Словестный портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 07:11, доклад

Описание работы

Словесным портретом в криминалистике называют описание внешности человека, составленное по определенным правилам и предназначенное для его розыска и опознания.
Вместе с тем наименование «Словесный портрет» получила и отрасль криминалистической техники, разрабатывающая классификацию, правила описания, методику сравнения внешних признаков человека и тактику их использования в судебно-следственной практике.

Работа содержит 1 файл

Наладить контакт в общении.docx

— 16.52 Кб (Скачать)

Наладить  контакт в общении, понять допрашиваемого помогает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Лицо, походка, жесты, тон речи — вспомогательный материал для изучения личности. Их особенность  состоит в том, что они проявляются  под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки этих импульсов  нередко позволяет доверять этому  языку больше, чем привычному средству общения.

Объективные факторы связаны с условиями  внешней среды и также, как  субъективные факторы, оказывают влияние  на полноту восприятия и достоверность  информации о внешнем облике человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полученной в ходе оперативных  и следственных действий информации отражает другое их название — «факторы окружающей среды».

Учет влияния  факторов внешней среды дает следователю  возможность установить, в состоянии  ли был человек видеть какой-то конкретный элемент внешности человека в  этих условиях, на основании чего сделать  вывод о реальности выделенных им признаков.

Максимальное  влияние оказывают следующие  объективные факторы: место, время  и продолжительность наблюдения; расстояние от наблюдателя до объекта  наблюдения; динамические характеристики наблюдателя и объекта.

Учет каждого  из них способствует качественной оценке информации, получаемой в ходе следственных и оперативных действий. Например, установив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, следователь  может определить возможную степень  детализации его внешнего облика. Известна следующая зависимость: с  расстояния 1 км различимы лишь общие  контуры фигуры человека; кроме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и его отдельные элементы различаются лишь с расстояния 60 м.

Определение точного времени события помогает выяснить условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует  учесть, что в этих условиях черты  лица выглядят менее рельефными. Направленное освещение сглаживает затемненные  элементы внешности.

Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него возникает  целостный образ, который и запечатлевается  в его памяти. Однако мысленный  образ человека с течением времени  утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величины промежутка времени между днем наблюдения и  моментом допроса весьма важно при  оценке словесного описания. Наряду с  учетом степени искажения информации по истечении времени выясняется степень влияния на нее мнения других людей.

Важным моментом составления словесного портрета неизвестной  личности является определение уровня его оптимальной детализации. Излишняя детализация нередко вносит в  описание внешности элементы домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение  элементов внешности становится нецелесообразным, поскольку уже  установлен комплекс индивидуализирующих  признаков, позволяющих идентифицировать личность.

Свидетели и  очевидцы описывают внешность устанавливаемой  личности, пользуясь общежитейскими терминами, причем не всегда точными  и ясными. Многое из того, что имеет  существенное значение для идентификации, они могут упустить. Следователь  может помочь допрашиваемому более  подробно описать признаки внешности. Вопросы при этом не должны быть наводящими.

Желательно  придерживаться терминологии «словесного  портрета». Однако если допрашиваемый  не знаком с этой терминологией и  употребляет другие наименования признаков  внешности, их следует сохранить  в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами  может исказить показания.

В некоторых  случаях словесный портрет, составленный очевидцем, отличается от скорректированного с учетом результатов анализа  субъективных и объективных факторов. В этой ситуации целесообразно оставить оба варианта словесного портрета для  последующего использования в розыске.

Показания свидетеля  о внешности неизвестного преступника  фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность описания создают  надежную идентификационную основу для установления тождества личности. Если получены только «общие» или  «средние» данные о признаках  внешности, то отождествление практически  невозможно.

При розыске  скрывшихся преступников и без вести  пропавших лиц словесный портрет  используется для подготовки информационно-розыскных  ориентировок с описанием признаков  внешности, характеристикой «особых  примет» в строении тела и лица и «броских» динамических особенностей. Это дает возможность сотрудникам, осуществляющим розыск, создать и  прочно удержать в памяти мысленный  образ разыскиваемого.

Эффективное применение методики «словесного портрета»  достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным  портретам, своевременным их изменением и дополнением, постоянным использованием в криминалистической деятельности.

Словесным портретом в криминалистике называют описание внешности человека, составленное по определенным правилам и предназначенное  для его розыска и опознания. 
Вместе с тем наименование «Словесный портрет» получила и отрасль криминалистической техники, разрабатывающая классификацию, правила описания, методику сравнения внешних признаков человека и тактику их использования в судебно-следственной практике.

Правила описания внешности человека предусматривают, что словесный портрет его  должен быть кратким и в то же время полным, составленным по единой системе, в определенной последовательности, с использованием простых и четких терминов, исключающих разное понимание  описываемых примет внешности, и  возможно более объективным. При  соблюдении установленных требований описание внешности какого-либо человека, составленное разными людьми, окажется единообразным (одинаковым). 
В этом его существенное отличие от обычного бытового или литературно-художественного описания наружности человека, составленного в произвольных выражениях (каждый по-своему) и ведущего к двойственному толкованию субъективных характеристик примет человека.  
Розыск и опознание людей по описаниям их внешности и привычек (особенностей поведения), по приметам одежды и других вещей широко применяются судебными и следственными органами. Однако для отождествления пригодно только такое описание наружности, в котором достоверно зафиксирована совокупность наиболее характерных и существенных признаков внешнего облика, т. е. то, что индивидуализирует каждого человека и позволяет отличить его от других, хотя бы и похожих на него или одинаково одетых людей. 
Чтобы правильно отображать в словесном описании внешность человека, наружный вид одежды и других его вещей, успешно пользоваться этим описанием для розыска и установления личности, необходимо изучить систему словесного портрета. 
Вряд ли возможно представить себе в деталях внешность определенного человека, а тем более подробно описать ее, не зная наименований отдельных частей лица, примет и особенностей, характеризующих его облик. Любая черта лица или отличительная особенность наружности человека, так же как и любая деталь внешнего строения какой-либо вещи, часто остается незамеченной и даже как бы несуществующей, если она не имеет своего определенного названия или если это название неизвестно тому, кто описывает, или тому, кто опознает по такому описанию. И наоборот, зная и правильно называя каждую деталь лица и тела, подробно характеризуя их внешние признаки, можно наглядно обрисовать словами облик любого человека. 
Однако объективность, полнота и достоверность описания совокупности внешних признаков человека, иначе говоря его словесного портрета, зависят не только от этого. Важнейшими условиями являются также: знание степени устойчивости и  индивидуальности внешних признаков человека, применение правильной их классификации, соблюдение единых правил и использование единой терминологии при описании признаков.

Информация о работе Словестный портрет