Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".

Работа содержит 1 файл

Криминология.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 28  1. Виктимология — это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках.       2. Виктимология — это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией.       3. Виктимология — это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями. Виктимология, таким образом, самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим можно признать лишь отчасти. Скорее это наука о безопасности жизнедеятельности человека.       Мы рассматриваем виктимологию как направление в криминологии, но это не значит, что иные подходы к ней не имеют права на существование. Их также следует хотя бы кратко охарактеризовать.  В ее предмет входит и массовая уязвимость, уязвимость отдельных социальных, профессиональных и других групп. Чтобы решать научные, а главное практические, задачи, необходимо знать: каков удельный вес потерпевших от преступлений в общей массе населения; удельный вес отдельных групп населения в массе потерпевших; от каких преступлений и в каких отношениях оказываются потерпевшими различные категории лиц, различающиеся по социальным, морально-психологическим, физическим признакам.    Виктимология изучает определенную (связанную с жертвой) часть явлений, имеющих место в сфере причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений. Но именно эти явления только в полной их совокупности изучаются криминологией. Таким образом, предмет виктимологии в этой части — элемент предмета криминологии. Виктимность является специальным предметом в целях выяснения основного вопроса виктимологии, в силу каких причин и при наличии каких условий некоторые лица становятся жертвами преступлений, в то время как других эта опасность минует.В работах отечественных виктимологов виктимность в наиболее обобщенном виде характеризуется как системное универсальное свойство организованной материи становиться жертвой преступления в определенных конкретно исторических условиях [34, 14].Виктимность можно рассматривать как:определенное функционально зависимое от преступности явление;образ действий определенного лица;индивидуальная (описывающая потенциальную возможность лица стать или становиться жертвой преступления);видовая (характеризующая жертв определенных групп преступлений);групповая (определяющаяся ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений);массовая (как наличие реальной или потенциальной возможности для определенной социальной группы становиться жертвой преступлений или злоупотребления властью);характерологическая и поведенческая особенность жертвы преступления.

 

Вопр 29 Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений. При определении целей и задач виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный.Общесоциальный уровень - решение социально-экономических и культурно-воспитательных задач, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих криминальной виктимизации общества, и на снижение степени виктимности граждан.Специальный уровень - осуществляемые государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами мероприятия, имеющие специальной целью предупреждение преступлений путем недопущения реализации виктимных свойств и качеств отдельных лиц или групп населения.Индивидуальный уровень - индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, могут с большой вероятностью стать жертвами преступников, направленная на повышение активности их защитных реакций, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности.

 

 

Вопр 30 концепция криминологической безопасности корпорации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления защиты корпорации от преступлений, иных противоправных деяний, криминальной деятельности преступных сообществ, недобросовестной конкуренции, криминогенных факторов политического, экономического, социально-психологического, регионального характера. Основные положенияПод криминологической безопасностью корпорации понимается состояние защищенности ее законных интересов, определяющихся целостностью сбалансированных интересов ее работников, общества и государства, от внешних и внутренних угроз, источниками которых выступают явления, в той или иной степени связанные с преступностью, общественно опасными посягательствами, криминальной деятельностью, интересами криминалитета.Обеспечение безопасности является важным условием успешной деятельности корпорации. Умение и способность корпорации надежно противостоять влиянию криминогенных факторов, общественно опасной деятельности криминальных структур, акциям недобросовестных конкурентов, виновным или неосторожным действиям персонала определяют состояние и степень защищенности корпорации.Объекты защиты:• персонал корпорации;• материальные ресурсы; • интеллектуальные ресурсы;• финансовые средства;• информационные ресурсы;• правовые ресурсы; • престиж и авторитет корпорации;• благоприятная деловая атмосфера и надлежащий психологический климат;• интересы клиентов корпорации.Субъекты правоотношений при обеспечении криминологической безопасности:• государство (Российская Федерация) в лице компетентных органов, создающих внешнюю среду (состояние политической ситуации, направленность экономического развития, законы и др.) деятельности корпорации;• зарубежные государства в лице уполномоченных субъектов, с которыми устанавливаются и поддерживаются экономические связи;• транснациональные корпорации, выступающие партнерами производственной и коммерческой деятельности корпорации;• правоохранительные органы Российской Федерации;• иные юридические лица, сотрудничающие с корпорацией в сфере экономической деятельности и по вопросам обеспечения безопасности;• физические лица, привлекаемые для оказания услуг в области безопасности;• службы безопасности субъектов предпринимательства и частные охран-но-детективные структуры.Система криминологической безопасности корпорации представляет собой комплекс административных, нормативно-правовых, социально-психологических,технологических, информационных мер, обеспечивающих реализацию соответствующих целей и задач.Цели и задачиГлавной целью концепции криминологической безопасности является обеспечение надежного функционирования и устойчивого развития корпорации путем своевременного распознавания; профилактики; предотвращения и пресечения криминальных угроз ее законным интересам; выявления и минимизации криминологических рисков; защиты жизни и здоровья персонала; недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств; обеспечения безопасной производственной деятельности, включая и средства информатизации.Другими целями концепции выступают создание предпосылок для формирования целостной системы безопасности корпорации и согласования различных элементов этой системы; повышение престижа корпорации и роста прибыли за счет надежной репутации гаранта законных интересов граждан, общества и государства; консолидация усилий различных субъектов в обеспечении безопасности корпорации.Задачи криминологической безопасности:• выявление, характеристика и прогнозирование угроз безопасности, связанных с воздействием криминогенных факторов, криминальными проявлениями и должностными злоупотреблениями;• изучение и устранение причин и условий, способствующих нанесению материального и морального ущерба корпорации, нарушению ее нормального функционирования и развития;• анализ и прогноз криминологических рисков в деятельности корпорации;• определение уязвимости ресурсов корпорации от внешних и внутреннихугроз;• создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности;• совершенствование инфраструктуры безопасности корпорации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 31 организованная преступность- совокупность преступлений, обусловленная созданием и функционированием устойчивых и управляемых объединений преступников, осуществляющих преступную деятельность как бизнес или в целях обеспечения легального бизнеса и обладающих системой защиты от социального контроля, в том числе с помощью коррупции. Предупреждение организованной преступностиВ современных условиях становления и развития российской государственности реальную угрозу безопасности и социально-экономическим преобразованиям наносит организованная преступность. Преступления, совершаемые организованными преступными группами, наносят существенный вред обществу. Преступность принимает все более организованные формы, повышается уровень вооруженности и технической оснащенности организованных преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами. Организованная преступность, по существу, бросила вызов обществу.[7] Признаки организованной преступности:стабильный и устойчивый характер осуществления преступной деятельности, выраженный в неоднократном совершении преступлений либо длительном занятии преступной деятельностью;иерархичность преступной организации и распределение ролей и функций между участниками, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей или в ролевом поведении;разнообразие преступной деятельности при ведущей роли экономических, корыстных преступлений;финансовая база для расширения преступной деятельности, подкупа должностных лиц;распространение норм, традиций преступного мира, подготовка и формирование преступных кадров;коррумпированные связи с официальными государственными структурами в целях нейтрализации их деятельности, получения необходимой информации, помощи и защиты;профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;установление собственных правил поведения, предусматривающих жестокое наказание за их нарушение, способствующее поддержанию дисциплины и беспрекословному подчинению;вооруженность;формирование преступных организаций по национальному или клановому признаку.Предупреждение организованной преступности становится одной из приоритетных задач не только для правоохранительных органов, но и для всего общества в целом.При разработке мер по предупреждению данного вида преступности необходимо осознавать в полной мере всю опасность данного явления, которое обусловлено следующими факторами:v одновременным причинением вреда многим разнородным группам общественных отношений;v огромной ценой организованной преступности;v втягиванием в преступную деятельность значительного круга лиц, начиная от антиобщественных элементов и заканчивая высокопоставленными управленцами;v особо квалифицированной подготовкой преступлений;v порождением новых видов противоправного обогащения;v накоплением и воспроизводством криминального опыта, формированием криминальной субкультуры;v использование широкого спектра защиты от социального контроля. Профессиональная преступность – разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой.Структура современной профессиональной преступности состоит из двух больших групп преступлений:1) преступления имущественного характера (корыстные), составляющие основную массу профессиональной преступности;2) корыстно-насильственные преступления, которые в количественном отношении и по масштабам причиненного материального ущерба значительно отстают от первой группы, но тем не менее представляют повышенную общественную опасность из-за того, что в погоне за материальным достатком преступники причиняют вред здоровью граждан и даже лишают их жизни.Характерная особенность современной профессиональной преступности – ее устойчивый характер. Наряду со старыми видами профессиональной преступности (кражами, грабежами, разбоями, бандитизмом и др.) появились новые виды: похищение людей с целью выкупа, скупка и сбыт культурно-исторических ценностей, убийство по найму, компьютерные преступления, интеллектуальное пиратство. В предупреждении (общая и частная привенции) профессиональной преступности значительная роль отводится уголовному законодательству, поскольку речь идет не о случайном преступнике, а злостном его типе. Уголовный закон должен отражать реальную криминологическую обстановку. Поэтому усилить борьбу с профессиональной преступностью можно через совершенствование института совокупности преступлений с целью максимальной индивидуализации наказания и правильной квалификации уголовных деяний. Это можно сделать, например, закреплением в законе реальной и идеальной совокупностей преступлений.Законодательно представить судам право назначать наказание не путем поглощения, а путем полного или частичного сложения, но в пределах вида наказания.Для усиления уголовной ответственности лиц, совершающих тождественные преступления, не образующие реальной совокупности, может быть использован такой квалифицирующий признак, как совершение преступлений в виде промысла, а для объективной оценки содеянного, личности преступника и индивидуализации наказания новое отягчающее вину обстоятельство - специализация лица на совершении преступлений. Поскольку профессиональные преступники часто действуют в составе организованных групп, то усиления борьбы с ними можно достичь с помощью усовершенствования института соучастия, отразив в законе все подтвержденные практикой его формы.

 

Вопр 32 Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, складывающегося из осуществления одного из следующих разнообразных действий:- двухсторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая "покупателем", получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);- вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;- инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной "посадкой на взятку".Важная специфическая особенность коррупции - своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица. Практическая реализация борьбы с коррупцией зависит от реализации конституционного принципа: все равны перед законом и судом (п.1 ст. 19 Конституции РФ) путем включения в ст. ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ. Последнее направление может быть реализовано путем референдума. В демократических странах вообще выборные должностные лица, включая членов парламента (конгресса), не обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного преступления. Необходимо ужесточить уголовное законодательство в отношении коррупционеров путем исключения из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет. Установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества. Координация деятельности всех органов государственной власти в борьбе с коррупцией - одна из основных функций российской прокуратуры, что закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 8) 

 

Вопр 33 Многими ведущими криминалистами, теоретиками и практиками, создавались системы классификаций признаков международной преступности, которые, однако, во многом схожи и взаимно дополняют друг друга. Среди подобных признаков можно выделить: устойчивость и обширность организации, наличие четкой иерархической системы, стремление к получению сверхприбылей, связи с государственными служащими и работниками правоохранительных органов, порождающие коррупцию в высших сферах власти того или иного государства, деятельность в основном в сфере экономики, охват системой преступных деяний практически всех сфер общества, умение приспосабливаться к изменениям экономической политики государства, а зачастую - и диктовать ее, , стремление к влиянию на общенациональную политику, проведение крупномасштабных акций, затрагивающих многие регионы, всеобъемлющий контроль за наиболее прибыльными сферами применения преступных методов, использование значительных финансовых средств для контроля за СМИ, тесные контакты международных преступных группировок между собойТакже целесообразно отметить и следующее: чрезвычайно высокую степень организованности и детальная проработка обязанностей и задач, лежащих на том или ином члене международной преступной группы, создание мощной материальной базы, финансовые средства которой располагаются зачастую вне страны международных преступных интересов, существование целой системы обеспечения защиты от деятельности правоохранительных органов, тщательное планирование, координирующее деятельность множества участников, многие из которых зачастую не знают друг о друге, преступную деятельность как основной источник дохода, стремление к увеличению и расширению международных преступных связей3. Необходимо еще раз отметить тот "теневой" фактор международной преступности, который позволяет скрывать истинную сущность организованных преступных объединений многих стран мира. Преступные сообщества того или иного государства могут даже и не подозревать о том, что они являются одним из звеньев международной преступной системы. Это, в свою очередь, многократно затрудняет работу правоохранительных органов различных стран и специально созданных международных организаций в деле борьбы с организованной международной преступностью. Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.Международно-правовыми нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций.Целый ряд нормативных актов в области борьбы с преступностью действует и в рамках СНГ. В их число входят Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и другие.Обязательства государств по этим договорам заключаются, прежде всего, в определении международных уголовно наказуемых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций.Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней (в рамках международных организаций) и двусторонней основах.В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формы сотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений.Определенную роль в координации усилий государств по борьбе с преступностью играет созданная в 1923 г. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150 государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы с международной преступностью и построением миропорядка на основе верховенства права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 34 Политическая преступ­ность — криминальный феномен, который связан со сферой государственного управления наиболее тесно.Политическая преступность многопланова. В узком смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по политическим мотивам. В широком — все преступления, совер­шаемые в политической сфере, в области государственного и социального управленияПолитическая мотивация и преступностьГлавным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психо­логический феномен — явление достаточно сложное и комплекс­ное. Он может носить:— идеологический характер (в основе лежат представления об общественном идеале, социальной справедливости, благе го­сударства или социальной группы);— религиозный характер (стремление к переустройству со­циума в соответствии с одной из религиозных доктрин);— характер корысти или иной личной заинтересованности (карьеризм, месть, политические амбиции, властолюбие и т. п.). Преступления, совершаемые по политическим мотивам, в за­висимости от целей могут быть классифицированы следующим образом:— направленные на изменение социальной и политической системы;— направленные на захват власти — направленные на удержание власти;— направленные на ослабление политического противника (как внутри государства: на уровне отдельного политического деятеля, политической партии, так и на межгосударственном уровне — как инструмент геополитики). Основную рольв предупреждении играют средства и методы общего предупреждения преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д. Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное разрешение не только экономических проблем, по и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами или религиозными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая стабилизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния ветвей власти и политических партий, признание и поддержание плюрализма взглядов, обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям.Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них - твердое поддержание конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами, созданными в этих целях (парламентские слушания, "круглые столы", арбитраж, суд и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня политической и правовой культуры в стране.За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о воспитании граждан. В результате средства массовой информации, подчиняясь интересам финансовых воротил, развернули безудержную пропаганду секса, насилия, пренебрежения к законам и государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политической преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры, направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно важно это на ранних этапах формирования личности - в семье, школе.Специальное предупреждение политической преступности осуществляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосударственной направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин и условий, их порождающих.

 

 

Вопр 35 Рецидивная преступность - негативный социальный феномен, складывающийся из многократного совершения преступлений. Рецидив - специальный термин, привнесенный в юриспруденцию из медицины. К рецидивным криминологи относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления известны правоохранительным органам и стали предметом их основанного на законе реагирования.Рецидив преступлений отличается от совокупности и повторности тем, что новое преступление совершается уже после того, как были предприняты предусмотренные законом меры за предыдущие. Различают рецидив общий (разнородные преступления) и специальный (однородные преступления). В зависимости от числа предыдущих судимостей рецидив может быть однократным и многократным. По степени общественной опасности рецидивдифференцируется применительно к категориям преступлений, предусмотренных ст. 15 УК РФ. В законе выделяется также опасный и особо опасный рецидив (ч.2,3 ст. 18 УК РФ).Существует понятие пенитенциарного рецидива, под которым понимается совершение нового преступления лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы.  В этой борьбе первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. К специальным мерам профилактики рецидива относят:1. Совершенствование правоприменительной деятельности, методик расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, совершивших преступления.2. Реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении дифференциации осужденных и гуманизации условий жизни в местах лишения свободы.3. Повышение эффективности уголовных наказаний.

4. Улучшение подготовки судебных работников в плане умения изучать личность подсудимого, проводить криминологическое прогнозирование и на этой основе выносить правосудный приговор.5. Совершенствование деятельности государственных органов (федеральных и местного самоуправления) по вторичной социа-лизации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Обеспечение их минимальными условиями нормальной жизни (место жительства, честный заработок). Государственная поддержка общественных инициатив в этой области.6. Координация усилий органов уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов в социальной реабилитации осужденных.

 

Вопр 36 Есть два направления борьбы с насильственной преступностью и её предупреждения. Первое связано с оздоровлением общества в целом, уменьшением общесоциальных предпосылок насильственной преступности (общее предупреждение), второе связано с направленным воздействием на составляющие её причинного комплекса (специальное предупреждение)[29]. К мерам общего предупреждения насильственной преступности А. И. Долгова относит:Создание условий для цивилизованного, правового разрешения конфликтов между гражданами, уменьшения их числа и вредных последствийПовышение культурного и образовательного уровня граждан, обеспечение здоровых условий для формирования личности.Социальный контроль, позволяющий осуществлять быстрое реагирование на мелкие правонарушения и социальные конфликты, сглаживающий их последствия и стимулирующий правопослушное поведение.Формирование в общественном сознании негативного отношения к насилию как способу разрешения конфликтов, повышение престижа правомерных способов защиты своих прав.В числе объектов воздействия специальных мер она называет прежде всего криминальную и криминогенную среду, в которой находятся лица молодого возраста (до 29 лет), лиц без постоянного источника дохода и лиц, ранее совершавших преступления. А. И. Долгова называет следующие меры специального предупреждения:Воздействие на лиц, злоупотребляющих алкоголем и иными психоактивными веществами с целью ресоциализовать их и побудить к отказу от употребления этих веществ.Ресоциализация лиц, освобождённых из мест лишения свободы: их трудоустройство, обеспечение жильём и т.д.Коррекция поведения лиц с аномалиями психики, особенно на раннем этапе (в детских учреждениях).Создание психологических консультативных центров, направленных на реабилитацию жертв бытового насилия и предотвращение новых посягательств на их интересы.Виктимологическая профилактика, призванная по возможности вывести людей из «групп риска», подверженных совершению насильственных преступлений, обучить их навыкам по избежанию опасных криминогенных ситуаций.Предупреждение насильственной преступности может также осуществляться косвенно, путём воздействия на другие виды преступности. Например, борьба с организованной преступностьювлечёт уменьшение общей насильственной преступности, поскольку именно насилие лежит в основе деятельности организованных преступных формирований.Важное место в системе профилактики насильственных преступлений занимают уголовно-правовые нормы с так называемой двойной превенцией, устанавливающие ответственность за деяния, которые предшествуют совершению тяжких насильственных преступлений в «преступной карьере» большинства опасных преступников: хулиганство, угроза убийством, незаконный оборот оружия и т. д.[30] Фактическая безответственность лиц, совершающих подобные деяния, создаёт у них чувство безнаказанности и приводит к эскалации преступного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 41 Фундаментом профилактики корыстных посягательств, совершаемых путем карманных краж, является обоснованный подход к такого рода социальной деятельности, комплексно реализующей и позитивно использующей социальные и материальные факторы. Такая деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:- выявление всех обстоятельств, способствующих совершению карманных краж;- четкое определение круга субъектов, которые обязаны, способны и фактически желают проводить мероприятия по предупреждению карманных краж, функций, пределов компетенции субъектов и конкретной сферы приложения их усилий в направлении предупреждения таких преступлений;- значительная интенсификация и повышение активности работы но предупреждению карманных краж неспециализированных субъектов предупреждения;- своевременный обмен между ними необходимой информацией и согласование общих усилий путем тесного и скоординированного взаимодействия;- разработка планов, включающих в еебя систему различных по содержанию, но единых по целям мер, предусматривающих профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению краж; устранение способствующих им обстоятельств, оказание воспитательно-профилактического воздействия на жиц, способных стать жертвой таких преступлений;

- оказание методической помощи субъектам, реализующим меры профилактики, а также осуществление в соответствующих правовых рамках контроля за правильностью и соблюдением законности при осуществлении такого воздействия. Составной частью мер по профилактике корыстных посягательств, совершаемых путем карманных краж, является перекрытие основных мест совершения таких преступлений (маршрутов общественного транспорта, торговых учреждений и т.п.), которые рекомендуется осуществлять на основе: анализа находящихся в производстве и законченных расследованием уголовных дел, соответствующей оперативно-розыскной информации ; определения способов перекрытия таких мест; создания оперативных групп, направленных на такую деятельность; использования помощи общественности. При оценке действенности профилактики карманных краж целесообразно учитывать следующее:- целенаправленный характер профилактической деятельности и степень ее соответствия конкретной криминологической ситуации;- своевременность и достоверность поступающей информации о фактах карманных краж в целом, личности их участников и общественных отношениях, возникающих в этой связи;- четкую согласованность профилактической деятельности ОВД с мерами воздействия предприятий, учреждений, учебных коллективов и общественных формирований.

 

Вопр 39 Под общесоциальными мерами предупреждения квартирных краж следует понимать совокупность экономических, правовых, идеологических, организационных и иных мероприятий, направленных на совершенствование общественных отношений, препятствующих их совершению. Эти меры- оказывают положительное воздействие на оперативную обстановку, сужают почву, питающую' преступность, и тем самым создают необходимые условия для успешной борьбы- с рассматриваемыми преступлениями. Они определяются наиболее важными сферами жизнедеятельности общества (политическими, экономическими, идеологическими, правовыми, социально-культурными). Разработка эффективной системы мер по предупреждению квартирных краж должна быть комплексной, что предполагает знание особенностей развития экономики и политики, происходящих в обществе социальных процессов и явлений, их влияния на состояние правопорядка в целом.Осуществление мер общесоциального характера, направленных на предупреждение квартирных краж, должно осуществляться с учетом анализа криминологической характеристики рассматриваемых преступлений и факторов, им способствующим. В процессе исследования выявилась закономерность того; что количество,совершаемых краж нарастает с развитием социальной напряженности в обществе в период существования наиболее острых экономических и социальных противоречий.Меры по» предупреждению краж, ориентированные на социально-экономическую сферу. Рассматриваемая сфера является основополагающей-при определении-стратегии и тактики борьбы с преступностью-в целом, икражами в частности. Это одно из направлений социального управления, где особая- роль отводится мерам, ориентированным на повышение профессионального уровня, сотрудников правоохранительных органов, улучшение их материально-бытовых и социальных условий жизни.Эффективность предупредительных мер определяется: не только применением норм права, но и путем вытеснения из сознания' россиян, культа обогащения незаконным путем. При этом общество должно быть ориентировано на необходимость оказания социальной помощи лицам, занимающимся, бродяжничеством,попрошайничеством, ведущих антиобщественный образ жизни, что рассматривается как аптикриминогенный фактор совершения краж.Приоритетной в данной, ситуации является деятельность правоохранительных органов, направленных на защиту личности и собственности от преступных посягательств. Результативность такой деятельности зависит от учета анализа оперативной* обстановки и выработки системы специальных мероприятий по усилению* борьбы с кражами.Специально-криминологические меры имеют свои особенности, отражающие роль личности в процессепреступного посягательства и предусматривающие возможность воздействия на нее. Такой подход представляется наиболее предпочтительным, так как он охватывает и расширяет ранее предложенные понятия специального предупреждения преступлений.Индивидуальная профилактика предполагает, в первую очередь, выявление лиц, поведение которых свидетельствует об их склонности к совершению кражи. К их числу могут относиться лица, освобожденные изисправительных учреждений, отбывших наказание за преступления против собственности; лица, злоупотребляющие алкогольными' напитками или употребляющие наркотические средства и психотропные вещества:Индивидуально-профилактическая работа с этой категорией граждан может выражаться в оказании на них соответствующего' воздействия, и помощи с целью склонения к отказу от совершения- задуманного преступления с использованием самых различных методов; включая1 убеждение и принуждением Центральная- роль при этом принадлежит сотрудникам органов внутренних дел.Реализуя обязанность государства защищать имущественные права граждан, подразделениявневедомственной охраны должны обеспечить возможность охраны личного имущества граждан, находящегося в квартирах, исполняя обязанности по предотвращению и пресечению преступлений, включая квартирные кражи.

 

Вопр42 При предупреждении краж и угонов автотранспортных средств силами всех заинтересованных органов и организаций целесообразно применять конкретизированные применительно к способам совершения преступлений меры ситуационного предупреждения. Это: 1) меры безопасности, затрудняющие совершениепреступлений, которые включают в себя повышение уровня безопасности автотранспортного средства путем усиления их непосредственной технической защищенности, укрепления гаражей и других мест хранения транспорта вплоть до разработки специальных строительных стандартов безопасности, а также меры, связанные с перемещением автотранспорта, как предмета преступного посягательства, со дворов и улиц наохраняемые места парковки. 2) Меры, снижающие заинтересованность в совершение хищения, которые можно реализовать двумя способами. Первый - путем совершенствования маркировки выпускаемого автотранспорта. Второй — увеличением осознаваемой преступником угрозы разоблачения с помощью расширения различных форм наблюдения. Реализация этих мер потребует предлагаемой корректировки законодательных, нормативных актов, повышения уровня технической защищенности автотранспорта и совершенствования деятельности субъектов такого предупреждения. Действенной формой профилактики является вовлечение автовладельцев в борьбу с преступнымипосягательствами на автотранспорт через своеобразные любительские «автоклубы», складывающиеся па базе кооперативных гаражей, автостоянок и даже неорганизованных мест массовой парковки индивидуальных транспортных средств. Эти формы являются важным резервом повышения их коллективной безопасности против посягательств на автотранспорт. В этом же направлении следует более активно использовать возможности Всероссийского общества автомобилистов (BOA). Для успешного предупреждения краж и угонов автотранспортных средств система профилактикиправонарушений должна быть сплошной (по всей территории страны), всеобъемлющей (затрагивать все стороны и области жизнедеятельности населения), иметь строгую структуру, обеспеченную специализированными кадрами, материально-техническими ресурсами для всех подразделений, информационными взаимосвязями между всеми субъектами, с четкими правами, обязанностями и ответственностью за невыполнение своих обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 45  Разработка и провозглашение государством своих основ­ных моральных принципов, ценностей и правовых норм, ак­тивное внедрение их в сознание населения средствами массо­вой информации, произведениями литературы и искусства будут оказывать влияние на оздоровление нравственно-пси­хологического климата, способствовать формированию обще­ственного мнения, действенно осуждающего негативные и противоправные способы достижения жизненного успеха, вы­сокой материальной обеспеченности лиц, нарушающих пред­писания морали и права. Положительно сказывается на правовом сознании населе­ния усиление правового обучения и правового воспитания. Нельзя серьезно говорить о борьбе с преступлениями против жизни и здоровья, чести, свободы и достоинства, половой не­прикосновенности, когда уровень правового сознания большин­ства граждан трудно считать приемлемым.Граждане должны уметь правильно в правовом отноше­нии оценивать наиболее распространенные преступления, на­ходить законные средства решения конфликтов, у них долж­на быть сформирована установка именно на эти средства.Важно обеспечение своевременного раскрытия преступ­лений и применения к виновным установленных законом мер. Предупреждению бытовой ситуативной преступности спо­собствуют разного рода консультации, центры, в которых пси­хологи, социологи, юристы оказывают необходимую помощь супругам, детям. Причем не только назидательного плана, но и, например, по организации обмена жилой площади, что бывает важно для разведенных конфликтующих супругов[23]Значимы также меры по уменьшению безработицы и сни­жению эффекта ее негативных психологических последствий. Предупредительное значение имеет существование пунктов психологической помощи при центрах занятости населения, ориентированных не только на официально зарегистрирован­ных безработных, но и тех, кто в силу различных обстоя­тельств остался без постоянного источника дохода.Разработка правовых основ для осуществления контроля за поведением тех категорий населения, которые, так или ина­че оказались в группе риска, — достаточно действенная мера профилактики борьбы с тяжкими насильственными преступ­лениями против жизни и здоровья в настоящих условиях (осо­бенно с бытовой преступностью). К группе риска относятся:лица, длительное время не имеющие постоянных источ­ников дохода. Прежде всего нужны правовые основания для выяснения того, на какие конкретно средства они существу ют, для оказания им помощи в трудоустройстве, получении другой специальности и т.п.;безработные; систематически злоупотребляющие алкого­лем;ранее судимые, ведущие аморальный или противоправ­ный образ жизни (совершающие мелкое хулиганство, злоупот­ребляющие алкоголем);лица без постоянного места жительства, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;несовершеннолетние и молодежь 18—24 лет, не учащие­ся и не работающие. В качестве определенных предупреди­тельных мер может выступать предупреждение аморального поведения, противоправной деятельности; организация дей­ственного контроля за получением обязательного образования. В 90-х гг. примерно 1 млн. подростков не были охвачены обу­чением; нередки случаи, когда они официально не оставляют учебу, но на деле не посещают учебное заведение[24].Такая профилактическая деятельность положительно от­разится на виктимологическом аспекте проблемы борьбы с преступлениями против личности. При совершении тяжких насильственных преступлений на бытовой основе с насильствен­но-эгоистической или корыстной мотивацией чаще всего жер­твами выступают знакомые, соседи, приятели по проведению досуга, сами порой характеризующиеся достаточно негативно как злоупотребляющие алкоголем, ведущие аморальный об­раз жизни, а также родственники и члены семьи[

 

Вопр 43 Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.дГлавное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:- привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности;- воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.Четвертая группа мер– это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.Пятая группа мер – это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

 

Вопр 37 Предупреждению как самих насильственных преступлений, так и ситуаций, чреватых угрозой их совершения, способствуют своевременные и адекватные меры административно-правового воздействия на лиц, нарушающих антиалкогольное и антинаркотическое законодательство, допускающих действия, квалифицируемые как мелкое хулиганство.Большое значение для предупреждения тяжких насильственных преступлений имеет обеспечение неотвратимости наказания за уголовно наказуемые деяния, предусмотренные нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией: побои, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, незаконное изготовление оружия, небрежное хранение огнестрельного оружия, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия и др. Необходимо усилить надзор прокуратуры за законностью решений милиции по заявлениям, сообщениям, всем сигналам об этих деяниях.Следует воссоздать, разумеется, с учетом новых экономических, социальных и других реалий, систему общественной профилактики насильственных преступлений. Речь в данном случае не идет об организации ежевечернего массового патрулирования дружинников по улицам и другим общественным местам, хотя в принципе нельзя отрицать превентивного значения и подобных мероприятий, с оговоркой, что они должны строиться на иных, чем прежде, подходах и принципах, в новых организационных формах (на сугубо добровольной и возмездной основе, без чрезмерного административного усердия и связанных с ним нарушений прав человека, более целенаправленно и т.д.). В настоящее время очень важно найти оптимальные формы стимулирования, поощрения и развития государством гражданской активности, основанной на естественном стремлении людей организоваться, объединиться в целях защиты себя, своих детей, близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений локальными общинами граждан, образованными по территориальному и иным признакам, например, уличными, квартальными, домовыми комитетами, ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев по профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении них и т.п.По мере становления органов местного самоуправления создаются дополнительные финансовые, материально-технические и иные возможности для организации более полноценного, заполненного привлекательными и общественно полезными занятиями досуга граждан, особенно детей и подростков, которые также нужно использовать в интересах ограничения пьянства, бесцельного времяпрепровождения, ничегонеделания и других негативных явлений, способствующих насильственным правонарушениям.

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"