Безработица как фактор преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать взаимосвязь между преступностью и безработицей.
Исходя из цели курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность безработицы.
2. Проанализировать влияние безработицы на уровень региональной преступности (на примере Донецкой области).
3. Рассмотреть какие меры нужно принять для профилактики преступлений в Украине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....5
Глава 1. Безработица и преступность как социальные явления……………...7
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………7
1.2. Социальные последствия безработицы ………………………………...8
1.3. Преступление и его признаки……………………………………………..9
1.4. Преступность как социальное явление…………………………………..13
Глава 2. Влияние безработицы на уровень региональной преступности (на примере Донецкой области)…………………………………………………...16
Глава 3. Борьба с безработицей как профилактика преступности………….23
Заключение……………………………………………………………………..27
Перечень использованной литературы ……………………………………....29

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Безработица как фактор преступности(4 курс).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Последствиями такой  ситуации является повышение уровня социальной напряженности и конфликтности  населения, провоцирует рост преступности не только среди мигрантов, но и коренного  населения.

Негативные явления  в экономике как Украина, так  и Донецкой области сыграли решающую роль в возникновении деформаций социальной сферы, многие из которых имеют выраженное криминогенное значение. При отсутствии последовательной социальной ориентированности реформ произошло увеличение численности безработных, наблюдается падение жизненного уровня, резкое социально опасная дифференциация населения по доходам.

Результаты анализа  статистической информации позволяют  сделать вывод о том, что преступность в Донецкой области получила распространение, характерной чертой последнего десятилетия является постоянный рост уровня преступности. Исследования преступности во взаимосвязи с социальной средой, экономическими и социальными факторами позволяет утверждать, что в условиях экономического кризиса, неравномерности общественного развития, резкого спада уровня жизни и других негативных явлений увеличивается численность лиц, склонных к совершению преступлений.

Криминогенная ситуация, сложившаяся в Донецкий области, обусловлена ​​негативным влиянием множества факторов, связанных с социально-демографической, экономической, культурной и другими сферами социума. Механизм воздействия этих факторов на преступность сложен и неоднозначен. Вместе с тем, исследование влияния этих факторов на воспроизводство социальной жизни необходимо для того, чтобы выявить наиболее негативные процессы, которые активно продуцируют различные виды преступлений.

Успешная борьба с  преступностью предполагает глубокое изучение преступлений различных категорий  с раскрытием их уровня, структуры, динамики, причин и условий совершения, а также разработку на этой основе системы эффективных мер профилактики.

 

 

 

 

Глава 3. Борьба с безработицей как профилактика преступности

 

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как безработица, пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.

Конечно, в отношении  многих перечисленных явлений (например, безработицы) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода [13].

Стандартные подходы  к решению проблемы безработицы, такие как создание или стимулирование создания рабочих мест, массовая переподготовка  кадров  не теряют своей актуальности. Нельзя забывать также и о социальной защите населения, иначе  может последовать социальный  взрыв  непредсказуемых  масштабов, но вместе с тем необходимо искать новые пути, использовать опыт, накопленный странами  с развитой экономикой. Такими путями могут  быть:

- Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю. Предприятия, сделавшие шаги  такого рода, должны поощряться налоговыми льготами: им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере, чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.

- Бюджетное субсидирование  дополнительной  рабочей  силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть  как  кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню  в предшествующем году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, уплаченной дополнительно занятым на производстве.

- Снижение фактического  предложения  рабочей  силы  за счет снижения установленного законом пенсионного возраста; этой же цели послужит  и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.

- Предоставление временных рабочих мест,  которые не ориентированы на получение прибыли, а связаны с работами, выполняемыми в интересах общества, например санация бывших промышленных территорий, работы в области охраны окружающей среды. Кардинальное реформирование  переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеется в виду создание  механизма выработки   трехсторонних  соглашений  (работодатели  - профсоюзы - государство),  имеющих целью разумное  ограничение роста заработной платы [9].

Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому, что, как показывает мировая практика,  предотвратить её разрастание можно с  помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.

К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы  государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.

В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение  достойного существования человека в обществе, создание условий для  достижения нормальных потребностей (в  жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут  все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов.

Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ.

Качественная профилактика правонарушений - один из самых действенных  способов улучшения криминогенной  ситуации в стране.

Об этом заявил секретарь  Совета национальной безопасности и  обороны Украины Андрей Клюев, комментируя  утверждение Кабинетом Министров плана мероприятий по выполнению Концепции реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на период до 2015 года.

По его словам, снижение уровня преступности и обеспечение  безопасности граждан – один из важнейших вопросов национальной безопасности.

„Власть прекрасно понимает, что предупредить преступление намного эффективнее для общества, чем затем его расследовать и наказывать виновных. Именно поэтому Правительством были определены ключевые направления профилактики правонарушений. Особое внимание уделено профилактике преступности среди молодежи”, - сказал Андрей Клюев.

Он подчеркнул, что  система работы по профилактике преступности должна предусматривать усиление взаимодействия органов власти всех уровней, правоохранительных органов, общественных организаций и средств массовой информации.

Секретарь СНБО отметил, что необходимо постоянно работать над уменьшением влияния социальных причин возникновения преступности. Речь идет о системной работе власти, направленной на уменьшение бедности и безработицы, создание программы по обеспечению граждан доступным жильем, об улучшении медицинского обслуживания, сказал Андрей Клюев [8].

Таким образом, средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому, что, как показывает мировая практика,  предотвратить её разрастание можно с  помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.

 

Заключение

 

Исходным пунктом правительственной  стратегии занятости должен стать  принцип предотвращения безработицы, а следовательно и уменьшением  уровня преступности непосредственно  связанного с безработицей.

Концепция государственной  политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на которые призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно  ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу „занятого” наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятогонаселения, состав которих будет пополняться из среды занятого наемного труда.

Функция регулирования  занятости, будучи частью формирующейся  системы регулирования социально-экономическими процессам в обществе, обьективно требует комплексного подхода при разрабоотке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест на общеукраинском уровне.  Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно или опосредственно) участвующих в выработке и реализации государственной политики занатясти.

В даной курсовой работе были решины следующие задачи:

1. Рассмотрена сущность  безработицы.

2. Расмотрено понятие  преступности вцелом и как  социальное явление.

3. Проанализировано влияние безработицы на уровень преступности на примере Донецкой области.

 

Перечень использованной литературы

 

1. Уголовный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 25-26, ст. 131

2. Белкин Р.С. Криминалистика – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2006, – 992 с.

3. Волынский А.Ф., Лавров В.П. Криминалистика: учеб. для студ. вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 943 с.

4. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. Юридическая литература. – 1976, - 111 с.

5. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: О структуре индивидуального преступного поведения : Монография /В. Н. Кудрявцев. -М., ТК Велби; Проспект, 2007, - 246 с.

6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации.- М., 2000, - 209 с.

7. Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии //Вопросы изучения преступности и борьбы с нею. М., 1995, - 178 с.

8. Лейкина Н.С. Причины конкретного преступления и личность преступника.- В кн.: Преступность и ее предупреждение. – 2000, - 131 с.

9. Никифорова А.А „Рынок труда, занятость и безработица”,  СПб. : Фонд „Университет”, 2008. – 231 с.

10. Статистический ежегодник Донецкой области за 2010 год / Госкомстат Украины; Главное упр. статистики в Донецкой области. - Донецк, 2011. - 502 с.

11. Сальников В.П., Возгрина И.А. Криминалистика : учеб. В 2 т. Т. 1. / СПб.: Фонд „Университет”, 2008. - 208 с.

12. Сальников В.П., Возгрина И.А. Криминалистика : учебник. В 2 т. Т. 2 / СПб. : Фонд „Университет”, 2008. – 288 с.

13. Саруханов Э.Р. „Проблемы занятости в период перехода к рынку”, - К.: - 2000,  212 с.

14. Филиппов А.Г. Криминалистика – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 835 с.

15. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика : учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. – М. : Юрист, 2007. – 639 с.

16. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации : учеб. пособ. для студентов юрид. вузов. – М. : Эксмо, 2008 – 352 с.

17. Яблоков Н.П. Криминалистика: – М : Юрист, 2007. – 781 с.

Информация о работе Безработица как фактор преступности