Насилие в семье как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Застойная экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей. Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы.

Содержание

Введение
1 Сущность и содержание понятий насилие и семья
1.1Определение термина «насилие», его формы
1.2Определение понятия «семья»
2 Проблемы жестокого обращения внутри семьи
2.1 Домашнее насилие – проблема общества
2.2 Виды проявления семейного насилия
2.2.1 Физическое насилие в семье
2.2.2 Психологическое насилие и способы его определения
2.2.3 Сексуальное насилие в семье над женщинами и детьми
2.2.4 Экономическое насилие
2.3 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия
2.4 Насильственные действия в отношении женщины
3 Социальная проблема насилия и способы её решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1ю проблемы насилия.docx

— 167.19 Кб (Скачать)

             явления)

             •   социальные нарушения, заключающиеся в трудностях в

             школе, в прогулах занятий, побегах из дома в ранних браках,

             подростковых злоупотреблениях.

    Наряду  с кратковременными, корректируемыми  последствиями, сексуальные злоупотребления  могут оставлять выжившему взрослому  глубокие рубцы. У этих взрослых чаще, чем у представителей большей  выборки, фиксируются психологические, соматические и сексуальные проблемы /4/.

    По  D.Finkelhor и A.Browne, последствия злоупотребления в детстве (и прочие) у взрослого имеют следующие проявления /4/:

      • депрессия как самый распространенный эффект перенесенного в детстве сексуального злоупотребления;
      • саморазрушительные тенденции, включая суицидальные мысли и попытки;
      • соматические нарушения и психические дисфункции (тревога, нервозность, расстройства в приеме пищи - анорексия и булимия);
      • чувство нарушения схемы тела;
      • ощущение, что вещи вокруг «нереальны»;
      • негативная самоконцепция (отчуждение, изоляция, низкие самооценка и самоуважение);
      • сложности в межличностных отношениях (трудности в общении с обоими полами, конфликты с родителями и собственными детьми, большие сложности в доверии к людям вообще);
      • повторные   сексуальные   преследования   (женщины, которыми сексуально злоупотребили в детстве, более уязвимы к сексуальному супружескому и внебрачному сексуальному насилию);
      • сексуальные проблемы (взрослый, переживший сексуальное злоупотребление, не может позволить себе расслабиться и насладиться сексуальной активностью).  Они избегают сексуальных отношений, подавляют сексуальные желания либо у них отсутствует оргазм /4/.

    В совокупности последствия сексуального злоупотребления создают травматическую динамику, которая сказывается на способности ребенка общаться с миром /4/. D.Finkelhor и A.Browne предлагают модель травмы сексуального  злоупотребления,  которая содержит  4  компонента: травматическая сексуализация, предательство, бессилие и клеймо

бесчестия /4/.

    Когда эти факторы сходятся вместе как  результат сексуального злоупотребления, они изменяют когнитивную и эмоциональную  ориентацию ребенка на мир. Травма искажает собственную концепцию ребенка, его представления о мире и  эффективность его способностей. Эти последствия воздействуют на выживших - на взрослых и на детей /4/.

    Травматическая   сексуализация   -   это   процесс,   который характеризуется   неправильным   сексуальным   развитием   ребенка, пережившего сексуальное злоупотребление, и его межличностной дисфункцией /4/.

    По  мнению D.Finkelhor и A.Browne, это проявляется в изменении его привязанности и внимания, он научается использовать поведенческие стратегии для манипулирования другими, получения привилегий и даров /4/. Это происходит за счет фетишизации и искажения значимости определенных частей тела ребенка.    Появляются неадекватные представления о сексуальном поведении и морали, которые передаются правонарушителем ребенку. Также пугающие ребенка воспоминания связываются в его сознании с сексуальной деятельностью. Сексуально травмированный ребенок научается неадекватному сексуальному поведению и, прежде всего, манипулированию   гениталиями   взрослого   ради   привязанности. Положительные эмоции, чувство любви и заботы связывается в сознании ребенка с сексуальностью /4/.

    Особенно  тяжелыми сексуальные проблемы бывают у взрослых. Их могут беспокоить тяжелые воспоминания, сексуальные  дисфункции и негативные чувства  к собственному телу. Они могут  путаться в сексуальных нормах и  стандартах: могут верить, что сексом можно торговать во имя привязанности /4/.

   Некоторые женщины вешают на себя ярлык «непорядочная», но это чаще бывает следствием ее самовосприятия, чем реального ее поведения. Названные проявления широко распространены среди проституток /4/.

   Предательство. Дети, обнаружившие, что те, к кому они были привязаны или от которых зависели, нанесли им вред, чувствуют себя преданными. Это чувство может возникнуть по отношению к людям (к матери, сестре), которые не смогли защитить их от сексуального злоупотребления, чувством потери лица, которому человек доверял, что значительно изменяет его способность к доверию вообще. Но кто-то может, напротив, ощущать острую потребность в доверительных отношениях. Напротив, недоверие может проявляться во враждебности и гневе /4/.

   В подростковом возрасте девиантное и  делинквентное поведение могут  быть «средством защиты» от будущего предательства. А гнев может отражать потребность в возмездии. В некоторых  случаях недоверие может проявляться  в самоизоляции подростка и избежании  им близких взаимоотношений /4/.

   Бессилие. Дети испытывают чувство бессилия, когда в их тело или личное пространство вторгаются без их воли. У взрослых бессилие переживается как страх или тревога, когда человек чувствует, что он не способен контролировать события, что он гораздо менее успешен. Он оказывается более уязвимым для супружеского и внебрачного сексуального преследования. У части взрослых, напротив, появляется чрезмерная потребность в контроле над другими и в доминировании над ними /4/.

   Ощущение  клейма передается ребенку правонарушителем, внутренне перерабатывается   потерпевшим   и   переживается   как   чувства самоуничижения, вины и стыда. Этим переживаниям способствует атмосфера секретности, на которой настаивает злоупотребитель, а также изначальное знание о табуировании подобной деятельности в общественном сознании. Подобные чувства переживают и взрослые. Низкое самоуважение провоцируется и чувством, что пережитое сделало их «испорченным товаром» и ощущают собственное «отличие» от других, потому что ошибочно полагают, что подобное – уникальное событие /4/. 
 
 
 

    Часть 3. Своеобразие насилия  в алкогольной  семье. 
     

  1. Влияние алкоголя на агрессивность  человека.
 

    Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством или стимулятором агрессивных действий. Здравый смысл подсказывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя /2/. Даже жертвы преступлений могут быть в состоянии опьянения во время инцидента.

    Экспериментальное исследование влияния алкоголя на агрессивное  поведение включало в себя разнообразные  методики. Однако, независимо от подхода  исследователей, результаты были всегда одни и те же – даже небольшая  доза алкоголя ведет к повышению  агрессивности /2/.

    Тэйлор  и Гаммон (Taylor & Gammon, 1975), например, обнаружили, что незначительные дозы (15 г водки или бурбона на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г этих напитков на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению /2/.

    Однако  следует отметить, что не всегда даже сравнительно большие дозы алкоголя будут способствовать агрессии. Более того, подобное воздействие, по мнению Бэрона, происходит только в тех случаях, когда потенциального  агрессора каким-либо  образом провоцируют или подстрекают /2/.

    Тэйлор, Гаммон и Капассо (Taylor, Gammon & Capasso, 1976) провели исследование, однозначно подтвердившее, что в ситуациях, представляющих угрозу, алкоголь способствует росту агрессии /2/.

    Полученные  ими данные говорили, что алкоголь не способствовал проявлению агрессии, за исключением тех случаев, когда  в соответствии с экспериментальными  условиями  ситуация  содержала  угрозу  для испытуемого /2/.

      Несколько исследователей предложили  модели объяснения механизма

влияния алкоголя на агрессивность поведения (Gibbs, 1986; Pernanen, 1976; Steele & So-uthwick. 1985; Taylor & Leonard. 1983). Хотя между моделями существует незначительная разница, все они подтверждают, что алкоголь не является непосредственной причиной агрессивного поведения. Он скорее попадает в резонанс или усугубляет ситуационные детерминанты агрессии.

    Вообще  же считается, что алкоголь разрушает  комплексные когнитивные процессы, необходимые для подавления агрессивной  реакции на соответствующие раздражители. Человек, находящийся под влиянием алкоголя, не в состоянии задействовать те механизмы когнитивных процессов, которые позволяют сформировать неагрессивную реакцию, поэтому отвечает более агрессивно /2/.

    Существует  немало данных, свидетельствующих о  том, что алкогольная интоксикация снижает способность справляться  с довольно несложными задачами, решение которых требует участия основных психических процессов и интеграции информации (например, концентрация внимания одновременно на нескольких различных раздражителях, память, решение сложных проблем). Поскольку в состоянии опьянения тяжелее одновременно воспринимать разнообразные раздражители и переключать внимание с одного информационного источника на другой, человек будет обращать внимание лишь на некоторые аспекты общей ситуации /2/.

   Наличие множества сигналов, поступающих  по разнообразным каналам, как вербальным, так и не вербальным, характерно для большинства межличностных  взаимодействий. Тэйлор и Леонард (Taylor & Leonard, 1983) предположили, что люди в состоянии опьянения, столкнувшись со множеством информационных сигналов, сосредоточивают внимание на самых очевидных аспектах ситуации. Учитывая, что основным побудительным мотивом, присущим человеческому существу, является самозащита, неудивительно, что люди концентрируют внимание на возможной угрозе, которую содержит в себе ситуация. Таким образом, наличие угрозы является, вероятно, тем сигналом, который пьяный человек, неспособный задействовать когнитивные процессы для подавления агрессивных реакций, улавливает, прежде всего, и на который отвечает агрессией.

   В рамках этого реферата не будут рассматриваться  виды ситуаций нахождение в которых  человек может рассматривать  как угрозу. 
 

2. Насилие в алкогольной  семье и особенности  алкогольных

семьей. 

    Статистические  данные свидетельствуют, что одна из каждых пяти американских семей испытывает семейное насилие. Почти один миллион  родителей физически насилует своих  несовершеннолетних детей /5/. От 2-х  до 6-ти миллионов детей ежегодно отвергаются близкими либо испытывают в семье побои /5/.

    Никто достоверно не знает, как много в  США избиваемых в семье женщин, но в литературе приводятся данные: ежегодно избиваются мужьями почти 2 миллиона женщин, более половины мужей  бьют жён чаще 3-х раз в году. До 20% американцев мирятся с применением  насилия в браке, считая его необходимым  для поддержания семьи /5/.

    Статистические  данные показывают, что до 74% случаев  семейного насилия  совершаются в  состоянии алкогольного опьянения одного или нескольких членов семьи /5/.

    Проблема  борьбы с алкоголизмом и его последствиями  является одной из самых драматических  в большинстве стран мира. В  последнее десятилетие при изучении алкоголизма наблюдается сдвиг  интереса учёных с проблем индивида к его взаимоотношениям с ближайшим  окружением. При этом преобладающим  становится рассмотрение алкоголика в  контексте его социальных и прежде всего внутрисемейных связей. Семья рассматривается как система, в которой все члены оказывают влияние друг на друга /5/.

    Известно, что алкоголизм мужчины является достаточно мощным

    стрессором  для его жены и  детей.

    Также медицинскими исследованиями убедительно  доказано, что пьянство родителей (в  том числе и пьяное зачатие) зачастую обрекает ребенка   на   интеллектуальную   неполноценность,   выступающую  преимущественно в виде олигофрении /6/.

    Существовало  упрощённое представление о том, что, если алкоголь выведен из организма  больного, то улучшение отношений  в его семье – лишь дело времени. Однако и после лечения больного «выздоровление» алкогольной семьи  зачастую не происходило. В литературе появился новый термин, «взаимозависимость», «коалкоголизм», применимый в отношении супругов, детей, взрослых детей алкоголиков в рамках сферы пагубных пристрастий /5/..

Информация о работе Насилие в семье как проблема социальной работы