Предупреждение ОВД насилия в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 06:28, реферат

Описание работы

Как показало изучение 350 уголовных дел в УВД Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной, Амурской областях, предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, с точки зрения его организационных начал и принципов, может быть представлено следующим образом:
-социальный контроль над соответствующими семьями, а также над лицами, склонными в силу их прошлого и настоящего образа жизни к совершению семейно-бытовых преступлений;
-административный надзор за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за семейно-бытовые преступления (связан с периодической регистрацией этих лиц в милиции по месту жительства в целях предупреждения новых деяний);

Работа содержит 1 файл

моя измененная.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Предупреждение ОВД  насилия в семье.

Как показало изучение 350 уголовных  дел в УВД Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной, Амурской областях, предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, с точки зрения его организационных  начал и принципов, может быть представлено следующим образом:

-социальный контроль над соответствующими  семьями, а также над лицами, склонными в силу их прошлого  и настоящего образа жизни  к совершению семейно-бытовых  преступлений;

-административный надзор за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за семейно-бытовые преступления (связан с периодической регистрацией этих лиц в милиции по месту жительства в целях предупреждения новых деяний);

-оперативно-розыскные мероприятия,  направленные на недопущение семейно-бытовых преступлений со стороны лиц, замышляющих совершение посягательств;

- непосредственная деятельность  по предотвращению и пресечению  замышляемых и приготовляемых  семейных преступлений;

— раскрытие рассматриваемых деяний, розыск лиц, их совершивших, их задержание, изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости наказания;

-строгая регистрация преступлений  в сфере семейно-бытовых отношений  в целях получения о них  полной информации;

- виктимологическая профилактика преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.1

Особую роль играет профилактическая функция воспитания, в том числе  и семейного, поскольку преступное поведение является логическим следствием формирования личности и ее воспитания. Иначе говоря, преступное поведение в семейно-бытовом преступлении - это результат слабой воспитанности человека. Плохое семейное воспитание довольно часто несет в себе так называемый криминогенный заряд. В связи с этим автор считает, что из системы семейного воспитания нельзя исключать функцию профилактики преступного поведения.2

Профилактика преступлений в сфере  семейно-бытовых отношений —  это деятельность государственных  органов и общественных объединений, практически действующих в сфере  семейно-бытовых отношений. При осуществлении  данного вида профилактики семейно-бытовые отношения преобразуются, в результате чего устраняются либо нейтрализуются причины и условия семейно-бытового конфликта, а также преступного поведения. Семейно-бытовая профилактика направлена на каждую семью, в которой проявляются (или могут проявиться) криминальные элементы. Это имеет отношение только к семье, что и отличает данную профилактику от других видов социальной практики.

Говоря о предупреждении насилия  в семье, нельзя не коснуться его  нормативно-правовой основы, а именно, регламентированность данного вопроса гражданским, семейным, административным и уголовным правом.

Мерами карательной семейной ответственности88 являются лишение и ограничение  родительских прав, регламентированные нормами ст. 70 и 73 СК РФ.3

Обратимся к исследованию семейно-правовой ответственности, в частности такой  ее формы, как лишение родительских прав. Это наиболее радикальная, жесткая  мера, которая может быть применена  к родителям или одному из них  за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих родительских обязанностей, перечень оснований применения которой является исчерпывающим.

Основанием для лишения родительских прав выступает состав правонарушения,  регламентированный нормой  ст.  69 СК  РФ. Основаниями 

для лишения родительских прав являются уклонение родителей от выполнения  родительских  обязанностей,  злоупотребление  родительскими

правами, жестокое обращение с детьми, хронический алкоголизм или наркомания родителей, совершение родителями умышленных преступлений против жизни или здоровья ребенка или своего супруга. 

Меры социально-правовой защиты от насилия в семье:

1) социальное обслуживание;

2) предотвращение насилия в семье  на основе судебного решения;

3) пресечение насилия в семье  уполномоченными на то социальными  службами по социально-правовой защите от насилия в семье с последующим уведомлением об этом в предусмотренных Федеральным законом случаях суда или органа опеки и попечительства;

4) курс социально-реабилитационных  мероприятий, проводимый с  осужденным, на которого суд возложил обязанность прохождения такого курса в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Первая из приведенных мер социальной защиты от насилия в семье выполняется  социальными органами, то есть для  выполнения этой меры создание специализированных органов не нужно. Выполнение остальных мер

защиты от насилия в семье  возможно также без создания специализированных органов, если возложить обязанности  по их осуществлению на уже существующие органы власти, осуществляющие социальную политику государства в сфере охраны интересов семьи. К таким органам относятся комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населения, органы по делам молодежи, органы  управления  образованием,  органы  милиции.  Названные  органы проводят практически одни и те же мероприятия по защите прав несовершеннолетних, но в пределах своей компетенции. На наш взгляд, наиболее подходящими для осуществления мер социальной защиты от насилия в семье органами являются органы милиции общественной безопасности в лице подразделений по делам несовершеннолетних. Эти подразделения имеют богатый опыт работы в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Подразделения по делам несовершеннолетних являются частью органов милиции общественной безопасности, должностные лица которых ежедневно находятся в контакте с социально неблагополучными людьми. Поэтому данные органы имеют больше возможностей для получения информации о проявлениях домашнего насилия, в сравнении с органами социальной защиты. Кроме того, милиция осуществляет свою работу круглосуточно, что также может повлиять на быстроту принятия экстренных мер, направленных на защиту членов семьи от домашнего насилия. 4

В рамках каждой из приведенных выше мер возможно предусмотреть разные виды мероприятий. Так, для предотвращения насилия в семье по решению суда могут быть проведены следующие мероприятия:

1) проведение  первичного обследования семьи  на предмет установления характера  трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;

2) проведение  обследования условий жизни пострадавшего  от насилия члена семьи, изучение  причин возникновения трудной  жизненной ситуации, сопряженной  с совершением в ней насилия;

3) определение  в пределах своей компетенции характера совершенного в семье насилия и обеспечение в необходимых случаях проведения комплексного социально-медико-психологического освидетельствования пострадавшего от насилия, а также лица, совершившего насилие, с их согласия;

4) направление  на предварительное освидетельствование члена семьи, пострадавшего от насилия, а также лица, его совершившего, с их согласия;

5) беспрепятственное  посещение социальным работником  жилища семьи, где совершено  насилие, в дни и часы, определенные  планом коррекционных мероприятий;

6) привлечение  члена семьи, совершившего насилие  в семье или способствовавшего  возникновению трудной жизненной  ситуации в семье, к занятиям  в коррекционных, психотерапевтических  группах, предоставление им иных  социальных услуг по адаптации, реабилитации или ресоциализации;

7) направление  пострадавшего от насилия члена  семьи с его согласия на  обследование в медицинское или  иное специализированное учреждение, а также на лечение с контролем  за ходом последнего. Очевидно, что данных мер будет явно недостаточно для того, чтобы эффективно предотвратить насилие в семье.

Так, проведение обследования семьи, а также  обследования условий жизни пострадавшего  от насилия должны предшествовать принятию судом решения о разрешении на предотвращение насилия в семье. Ведь именно на основании заключения по результатам проведенных обследований условий жизни семьи суд и будет выносить решение. Аналогичный подход должен быть и к добровольному социально-медико-психологическому и медицинскому освидетельствованию члена семьи, подвергшегося домашнему насилию.

Меры, приведенные под цифрами 5, 6 и 7, без  сомнения, являются эффективными средствами предотвращения насилия в семье. Однако, в соответствии с предложенным нами определением насилия, в дополнение к ним, на наш взгляд, необходимо предусмотреть возможность применения и следующих мер:

1. Воздействие  на родителей и иных лиц,  не занимающихся лечением несовершеннолетнего  ребенка, страдающего психическим  расстройством. 

2. Принудительное  лечение от наркомании и алкоголизма.

3. Принудительное  трудоустройство (при участии  органов занятости населения).

4. Проведение  профилактических бесед с лицом,  проявляющим насилие в отношении  членов семьи, с разъяснением  уголовно- и административно-правовых  последствий совершаемых насильственных действий.

5. Иные меры, способствующие предотвращению  насилия в семье. Часть названных  мер являются принудительными.  Поэтому возложение обязанности по их применению целесообразно на подразделения органов милиции – подразделения по делам несовершеннолетних. Это еще один довод в пользу того, чтобы социальная защита от насилия в семье в части применения указанных мер была возложена на органы МВД РФ.

Необходимо еще раз отметить, что данные меры являются дополнительными  к тем, которые применяют иные социальные органы к семьям, находящимся  в трудных жизненных ситуациях103. На органы милиции же целесообразно  возложить обязанность только по применению предложенных принудительных мер социальной защиты от насилия в семье, с сохранением за ними уже существующих обязанностей в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Приведенные принудительные меры ограничивают некоторые конституционные права граждан, в частности, право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст.23 Конституции РФ), право на свободный труд (ст. 37 Конституции РФ). В то же время ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Семья является одним из самых важных общественных институтов, одним из главных составляющих общественной нравственности. Борьба с насилием в семье – деятельность, которая, несомненно, преследует цели защиты общественной нравственности, а также прав и законных интересов всех членов конкретной семьи.5 Поэтому к деятельности, направленной на борьбу с проявлением насилия в семье, возможно применение ч. 3 ст. 55 Конституции, следовательно, допустимы некоторые ограничения прав и свобод граждан, непосредственно вовлеченных в рассматриваемые охранительные мероприятия. Практика  организации профилактики  насильственных  преступлений показывает, что, как правило, осуществляемое органами внутренних дел предупреждение насильственных преступлений складывается из нескольких взаимосвязанных этапов. К ним относятся: выявление и учет лиц, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения насильственных преступлений; углубленное изучение таких лиц и условий их проживания; непосредственное воздействие на профилактируемых и их микросреду (ближайшее окружение).

Своевременному выявлению лиц, допускающих насильственное поведение, будет способствовать более полное использование субъектами профилактики возможных источников информации о подобных лицах, к которым можно отнести следующие:

1) административные материалы в  отношении лиц, доставленных и  помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство;

2) письма, жалобы,  сообщения   и  заявления  граждан,  организаций   и учреждений о противоправном  поведении того или иного лица;

3) материалы подразделений органов внутренних дел о неблагополучных семьях, семьях, в которых отмечаются факты насилия в семье, конфликты, ссоры и т.п.;

4) материалы на лиц, имеющих  огнестрельное оружие, которые злоупотребляют  алкогольными напитками, совершают  административные правонарушения;

5) данные медицинских учреждений  о лицах, употребляющих без  назначения врача наркотические или психотропные средства или вещества, а также имеющих аномалии психики и склонных к агрессивному поведению;

6) оперативные учеты подразделений  органов внутренних дел (о ранее  судимых за насильственные преступления, об условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, о «семейных» дебоширах и т.д.);

7) оперативные данные на лиц,  замышляющих и подготавливающих  совершение тяжких и особо  тяжких насильственных преступлений.

Доказал свою эффективность и такой  административно-правовой институт, как применение к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой и средней тяжести, в том числе насильственные, принудительных мер воспитательного воздействия в виде направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУ ЗТ).

В  соответствии  с  Законом  РФ  от  10  июля  1992  г.  №3266-1  «Об образовании» в СУВУ ЗТ могут  быть помещены несовершеннолетние в  возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся  в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.В настоящее время в структуру милиции общественной безопасности входят центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), где индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними осуществляется с учетом возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия, в течение всего времени их нахождения в ЦВСНП.

Что же касается конкретных мероприятий по предупреждению насилия в семье в настоящее время, то они активно проводятся. Во всех городах республики в апреле текущего года на счетах-извещениях об оплате коммунальных услуг размещены профилактические памятки с информацией об акции и телефонах горячих линий.

Информация о работе Предупреждение ОВД насилия в семье