Причины развития личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия личности преступника, её структуры, типологии, а также причин формирования личности преступника.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
1.Дать общую характеристику самому понятию личность преступника и определить его содержание.
2.Показать особенности структуры личности преступника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие личности преступника……………………………………………..5
2. Структура личности преступника…………………………………………...8
3. Причины развития личности преступника…………………………………12
3.1. Внутренние причины развития личности преступника…………..12
3.2. Внешние причины развития личности преступника……………...15
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованных источников………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат Криминология.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие личности преступника……………………………………………..5

2. Структура личности преступника…………………………………………...8

3. Причины развития личности преступника…………………………………12

3.1. Внутренние причины развития личности преступника…………..12

3.2. Внешние причины развития личности преступника……………...15

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованных источников………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная работа посвящена такой теме криминологии, как «Причины развития личности преступника». Эта тема важна для современного общества, поскольку вопрос о причинах развития личности преступника имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть не только на конкретно совершенное преступление и на лицо, его совершившие, но и рассмотреть все факторы и причины, которые способствуют развитию личности преступника и совершению им определенного вида преступлений. С помощью этой темы представляется возможным  с достаточно высокой точностью определить, какие именно причины способствуют формированию личности преступника и, возможно, в будущем уменьшить их значение в этом процессе. Актуальность темы исследования ярко выражена, потому что значение причин развития личности преступника нельзя недооценивать, так как хотя они и не видны невооруженным глазом, но они имеют огромное значение, поскольку являются отправной точной становления личности преступника.

Объектом данного реферата являются общественные отношения, а предметом – причины развития личности преступника.

Целью данной работы является раскрытие понятия личности преступника, её структуры, типологии, а также причин формирования личности преступника.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

1.Дать общую характеристику самому понятию личность преступника и определить его содержание.

2.Показать особенности структуры личности преступника.

3.Охарактеризовать причины формирования личности преступника.

Степень разработанности вопроса о причинах формирования личности преступника в настоящее время достаточно велика. Это связано с тем, что вопрос о причинах преступности имеет большое практическое значение, так как с ним непосредственно связан вопрос об уменьшении количества совершаемых преступлений. Данной проблемой в разное время занимались Кочаров Г.И., Степичев С.С., Кузнецов Н.Ф., Миньковский Г.М., Борбат А.В., Петин Н.А.

Основными методами, используемыми при написании работы, являются такие общенаучные методы, как анализ, синтез и абстрагирование, с помощью которых рассматривается понятие личности преступника и причин её формирования.

Структура данной работы построена следующим образом:

      введение                       

      основная часть, разбитая на три главы: в первой главе раскрыто личности преступника, во второй и третьей -  дано подробное описание структуры и характеризуются причины формирования личности преступника

      заключение

      список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие личности преступника.

Как известно, криминалистическая наука является составной частью общей юридической науки, и соответственно, базируется на ней. Именно с этим связано, то криминологией используются одинаковые с теорией государства и права понятия и вкладывает в них одинаковый смысл. Но это не относится к понятию личности, так как теория государства и права говорит нам об общем понятии личности, а криминология раскрывает личность преступника.

Теория государства и права при рассмотрении вопроса о личности вцелом говорит о том, что личность характеризует человека с социальной точки зрения, который осознает себя, своё место и роль в обществе, ответственность перед другими людьми. Человеку как личности присуще  мышление, сознание, в том числе и правосознание. Конечно, иногда возможны случаи, когда личность в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, при признании человека судом недееспособным вследствие психического заболевания, но это не меняет общего смысла понятия личность.[1] Криминология же говорит о специфическом виде личности человека – это личность преступника.

Личность преступника является составным элементом предмета криминологии наряду с понятием преступности, его признаками, причинами преступности, системой мер предупреждения преступлений. Важно отметить, что проблема определения личности преступника в криминологии занимает центральное значение. Существуют различные определения этого понятия, криминологическое же учение исходит из того, что  личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, то есть является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. Это говорит, о том что современная криминалистическая наука отказалась от антропологической криминалистической теории Чезаре Ломброзо, который утверждал, что преступниками не становятся, а рождаются. В настоящее время криминологическая наука говорит о том, что в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном виде, то есть на личность преступника в большей мере влияют социальные основы жизни. С другой стороны, личность преступника понятие общесоциологическое и юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности, имеющий свою социальную природу.[2]

Таким образом, под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. В приведенном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника.[3]

Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. В определении личности преступника в качестве существенной характеристики выступает совокупность отрицательных и положительных черт и свойств. Данное соотношение положительного и отрицательно во многом влияет на совершение им преступлений, правда, это во многом зависит от внутреннего мира и устойчивости самой личности. В каждом человеке присутствуют отрицательные и положительные начало, но почему одни совершают преступления, а другие нет. Данному моменту существует огромное количество объяснений. Одно из них заключается в том, что один человек может устоять перед различными соблазнами, а другой – нет, то есть это зависит от моральной устойчивости личности. Однако следует иметь в виду, что какие бы отрицательные черты и свойства ни были присущи человеку, они могут и не побудить его к преступным действиям в течение всей его жизни. Поэтому считать человека преступником можно только после совершения им преступного деяния.[4]

Естественно, что совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, появляется не в момент его совершения, а складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Важно и то, что личностные свойства, обусловившие совершение преступления, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но в любом случае представляют криминологический интерес.[5]

 

 

 

 

2. Структура личности преступника.

Важным этапом познания личности преступника является изучение ее структуры. При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что, прежде всего, она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.[6] Этот аспект личности наиболее важен для психологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Структура личности преступника включает следующие составляющие ее признаки: биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические. Любая из названных подструктур не может быть автономной, потому что все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.[7]

В структуре личности преступника можно выделить следующие значимые элементы:

o              социальный статус, который включает совокупность всех признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. К данному элементу относятся: пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению. Данные показатели имеют огромное значение в криминологической науке. Практически все из них являются важнейшими при составлении статистических данных, анализирующих преступность с разных точек зрения. Например, в настоящее время выделено, что удельный вес совершения преступлений в возрасте от 18 до 40 лет составляет примерно 70-75%. Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления.[8] Большое влияние на формирование личностных качеств оказывают и семейное положение, и воспитание. Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это, несомненно, влияет на формирование личности человека.[9] Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления, потому что образование и интеллект влияют на круг интересов и потребностей, на поведения лица. Отличительным признаком личности преступника является уклонение от такой социально полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около 30 % задержанных  преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления были не работающими или не учащимися. Если же они работают, то их трудовая деятельность имеет свои особенности. Обычно выполняемая ими работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места работы, кроме того, нередко она сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.[10] Важное значение имеет и социальное положение отдельных групп населения, поскольку в настоящее время в нашей стране уровень доходов разный, а соответственно и образ жизни населения тоже разный, то отдельные, менее обеспеченные категории лиц более часто совершают определенные виды преступлений.

o        социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);[11]

o        нравственно-психологичекие установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям, взгляды, убеждения). Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности.

Мировоззрение показывает общую направленность личности, ее целеустремленность и сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

o       характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт. Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды. Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

o        Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.[12]

Важно отметить, что все элементы личности преступника присуще и простому законопослушному человеку, то есть их наличие не говорит, что человек является преступником или, по крайне мере, склонен с совершению какого-то вида преступлений. Это те характеристики, которые есть у все, а в специфика личности преступника проявляется в уголовно-правовой характеристике. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу так их признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям. С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а, прежде всего, их содержанием, направленностью.

Информация о работе Причины развития личности преступника