание 5-ое, дополненное.- СПБ, 2001
  3. Худеков С. Н., История танцев.- СПБ, 2003
  4. Основы классического танца,Издательство: Лань, 192 стр., Предисловие к 7 изданию.
  5. http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/agrippina-yakovlevna-vaganova/ - Сайт Знаменитые женщины
  6. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=464 –Электронные биографии
  7. http://szd.su/obj?id=2083 – Официальный сайт Академии Русского Балета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Я. Ваганова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могила Вагановой  на Волковском кладбище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваганова  с ученицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник А.Я.Вагановой «Основы  классического танца»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариинский Театр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербургское  Императорское театральное училище основано императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года, как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа». Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Позднее получило название Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

С 1995 года академия Вагановой входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия


Информация о работе Агриппина Яковлевна Ваганова