Проблемы расследования ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:34, реферат

Описание работы

При расследовании преступлений в области дорожного движения сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с целым рядом проблем, так как преступления в области дорожного движения с особо тяжкими последствиями отличаются своей спецификой, в отличие от иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Данная тема довольно актуальна в современном мире. Как показывает статистика, упомянутая мной выше, почти каждый день в ДТП погибают и получают тяжелейшие травмы люди. По этому, я считаю что, оперативные действия работников правоохранительных органов играют огромную роль в расследовании преступлений в области дорожного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........…3
Основные проблемы расследования дорожно-транспортных
происшествий……………………………………………………………………...5
Проблемы, возникающие у следователя при осмотре места происшествия
и других действий…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………….……………16
Список использованных источников……………………………………..…….17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

   Иначе говоря, следователь должен дать правильную юридическую квалификацию самому факту  ДТП, с учетом совокупности причин и  условий, факторов, способствовавших наступлению  вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию  транспортного средства, действиям  водителя (водителей), потерпевшего и  т.п.

  1. Проблемы, возникающие у следователя при осмотре места происшествия и других следственных действий.

   Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно  ст. 266 УК РФ и ст. 268 УК РФ надлежит возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений, с согласия прокурора (ст. ст. 146 и 149 УПК РФ).[1]

   Порядок производства осмотра дается в ст. 176 УПК РФ и сводится к следующим  основным моментам.

   Первое. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных  ч. 3 ст. 170 УПК РФ (в труднодоступной  местности, а также если производство следственных действий связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр места происшествия может быть произведен без понятых, с применением мер технической фиксации или без таковых).[7] Трудности с которыми сталкивается следователь на данном моменте, заключается в следующем. Так как осмотр проводится с участием понятых, следователь обязан подойти к их выбору с особой осторожностью. Необходимо убедиться в том, что данные лица не заинтересованы в исходе дела. Следует так же учитывать факт, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей. И второй момент, это так называемые трудности местности. Соответственно место происшествия может угрожать не только жизни и здоровью понятых, иных лиц, но и самого следователя и иных сотрудников правоохранительных органов, производящих осмотр места происшествия.

   Второе. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного  действия, за исключением случаев, предусмотренных  ч. 3 ст. 177 УПК.[1] Трудность на этом этапе состоит в пренебрежительном отношении на детали, относящиеся к техническим данным места происшествия. Примером может послужить не внимательная оценка технического состояния дорог, дорожных условий, ведь качество проектирования, строительства, ремонта дорог играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. 

     Третье. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

   Четвертое. Все обнаруженное и изъятое при  осмотре должно быть предъявлено  понятым, другим участникам осмотра.

   Пятое. Осмотр жилища производится только с  согласия проживающих в нем лиц  или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают  против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о  производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ.[1]

   Шестое. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя  администрации соответствующей  организации. В случае невозможности  обеспечить его участие в осмотре  об этом делается запись в протоколе.[7]

   Основные  исходные данные для расследования  ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий осуществляется уже после осмотра места происшествия.

   Необходимость скорейшего выезда следователя на место  происшествия обусловливается еще  и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время  в неизменном виде место происшествия (улицу, дорогу), ее необходимо быстро "очистить" от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где  происходит интенсивное движение автотранспорта.[8]

   Нельзя  оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она  заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут  повредить важные для расследования  следы, которые восстановить уже  никогда не удастся. Наконец, следы  на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного  происшествия.[7]

   К выезду на место происшествия следователь  должен быстро, но тщательно подготовиться.

   Важное  значение для следствия играют привлекаемые к расследованию специалисты, обладающие профессиональными знаниями в конкретной области.

   При осмотре места ДТП важно уделить  внимание следам, требующим быстрой  фиксации, во избежание их порчи. К  наименее устойчивым следам можно отнести: следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин; следы  крови; следы вещества, которым был  загружен транспорт; следы масла машины; сюда же можно отнести следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.

   Затем следователь переходит с стадии осмотра следов протектора, торможения, повреждения на машинах и т.д.

   При осмотре следов протектора машин  следователь сталкивается с такой  проблемой, как недолговечность  данных следов. Влияние метеорологических факторов (дождь, снег и т.д.) оказывает существенное влияние на следы протекторов, особенно на позитивные (поверхностные) следы, оставленные на сухой, твердой дороге. Задача следователя оперативно зафиксировать следы, так как от этого зависит степень пригодности следов протектора для дальнейшей экспертизы. Так же роль следов протектора имеет и другое криминалистическое значение. По этим следам можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.[7]

   Помимо  рисунка протектора на месте осмотра  могут иметь место и другие вещественные доказательства: осколки  стекла (фар, ветровых или боковых  стекол), отдельные детали автомобиля, краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, отдельные  предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомобиля, грунт или его частицы, осыпавшиеся с колес. Эти вещественные доказательства могут иметь место при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП.[9]

   Все действия произведенные следователем при производстве осмотра оформляются  протоколом.

   Следующим действием следователя является участие в осмотре трупа. Следователь  производит осмотр трупа на месте  его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при  невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра  трупа могут привлекаться другие специалисты.[9]

   Перед следователем встает большая проблема при осуществлении осмотра трупа, так как ему необходимо восстановить картину случившегося. Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека). Следователю важно произвести точные замеры расположения удара или расположение передних колес по отношению к трупу. Это необходимо для того, чтобы восстановить полную картину случившегося, в случае если отсутствуют возможные свидетели ДТП. Так же следователь ставит перед собой важную задачу – выяснить, имел ли водитель, например при наезде на пешехода, техническую возможность избежать столкновения.[9]

   Так же проблемой расследования ДТП  является установление данных относительно повреждений на трупе. Важно установить какие повреждения могли быть прижизненными, какие появились вследствие волочения, повреждения полученные в результате ДТП.

   В некоторых случаях преступник, совершивший  наезд, перемещает труп потерпевшего и  придает ему такое положение, которое исключало бы ответственность  водителя. Тщательный осмотр места  происшествия, выявление следов крови  на различных участках дороги, а  также других следов перемещения  трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп.[7]

   Так же важно произвести выемку одежды потерпевшего или погибшего. Иногда большие подсказки следствию  дает именно следы, обнаруженные на одежде. Например, могут быть обнаружены вещи, имеющие силу доказательств по делу.

   Иногда  на месте происшествия образуется "картина", прямо противоположная логике событий, схеме и механизму ДТП. Так, несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви  пострадавшего, могут служить основанием для выдвижения различных версий.

   При расследовании ДТП следователи  сталкиваются с такой проблемой  как допрос водителя или водителей. Сущность проблемы заключается в  том, что каждое допрашиваемое лицо, по сущности, является заинтересованным в исходе дела и ставит себя в  самое безобидное положение, с целью  избежать наказания. Так, водитель занижает избранную им скорость движения, искажает поведение потерпевшего и т.д. В  таких случаях надлежит тщательно  проверить достоверность сведений путем допроса свидетелей, самого потерпевшего, проведением очных  ставок, назначением различных экспертиз.[8]

   Иногда  следователю приходится сталкиваться со сложными случаями. Так, иногда расположение транспортных средств на проезжей части  после ДТП может иметь самый  непредсказуемый характер, а механические повреждения - "невообразимый" вид. Случается, что сама схема ДТП по месту расположения самих транспортных средств благоприятна для виновного водителя (оба автомобиля находятся на одной полосе движения, имеются следы торможения одного автомобиля, а другого - отсутствуют и т.д.). Иначе говоря, может создаться первоначально ложное впечатление о том, что виноват тот водитель, который выехал на полосу встречного движения, да к тому же у него отсутствуют следы торможения. Однако истинная картина ДТП может быть прямо противоположной. Возможно, что водитель выехал на полосу встречного движения, уходя от "лобового" удара. Отсутствие следов торможения может свидетельствовать не о том, что водитель не производил экстренного торможения, а, напротив, у него вообще "не хватило" установленного "времени реакции" на сам процесс торможения.[7]

   Задача  следователя - не делать поспешных умозаключений  и выводов. Механизм образования  ДТП, его причины должны подтвердиться  именно комплексом необходимых следственных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Подводя итог изложенному в моем исследовании, можно сказать, что те проблемы, которые я рассматривала в своей работе, лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться нашим правоохранительным органам при расследовании преступлений в области дорожного движения.

  На  плечах следователя лежит важные задачи. От их качественной и своевременной  объемной работы зависит исход дела. Ведь прежде чем передать в суд  дело и предъявить обвинения конкретному  лицу, необходимо провести огромную работу. При небрежной работе следственных органов могут складываться саамы  различные противоречия в доказательствах, что суд трактует в пользу обвиняемого(подсудимого). К этим небрежным действиям можно отнести и некачественный осмотр места происшествия, и неточно сформулированные вопросы экспертизы, и многое другое. Эти пробелы и ошибки могут привести к осуждению невиновного.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных истоников

Нормативно-правовые акты

Информация о работе Проблемы расследования ДТП