Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".
Вопр 28 1. Виктимология — это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках. 2. Виктимология — это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией. 3. Виктимология — это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями. Виктимология, таким образом, самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим можно признать лишь отчасти. Скорее это наука о безопасности жизнедеятельности человека. Мы рассматриваем виктимологию как направление в криминологии, но это не значит, что иные подходы к ней не имеют права на существование. Их также следует хотя бы кратко охарактеризовать. В ее предмет входит и массовая уязвимость, уязвимость отдельных социальных, профессиональных и других групп. Чтобы решать научные, а главное практические, задачи, необходимо знать: каков удельный вес потерпевших от преступлений в общей массе населения; удельный вес отдельных групп населения в массе потерпевших; от каких преступлений и в каких отношениях оказываются потерпевшими различные категории лиц, различающиеся по социальным, морально-психологическим, физическим признакам. Виктимология изучает определенную (связанную с жертвой) часть явлений, имеющих место в сфере причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений. Но именно эти явления только в полной их совокупности изучаются криминологией. Таким образом, предмет виктимологии в этой части — элемент предмета криминологии. Виктимность является специальным предметом в целях выяснения основного вопроса виктимологии, в силу каких причин и при наличии каких условий некоторые лица становятся жертвами преступлений, в то время как других эта опасность минует.В работах отечественных виктимологов виктимность в наиболее обобщенном виде характеризуется как системное универсальное свойство организованной материи становиться жертвой преступления в определенных конкретно исторических условиях [34, 14].Виктимность можно рассматривать как:определенное функционально зависимое от преступности явление;образ действий определенного лица;индивидуальная (описывающая потенциальную возможность лица стать или становиться жертвой преступления);видовая (характеризующая жертв определенных групп преступлений);групповая (определяющаяся ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений);массовая (как наличие реальной или потенциальной возможности для определенной социальной группы становиться жертвой преступлений или злоупотребления властью);характерологическая и поведенческая особенность жертвы преступления.
| Вопр 29 Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений. При определении целей и задач виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный.Общесоциальный уровень - решение социально-экономических и культурно-воспитательных задач, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих криминальной виктимизации общества, и на снижение степени виктимности граждан.Специальный уровень - осуществляемые государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами мероприятия, имеющие специальной целью предупреждение преступлений путем недопущения реализации виктимных свойств и качеств отдельных лиц или групп населения.Индивидуальный уровень - индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, могут с большой вероятностью стать жертвами преступников, направленная на повышение активности их защитных реакций, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности.
| Вопр 30 концепция криминологической безопасности корпорации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления защиты корпорации от преступлений, иных противоправных деяний, криминальной деятельности преступных сообществ, недобросовестной конкуренции, криминогенных факторов политического, экономического, социально-психологического, регионального характера. Основные положенияПод криминологической безопасностью корпорации понимается состояние защищенности ее законных интересов, определяющихся целостностью сбалансированных интересов ее работников, общества и государства, от внешних и внутренних угроз, источниками которых выступают явления, в той или иной степени связанные с преступностью, общественно опасными посягательствами, криминальной деятельностью, интересами криминалитета.Обеспечение безопасности является важным условием успешной деятельности корпорации. Умение и способность корпорации надежно противостоять влиянию криминогенных факторов, общественно опасной деятельности криминальных структур, акциям недобросовестных конкурентов, виновным или неосторожным действиям персонала определяют состояние и степень защищенности корпорации.Объекты защиты:• персонал корпорации;• материальные ресурсы; • интеллектуальные ресурсы;• финансовые средства;• информационные ресурсы;• правовые ресурсы; • престиж и авторитет корпорации;• благоприятная деловая атмосфера и надлежащий психологический климат;• интересы клиентов корпорации.Субъекты правоотношений при обеспечении криминологической безопасности:• государство (Российская Федерация) в лице компетентных органов, создающих внешнюю среду (состояние политической ситуации, направленность экономического развития, законы и др.) деятельности корпорации;• зарубежные государства в лице уполномоченных субъектов, с которыми устанавливаются и поддерживаются экономические связи;• транснациональные корпорации, выступающие партнерами производственной и коммерческой деятельности корпорации;• правоохранительные органы Российской Федерации;• иные юридические лица, сотрудничающие с корпорацией в сфере экономической деятельности и по вопросам обеспечения безопасности;• физические лица, привлекаемые для оказания услуг в области безопасности;• службы безопасности субъектов предпринимательства и частные охран-но-детективные структуры.Система криминологической безопасности корпорации представляет собой комплекс административных, нормативно-правовых, социально-психологических,
|
Вопр 31 организованная преступность- совокупность преступлений, обусловленная созданием и функционированием устойчивых и управляемых объединений преступников, осуществляющих преступную деятельность как бизнес или в целях обеспечения легального бизнеса и обладающих системой защиты от социального контроля, в том числе с помощью коррупции. Предупреждение организованной преступностиВ современных условиях становления и развития российской государственности реальную угрозу безопасности и социально-экономическим преобразованиям наносит организованная преступность. Преступления, совершаемые организованными преступными группами, наносят существенный вред обществу. Преступность принимает все более организованные формы, повышается уровень вооруженности и технической оснащенности организованных преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами. Организованная преступность, по существу, бросила вызов обществу.[7] Признаки организованной преступности:стабильный и устойчивый характер осуществления преступной деятельности, выраженный в неоднократном совершении преступлений либо длительном занятии преступной деятельностью;иерархичность преступной организации и распределение ролей и функций между участниками, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей или в ролевом поведении;разнообразие преступной деятельности при ведущей роли экономических, корыстных преступлений;финансовая база для расширения преступной деятельности, подкупа должностных лиц;распространение норм, традиций преступного мира, подготовка и формирование преступных кадров;коррумпированные связи с официальными государственными структурами в целях нейтрализации их деятельности, получения необходимой информации, помощи и защиты;профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;установление собственных правил поведения, предусматривающих жестокое наказание за их нарушение, способствующее поддержанию дисциплины и беспрекословному подчинению;вооруженность;
| Вопр 32 Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, складывающегося из осуществления одного из следующих разнообразных действий:- двухсторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая "покупателем", получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);- вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;- инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной "посадкой на взятку".Важная специфическая особенность коррупции - своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица. Практическая реализация борьбы с коррупцией зависит от реализации конституционного принципа: все равны перед законом и судом (п.1 ст. 19 Конституции РФ) путем включения в ст. ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ. Последнее направление может быть реализовано путем референдума. В демократических странах вообще выборные должностные лица, включая членов парламента (конгресса), не обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного преступления. Необходимо ужесточить уголовное законодательство в отношении коррупционеров путем исключения из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет. Установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества. Координация деятельности всех органов государственной власти в борьбе с коррупцией - одна из основных функций российской прокуратуры, что закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 8)
| Вопр 33 Многими ведущими криминалистами, теоретиками и практиками, создавались системы классификаций признаков международной преступности, которые, однако, во многом схожи и взаимно дополняют друг друга. Среди подобных признаков можно выделить: устойчивость и обширность организации, наличие четкой иерархической системы, стремление к получению сверхприбылей, связи с государственными служащими и работниками правоохранительных органов, порождающие коррупцию в высших сферах власти того или иного государства, деятельность в основном в сфере экономики, охват системой преступных деяний практически всех сфер общества, умение приспосабливаться к изменениям экономической политики государства, а зачастую - и диктовать ее, , стремление к влиянию на общенациональную политику, проведение крупномасштабных акций, затрагивающих многие регионы, всеобъемлющий контроль за наиболее прибыльными сферами применения преступных методов, использование значительных финансовых средств для контроля за СМИ, тесные контакты международных преступных группировок между собойТакже целесообразно отметить и следующее: чрезвычайно высокую степень организованности и детальная проработка обязанностей и задач, лежащих на том или ином члене международной преступной группы, создание мощной материальной базы, финансовые средства которой располагаются зачастую вне страны международных преступных интересов, существование целой системы обеспечения защиты от деятельности правоохранительных органов, тщательное планирование, координирующее деятельность множества участников, многие из которых зачастую не знают друг о друге, преступную деятельность как основной источник дохода, стремление к увеличению и расширению международных преступных связей3. Необходимо еще раз отметить тот "теневой" фактор международной преступности, который позволяет скрывать истинную сущность организованных преступных объединений многих стран мира. Преступные сообщества того или иного государства могут даже и не подозревать о том, что они являются одним из звеньев международной преступной системы. Это, в свою очередь, многократно затрудняет работу правоохранительных органов различных стран и специально созданных международных организаций в деле борьбы с организованной международной преступностью. Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.Международно-
|
Вопр 34 Политическая преступность — криминальный феномен, который связан со сферой государственного управления наиболее тесно.Политическая преступность многопланова. В узком смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по политическим мотивам. В широком — все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управленияПолитическая мотивация и преступностьГлавным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психологический феномен — явление достаточно сложное и комплексное. Он может носить:— идеологический характер (в основе лежат представления об общественном идеале, социальной справедливости, благе государства или социальной группы);— религиозный характер (стремление к переустройству социума в соответствии с одной из религиозных доктрин);— характер корысти или иной личной заинтересованности (карьеризм, месть, политические амбиции, властолюбие и т. п.). Преступления, совершаемые по политическим мотивам, в зависимости от целей могут быть классифицированы следующим образом:— направленные на изменение социальной и политической системы;— направленные на захват власти — направленные на удержание власти;— направленные на ослабление политического противника (как внутри государства: на уровне отдельного политического деятеля, политической партии, так и на межгосударственном уровне — как инструмент геополитики). Основную рольв предупреждении играют средства и методы общего предупреждения преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д. Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное разрешение не только экономических проблем, по и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами или религиозными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая стабилизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния ветвей власти и политических партий, признание и поддержание плюрализма взглядов, обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям.Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них - твердое поддержание конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами, созданными в этих целях (парламентские слушания, "круглые столы", арбитраж, суд и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня политической и правовой культуры в стране.За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о воспитании граждан. В результате средства массовой информации, подчиняясь интересам финансовых воротил, развернули безудержную пропаганду секса, насилия, пренебрежения к законам и государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политической преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры, направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно важно это на ранних этапах формирования личности - в семье, школе.Специальное предупреждение политической преступности осуществляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосударственной направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин и условий, их порождающих.
| Вопр 35 Рецидивная преступность - негативный социальный феномен, складывающийся из многократного совершения преступлений. Рецидив - специальный термин, привнесенный в юриспруденцию из медицины. К рецидивным криминологи относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления известны правоохранительным органам и стали предметом их основанного на законе реагирования.Рецидив преступлений отличается от совокупности и повторности тем, что новое преступление совершается уже после того, как были предприняты предусмотренные законом меры за предыдущие. Различают рецидив общий (разнородные преступления) и специальный (однородные преступления). В зависимости от числа предыдущих судимостей рецидив может быть однократным и многократным. По степени общественной опасности рецидивдифференцируется применительно к категориям преступлений, предусмотренных ст. 15 УК РФ. В законе выделяется также опасный и особо опасный рецидив (ч.2,3 ст. 18 УК РФ).Существует понятие пенитенциарного рецидива, под которым понимается совершение нового преступления лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы. В этой борьбе первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. К специальным мерам профилактики рецидива относят:1. Совершенствование правоприменительной деятельности, методик расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, совершивших преступления.2. Реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении дифференциации осужденных и гуманизации условий жизни в местах лишения свободы.3. Повышение эффективности уголовных наказаний. 4. Улучшение подготовки судебных работников в плане умения изучать личность подсудимого, проводить криминологическое прогнозирование и на этой основе выносить правосудный приговор.5. Совершенствование деятельности государственных органов (федеральных и местного самоуправления) по вторичной социа-лизации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Обеспечение их минимальными условиями нормальной жизни (место жительства, честный заработок). Государственная поддержка общественных инициатив в этой области.6. Координация усилий органов уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов в социальной реабилитации осужденных.
| Вопр 36 Есть два направления борьбы с насильственной преступностью и её предупреждения. Первое связано с оздоровлением общества в целом, уменьшением общесоциальных предпосылок насильственной преступности (общее предупреждение), второе связано с направленным воздействием на составляющие её причинного комплекса (специальное предупреждение)[29]. К мерам общего предупреждения насильственной преступности А. И. Долгова относит:Создание условий для цивилизованного, правового разрешения конфликтов между гражданами, уменьшения их числа и вредных последствийПовышение культурно
|
Вопр 41 Фундаментом профилактики корыстных посягательств, совершаемых путем карманных краж, является обоснованный подход к такого рода социальной деятельности, комплексно реализующей и позитивно использующей социальные и материальные факторы. Такая деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:- выявление всех обстоятельств, способствующих совершению карм - оказание методической помощи субъектам, реализующим меры профилактики, а также осуществление в соответствующих правовых рамках контроля за правильностью и соблюдением законности при осуществлении такого воздействия. Составной частью мер по профилактике корыстных посягательств, совершаемых путем карманных краж, является перекрытие основных мест совершения таких преступлений (маршрутов общественного транспорта, торговых учреждений и т.п.), которые рекомендуется осуществлять на основе: анализа находящихся в производстве и законченных расследованием уго
| Вопр 39 Под общесоциальными мерами предупреждения квартирных краж следует понимать совокупность экономических, правовых, идеологических, организационных и иных мероприятий, направленных на совершенствование общественных отношений, препятствующих их совершению. Эти меры- оказывают положительное воздействие на оперативную обстановку, сужают почву, питающую' преступность, и тем самым создают необходимые условия для успешной борьбы- с рассматриваемыми преступлениям
| Вопр42 При предупреждении краж и угонов автотранспортных средств силами всех заинтересованных органов и организаций целесообразно применять конкретизированные применительно к способам совершения преступлений меры ситуационного предупреждения. Это: 1) меры безопасности, затрудняющие совершениепреступ
|
Вопр 45 Разработка и провозглашение государством своих основных моральных принципов, ценностей и правовых норм, активное внедрение их в сознание населения средствами массовой информации, произведениями литературы и искусства будут оказывать влияние на оздоровление нравственно-психологического климата, способствовать формированию общественного мнения, действенно осуждающего негативные и противоправные способы достижения жизненного успеха, высокой материальной обеспеченности лиц, нарушающих предписания морали и права. Положительно сказывается на правовом сознании населения усиление правового обучения и правового воспитания. Нельзя серьезно говорить о борьбе с преступлениями против жизни и здоровья, чести, свободы и достоинства, половой неприкосновенности, когда уровень правового сознания большинства граждан трудно считать приемлемым.Граждане должны уметь правильно в правовом отношении оценивать наиболее распространенные преступления, находить законные средства решения конфликтов, у них должна быть сформирована установка именно на эти средства.Важно обеспечение своевременного раскрытия преступлений и применения к виновным установленных законом мер. Предупреждению бытовой ситуативной преступности способствуют разного рода консультации, центры, в которых психологи, социологи, юристы оказывают необходимую помощь супругам, детям. Причем не только назидательного плана, но и, например, по организации обмена жилой площади, что бывает важно для разведенных конфликтующих супругов[23]Значимы также меры по уменьшению безработицы и снижению эффекта ее негативных психологических последствий. Предупредительное значение имеет существование пунктов психологической помощи при центрах занятости населения, ориентированных не только на официально зарегистрированных безработных, но и тех, кто в силу различных обстоятельств остался без постоянного источника дохода.Разработка правовых основ для осуществления контроля за поведением тех категорий населения, которые, так или иначе оказались в группе риска, — достаточно действенная мера профилактики борьбы с тяжкими насильственными преступлениями против жизни и здоровья в настоящих условиях (особенно с бытовой преступностью). К группе риска относятся:лица, длительное время не имеющие постоянных источников дохода. Прежде всего нужны правовые основания для выяснения того, на какие конкретно средства они существу ют, для оказания им помощи в трудоустройстве, получении другой специальности и т.п.;безработные; систематически злоупотребляющие алкоголем;ранее судимые, ведущие аморальный или противоправный образ жизни (совершающие мелкое хулиганство, злоупотребляющие алкоголем);лица без постоянного места жительства, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
| Вопр 43 Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.дГлавное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:- привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности;- воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.Четвертая группа мер– это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.Пятая группа мер – это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
| Вопр 37 Предупреждению как самих насильственных преступлений, так и ситуаций, чреватых угрозой их совершения, способствуют своевременные и адекватные меры административно-правового воздействия на лиц, нарушающих антиалкогольное и антинаркотическое законодательство, допускающих действия, квалифицируемые как мелкое хулиганство.Большое значение для предупреждения тяжких насильственных преступлений имеет обеспечение неотвратимости наказания за уголовно наказуемые деяния, предусмотренные нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией: побои, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, незаконное изготовление оружия, небрежное хранение огнестрельного оружия, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия и др. Необходимо усилить надзор прокуратуры за законностью решений милиции по заявлениям, сообщениям, всем сигналам об этих деяниях.Следует воссоздать, разумеется, с учетом новых экономических, социальных и других реалий, систему общественной профилактики насильственных преступлений. Речь в данном случае не идет об организации ежевечернего массового патрулирования дружинников по улицам и другим общественным местам, хотя в принципе нельзя отрицать превентивного значения и подобных мероприятий, с оговоркой, что они должны строиться на иных, чем прежде, подходах и принципах, в новых организационных формах (на сугубо добровольной и возмездной основе, без чрезмерного административного усердия и связанных с ним нарушений прав человека, более целенаправленно и т.д.). В настоящее время очень важно найти оптимальные формы стимулирования, поощрения и развития государством гражданской активности, основанной на естественном стремлении людей организоваться, объединиться в целях защиты себя, своих детей, близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений локальными общинами граждан, образованными по территориальному и иным признакам, например, уличными, квартальными, домовыми комитетами, ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев по профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении них и т.п.По мере становления органов местного самоуправления создаются дополнительные финансовые, материально-технические и иные возможности для организации более полноценного, заполненного привлекательными и общественно полезными занятиями досуга граждан, особенно детей и подростков, которые также нужно использовать в интересах ограничения пьянства, бесцельного времяпрепровождения, ничегонеделания и других негативных явлений, способствующих насильственным правонарушениям.
|