Взяточничество

Дата добавления: 17 Марта 2012 в 16:13
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (12.31 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Взяточничество.doc

  —  45.00 Кб


Взяточничество — это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей или приобретение выгод имущественного характера представляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным  положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов , входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение  в интересах дающих взятку  или представляемых им лиц какого-либо действия, которое  это лицо должно было или могло совершить  с использованием своих служебных полномочий (получение взятки ст. 430 УК РБ),   а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника (дача взятки ст. 431 УК РБ).

1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

Понятие взяточничества охватывает три уголовно наказуемых деяния, связанных между собой общностью объекта преступления: получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

Взяточничество не только весьма распространенное, но и довольно сложное для раскрытия и расследования преступление. Сложности его расследования обусловлены рядом обстоятельств.

Во-первых, данные преступления в подавляющем большинстве случаев совершаются без свидетелей и с тщательно маскируются. Все его участники – взяткополучатель, взяткодатель, заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, ибо каждый из них несет уголовную ответственность в случае разоблачения.

Во-вторых, нередко взятки дают за совершение законных действий, для их ускорения. При отсутствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет процесс раскрытия взяточничества.

В-третьих, по этим делам зачастую сравнительно невелик объем доказательств и в основном преобладают косвенные доказательства, которые требуют многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и т.д.).

2. Предметом взятки обычно являются любые материальные ценности и услуги материального характера, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателя. Знание особенностей предмета взятки позволяет определить направление и способы ее обнаружения, а в необходимых случаях и способы идентификации также помогает разобраться в деталях механизма этого преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними, а также вымогательства) и его способе.

3. Способы совершения взяточничества, как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя и объема его правомочий, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.

Взяточничество по способу его совершения может быть разделено на ряд видов.

В зависимости от особенностей передачи взятки обычно выделяют два основных способа взяточничества:

-  без посредников;

-  с посредниками.

При наличии какого-либо давления на взяткодателя со стороны взяткополучателя:  

-  с вымогательством;

-  без вымогательства.

По характеру выполнения  служебных действий (бездействия) взяткополучателя можно выделить взяточничество, связанное с совершением:

-  незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя;

-  законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

По наличию предварительного сговора между группой лиц, сговора с организованной преступной группой:

-  с предварительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица;

-  с предварительным сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода от неопределенного круга лиц;

-  получение систематических взяток в разных формах, но от организованной преступной группы.

Выявление признаков примененного способа в каждом конкретном случае расследования, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточничества позволяет определить, где необходимо искать недостающие данные об обстоятельствах расследуемого преступления.

4. К субъектам взяточничества относятся представители власти разного уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст.4 УК Республики Беларусь. В личности же взяточников (главным образом взяткополучателей) чаще всего преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой наживы, безответственности. В настоящее время происходит все большее преступное сближение лиц, располагающих крупными денежными средствами, часто добытых мошенническим и иным криминальным и связанным с преступным миром путем, и должностных лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями.

Возможные материальные следы дачи-получения взятки:

1)  сведения бухгалтерской документации, отражающей уменьшение денежных средств на счете взяткодателя и увеличение их у взяткополучателя

2)  почтовые переводы

3)  управленческие решения различных должностных лиц

4)  документы, подтверждающие пребывание лица в определенном месте

 

 

 

 

Получение взятки состоит в получении должностными лицами незаконного вознаграждения от взяткодателя  и выполнении в его интересах определенных действий или невыполнении действий, которые он обязан был выполнить благодаря использованию соответствующим образом своего служебного положения. Оконченным преступление является момент получения взятки, и не имеет значения, совершено ли должностным лицом действие, которое он обязался совершить или воздержаться от его совершения за взятку. Субъектом этого преступления может быть только должностное лицо. При получении взятки должностным лицом всегда усматривается прямой умысел.

Дача взятки – это передача материальных ценностей или выгод имущественного характера должностному лицу за выполнение или невыполнение им определенных действий в пользу передающего. Форма взяточничества может быть: передача денег, ценного подарка, оплата загранпоездки и путевки в санаторий, содействие в продвижении по службе, предоставление высокооплачиваемой должности в коммерческой структуре, возможности приобретения дефицитных товаров по заниженным ценам.

Субъектом дачи взятки является частное лицо, но может быть и должностное, если оно организует дачу взятки или передает часть предложенной ему взятки с тем должностным лицом, от которого зависит совершение или не совершение какого-либо действия в интересах давшего взятку.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся, но не после того как, о совершенном преступлении стало известно правоохранительным органам. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам вымогательства или по добровольному заявлению не означает, что в его действиях отсутствуют признаки преступления. Поэтому взяткодатель в этих случаях не признается потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

Посредничество во взяточничестве заключается в фактической передаче незаконного вознаграждения от заинтересованного лица должностному лицу, которое имеет возможность совершить или не совершить соответствующее действие по службе. Посредник действует по поручению и в интересах одного из них. Посредничество во взяточничестве признается оконченным преступлением с момента передачи материальных ценностей или документов имущественного характера. Субъектом этого преступления может быть как частное, так и должностное лицо.

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка получения взятки

Передача должностному лицу, работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом, или работнику индивидуального предпринимателя либо юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

 

Отличие взяточничества от коммерческого подкупа

Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа, как уже отмечалось выше, следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации.

Взятка – когда речь идет о подкупе государственного служащего, сотрудника муниципальной организации, а коммерческий подкуп – когда нарушение закона происходит в организации коммерческой.

При взятках речь идет о должностных лицах, работающих в государственных или муниципальных учреждениях. Взятка относится к категории тяжких преступлений. Есть схожий состав преступления, который создан законодателем для тех, кто дает и получает взятки в негосударственных, коммерческих структурах. Это и есть коммерческий подкуп. Данный вид преступления относится к категории преступлений средней тяжести. Хотя имеющаяся практика показывает, что при коммерческом подкупе речь, как правило, идет о более солидных суммах, чем при взятках.

 



Описание работы
Взяточничество — это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей или приобретение выгод имущественного характера представляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов , входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающих взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки ст. 430 УК РБ), а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника (дача взятки ст. 431 УК РБ).
Содержание
содержание отсутствует