Собирание и использование звуковой информации при выявлении и раскрытии преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современная криминогенная обстановка в стране характеризуется значительным качественным и количественным ростом хорошо спланированных тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых организованными преступными группами. Техническая оснащенность преступников в настоящее время находится на достаточно высоком уровне, что требует от сотрудников правоохранительных органов применения современных технико-криминалистических средств и методов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения таких преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие и значение использования звуковой информации при выявлении и раскрытии преступлений.
2. Криминалистическая фоноскопия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Собирание и использование звуковой информации при выявлении и раскрытии преступлений.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Диагностическое техническое исследование фонограмм  ставит своей задачей решение  следующих вопросов: 1) установление признаков подделки фонограмм; 2) установление истинного содержания фонограммы; 3) распознавание источника звука.

     Решение первого вопроса - не имеет ли фонограмма признаков фальсификации - достигается  различными способами. Прежде всего  отыскиваются признаки монтажа фонограммы (различного рода щелчки, нелогичность содержания, неправильная интонация, "проглатывание" звуков и фраз и др.). Исследование отснятых с этих мест спектрограмм позволяет выявить природу указанных явлений.

     Например, резкое изменение акустического  фона - одно из подтверждений того, что  в данном месте сделана склейка из фрагментов, записанных в различной ситуационной и акустической обстановке, с дальнейшей их перезаписью.

     Возможна  фальсификация фонограмм путем  стирания отдельных слов, фраз, фрагментов. Стирание может производиться или  с помощью высокочастотной головки стирания магнитофона, или постоянным магнитом. Если на стертом участке магнитной ленты не сделано новой записи, то уровень шумов на этом месте ниже уровня шумов в речевой паузе, что отчетливо видно на диаграмме уровней.

     Выявляя подлинность фонограммы, иногда важно установить, является ли она оригиналом или копией. Существует несколько методов такого определения. Наиболее простой из них - сопоставление времени производства звукозаписи и даты выпуска ленты. Есть и более сложные методы исследования.

     Одна  из основных задач технического исследования фонограмм - установление смысла или  истинного содержания разговора, записанного  при неблагоприятных акустических условиях. В этом случае обычно возникает  необходимость в улучшении разборчивости устной речи, зафиксированной на фонограмме. [10,C.104]

     С этой целью используются различные  системы частотных корреляций и  шумоподавления, компрессия и ограничение  речевых сигналов, замедленное воспроизведение  звукозаписи без искажения и  изменения тембра, длительности звучания, аппаратура повышенного класса, временной сдвиг и т. д.

     Как правило, установленный смысл разговора  или его дословный текст отображается в заключении эксперта в виде стенограммы.

     Распознавание источника звука имеет те же естественно-научные основы, что и идентификация источника звука по его фонограмме.

     Методика  распознавания заключается в  анализе спектрально-временных характеристик  данного источника звука, их сопоставлении  с известными характеристиками различных  классов источников и отнесении звуков к определенному типу - звонок телефона, будильника, шум двигателя автомобиля и т. д.

     Цели  исследования фонограмм устной речи. Одна из наиболее важных задач данного  криминалистического исследования - идентификация человека по фонограмме его устной речи. Цель исследования - установление или исключение тождества лиц, устная речь которых представлена на двух или более фонограммах. Здесь идентификационными признаками выступают отобразившиеся на фонограммах признаки устной речи. [14,C.198]

     Структура устной речи сложна и состоит из элементов, каждый из которых имеет явное отличие от всех других. В качестве таких элементов используют известные синтаксическо-фонетические единицы устной речи. Ими являются составные части речи, в том числе речевой поток, фраза, речевой такт (синтагма), слово, слог, звук.

     Вместе  с тем в устной речи отчетливо  выделяются две стороны. Первая - семантическая. Она характеризует смысловое  содержание речи и выражается в способе, манере изложения мыслей: в выборе определенных лексических и морфолого-синтаксических средств, в использовании "паразитарных" форм выражения и т. д.

     Поскольку эти характеристики устной речи изучаются  методами лингвистики, они получили название лингвистической группы признаков. В криминалистических целях лингвистические признаки изучаются с соблюдением принципов и методов, применяемых в криминалистической экспертизе письменной речи, о чем уже шла речь в гл. 15 данного учебника.

     Вторая  сторона устной речи - ее артикуляционные  и акустические характеристики, которые изучаются фонетикой и относятся к фонетической группе признаков устной речи. Таковыми являются время, частота, амплитуда речи, ее интенсивность, скорость, диапазон и т. д. [11,C.104]

     Фонетические  признаки благодаря своей физической природе наряду с качественным выражением имеют и количественные значения, а самое главное - поддаются изучению с помощью методов инструментального анализа. Они могут отображаться на осциллограммах, спектрограммах и оцениваться по результатам измерений.

     Последовательный анализ элементов устной речи от речевого потока до звука и определение на этой основе характеристик, свойственных каждому элементу, дают достаточно полное представление о системе признаков устной речи.

     Важной  характеристикой устной речи являются особенности звука. Звук - минимальный нечленимый элемент устной речи, характеризующийся специфическими признаками. То или иное сочетание признаков звука обусловливает его определенное качество, которое проявляется при акустическом восприятии.

     Но  что еще более важно, качественная определенность звука может отображаться на спектрограммах и осциллограммах и, следовательно, подлежать измерению.

     Научные предпосылки идентификации личности по фонограмме. Естественно-научными предпосылками  идентификации личности по фонограмме устной речи являются прежде всего ее индивидуальность, относительная устойчивость, а также способность фонограмм стабильно и однозначно отображать идентификационные и диагностические элементы и признаки устной речи. [17,C.345]

     Индивидуальность  устной речи определяется совокупностью многочисленных ее элементов и признаков, обусловленных анатомическими, психологическими и социальными характеристиками человека.

     Так, анатомическое строение, размеры, объем, подвижность и развитость элементов  речеобразующего аппарата обусловливают акустические свойства речи.

     Отражение в устной речи индивидуальных особенностей психологии человека обеспечивается прежде всего мыслительной деятельностью. Индивидуальность речи в этом случае обусловлена спецификой развития человека, включающей все изменения, которые он претерпевает в течение жизни. Проявляются они в навыках, привычках, восприимчивости, эмоциональной возбудимости, волевых качествах и других чертах характера

     Воспитание, образование, возраст, профессия, окружающая среда также оказывают значительное влияние на произносительную норму человека, его лексические, стилистические и фразеологические навыки, умение сформулировать речевое сообщение.

     Признаки  устной речи стабильны настолько, насколько  устойчивы анатомические и функциональные характеристики речевого аппарата человека.

     К анатомическим характеристикам  человека, мало изменяющимся в течение  жизни, относится строение речевого тракта. Под функциональными характеристиками понимается подвижность голосовых  связок, акустических объемов органов, принимающих участие в артикуляции звука.

     Формирование  речи человека, а также его рефлексов, динамических стереотипов, обеспечивающих автоматизм движения артикуляционных  органов, - процесс длительный и сложный, слагающийся из множества повторений одних и тех же слов, фраз, интонаций. Этот процесс ведет к образованию устойчивых навыков произношения, одинаково проявляющихся в однотипных ситуациях. [16,C.256]

     Следует, однако, иметь в виду, что признаки устной речи обладают не абсолютной, а относительной устойчивостью.

     Так, возрастные изменения устной речи связаны  с изменениями в строении речевого тракта. С изменением социальных условий (образование, среда) могут исчезать яркие, но, как правило, неустойчивые диалектные особенности (эканье, цоканье и т. д.).

     Способность фонограмм стабильно и однозначно отображать признаки устной речи обеспечивается техническими требованиями к звукозаписывающей  технике. В соответствии с ними магнитофоны  и диктофоны должны гарантировать  при воспроизведении записи разборчивость речи, правильное понимание ее смысла, достаточный уровень громкости, натуральность, т. е. сохранение индивидуальных особенностей устной речи говорящего.

     Общая характеристика методики идентификации. Экспертное отождествление личности по фонограмме устной речи базируется на научной методике такой идентификации. Основой этой методики является сравнительное изучение.

     Изучение  и сравнение группы лингвистических  признаков, как уже отмечалось, проводятся согласно методике идентификации личности по признакам письменной речи. Лингвистические признаки выделяются восприятием устной речи на слух. Для этого необходима высококачественная звуковоспроизводящая аппаратура. [19,C.248]

     Наглядность и выраженность идентификационных  лингвистических признаков достигаются точным и полным письменным изложением исследуемого устного сообщения по правилам фонетической транскрипции, поскольку между звуками и буквами нет полного соответствия.

     Для выделения и измерения признаков  фонетической группы используются в основном спектрально-временные изображения речевых сигналов.

     Они дают возможность составить представление  о трех основных параметрах исследуемой  устной речи (частота, время, интенсивность) и проследить их взаимную функциональную зависимость.

     Речевой сигнал преобразуется в спектрально-временные изображения методами инструментального анализа с использованием специальных спектроанализаторов.

     Спектрально-временные  изображения речевых сигналов получают на звуковом спектрографе.

     Спектры речевых сигналов фиксируются на специальных бланках в координатах время - частота - интенсивность. В процессе исследования получают несколько видов спектрограмм, каждая из них наилучшим образом отражает только определенные свойства речевых сигналов. Все они взаимно дополняют друг друга, а их сочетание позволяет создать полную картину структуры устной речи.

     Процесс установления тождества лиц по фонограммам  устной речи состоит из четырех этапов: 1) предварительного исследования; 2) раздельного  исследования; 3) сравнительного исследования; 4) оценки результатов исследования.

     В ходе предварительного исследования рассматриваются  обстоятельства дела, обусловившие назначение экспертизы, уточняется смысл поставленных вопросов, проверяются достоверность  и подлинность поступивших материалов.

     На  этом же этапе изучаются особенности  подлежащих сравнению фонограмм, их качество, условия записи, тип звуконосителя  и звукозаписывающей аппаратуры. Определяется на слух количество говорящих, а на основании известных обстоятельств  дела и по фонограммам, представленным в качестве образца, - устная речь устанавливаемого человека. [16,C.256]

     Рассматриваются сведения о личности идентифицируемого: пол, возраст, национальность, образование, места возможного проживания и другие характеристики, которые могут влиять на формирование его устной речи.

     Далее оценивается сопоставимость представленных материалов по их ситуационной одинаковости (диалог, монолог и т. д.); по смысловому значению, типу устной речи (чтение, непроизвольная речь); по качеству записи (разборчивость, натуральность, громкость).

     Одновременно  с письменной записью по правилам фонетической транскрипции содержания текста фонограммы производится разделение текста на элементы устной речи. Оно  осуществляется путем оценки качества элементов устной речи на слух. [20,C.173]

     Затем из текста выделяются сопоставимые элементы устной речи, пригодные для спектрально-временного анализа.

     В заключение составляется план дальнейшего  исследования и производится техническая  подготовка материалов.

     На  этапе раздельного исследования с учетом уже изученных факторов, на базе выделенных сопоставимых элементов устной речи обнаруживаются, измеряются и вычисляются ее лингвистические и фонетические признаки.

     Прежде  всего выявляются лингвистические  признаки. Для этого используется письменное изложение текстов представленных фонограмм.

     Затем определяются те качественные признаки фонетической группы, которые имеют  отклонения от произносительной нормы. Они хорошо отображаются на спектрограммах, являющихся, как правило, основой фонетических исследований устной речи.

Информация о работе Собирание и использование звуковой информации при выявлении и раскрытии преступлений