Судебно-психологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в деятельности органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом и в первую очередь непосредственно работниками правосудия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и таким образом способствуют решению практических задач борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Содержание

Введение.
Судебно-психологическая экспертиза:
а) основная задача;
б) назначение экспертизы.
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых ими действий.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Судебно-психолическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Оглавление:

Введение.

Судебно-психологическая  экспертиза:

а) основная задача;

б) назначение экспертизы.

Проблемы  несовершеннолетних в юридической  психологии.

 

Судебно-психологическая  экспертиза определения способности   несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых ими действий.

 

Заключение.

 

 

 Введение.

Применение психологических  знаний способствует правильному решению  задач раскрытия и расследования  преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в деятельности органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом и в первую очередь непосредственно работниками правосудия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и таким образом способствуют решению практических задач борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Однако не во всех случаях сами органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки.

 

 

 

 

 

 

Судебно-психологическая  экспертиза.

                                                    Основная задача

 

Основная задача судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющихся составным элементом гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе.

Поэтому предметом  исследования судебно-психологической  экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном  и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. То есть, предметом экспертизы являются индивидуально-своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.

 

 Назначение  экспертизы

Экспертиза  должна назначаться и проводиться своевременно, как только возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В постановлении  следователя, определении суда о  назначении судебно-психологической экспертизы в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности и т.п., которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т.п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы.

Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства  защиты о проведении судебно-психологической  экспертизы по делу.

Взаимодействие  и процессуальные отношения между  следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.

 

 

Проблемы  несовершеннолетних в юридической  психологии.

 

Преступность  несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней  среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка  в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в  семье очень часто воспитывает  эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учебе, которое в  конечном счете противопоставляет  их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

В подавляющем  большинстве случаев в число  подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и особенности  его психики. Многих юношей еще остро  волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Особое место  среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки  асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

В настоящее время внимание как практикующих врачей-психиатров, так и ученых-медиков стали привлекать пограничные явления, проявляющиеся у детей с асоциальным поведением. Психиатрами, в частности А.Е. Личко, достаточно глубоко изучалась акцентуация характера подростков, т.е. крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Автор определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».

Однако вмешательство врача далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства. Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в школе и дома, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Таким образом, даже когда  речь идет о психофизиологических предпосылках отклоняющегося поведения, в частности о нервно-психических болезнях и патологиях, мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида. При особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации подростков.

 

 

 

  Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение

совершаемых им действий

Проблемы, которые  разрешаются данным видом экспертизы, стояли перед правоохранительной системой в течение последних 30-35 лет. Однако наиболее актуальной эта экспертиза стала с 1 января 1997 г., когда вступил в силу новый Уголовный кодекс, который впервые в российском уголовном законодательстве ввел понятие «уменьшенной ограниченной вменяемости» в тех случаях, когда «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими...» (см. ст. 21 УКРФ).

Практические работники  правоохранительной системы по делам  несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший  правонарушение, проявляет различные  признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. Например, похитив из ларька несколько ящиков с водкой, два подростка вылили эту водку из бутылок на землю, а пустые водочные бутылки пытались сдать в приемный пункт посуды. Иногда действия подростка сопровождаются излишне циничными, демонстративными выпадами. Например, в процессе кражи из магазина подростки открыли банку с джемом и сделали джемом несколько надписей на стенах подсобного помещения. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, в большинстве случаев эти подростки признаются вменяемыми.

Перед судебно-психологической  экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внушаемость и т. п.

В процессе судебно-психологической  экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных  им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения.

Решая этот вопрос, эксперт-психолог может ответить на него положительно, отрицательно, а  в некоторых случаях может  прийти к выводу о том, что подэкспертный  не в полной мере осознавал и понимал  значение своих действий или, осознавая  их смысл, не мог в полной мере руководить своими действиями в процессе совершаемого преступления.

Общеизвестно, что юридически значимый поступок имеет объективную (действие подследственного) и субъективную стороны. В характеристику субъективной стороны включаются мотивы, цель, степень осознания содеянного, предвидение последствий совершаемых действий, характер волевого к ним отношения. Знание основных мотивационных линий поведения подследственного позволяет раскрыть внутреннюю картину преступления, проследить степень осознания поступка, предвидения последствий содеянного. Если подследственный не мог в полной мере осознавать фактическое содержание своего поведения или способность к волевой регуляции у него была деформирована, то он не может в полной мере отвечать за свои поступки. Юридической оценке подвергаются только сознательные действия субъекта, которыми он может управлять.

Проблема осознания  своих действий и способности  руководить ими является стержневой проблемой судебно-психологической  экспертизы несовершеннолетних и малолетних правонарушителей.

Полное осознание  человеком значения своих действий включает в себя: а) правильное понимание  объективного содержания собственного поведения; б) понимание целей совершаемых  действий; в) предвидение результатов  своих деяний; г) оценка своих действий с точки зрения действующих моральных и правовых норм.

Способность руководить своими действиями выражается в свободном  выборе, как целей, так и способов их достижения. Выбор способа неразрывно связан с мотивами поведения.

Экспертная  оценка способности преступника или потерпевшего осознавать значение совершаемых им действий требует тщательного анализа умственного развития субъекта преступления, особенностей его личности, самосознания. Важное значение в экспертной оценке проблемы осознания своих действий человеком играет психологический анализ формирования антиобщественного поступка.

В процессе изучения внутренней картины преступления на этапе формирования антиобщественного  поступка следователю необходимо проанализировать формирование правосознания подростка, его самооценки, особенности развития реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок. Для выявления условий жизни и воспитания подростка, его поведения, увлечений, интересов, индивидуальных особенностей психики, а также ближайшего окружения целесообразно допросить педагогов, соседей, родителей. Полученные сведения имеют важное значение для эксперта-психолога.

Далее необходимо исследовать способы принятия подростком преступного решения. Принятие решения  рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации с особенностями объективной внешней ситуации, в которой подросток действовал. В процессе принятия решения определяющее значение оказывают индивидуальные свойства личности. Получив информацию от психолога об индивидуальных особенностях личности подследственного, следователь должен соотнести их с объективной внешней реальностью, со спецификой антиобщественного поступка.

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза