Построение, анализ, обработка криминалистических версий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение криминалистических версий, для чего необходимо решить ряд задач: определить понятие, характерные черты,
логическая природу криминалистических версий, рассмотреть классификация версий, а также процесс построения, анализ и обработки версий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие криминалистической версии…………………………………..5
2. Классификация версий…………………………………………………...9
2.1. Классификация версий по объему……………………………...9
2.2. Классификация версий по субъекту выдвижения…………...10
2.3. Версии по степени определенности…………………………...11
2.4. Основные версии и контрверсии………………………………12
2.5. Классификация версий по другим основаниям……………….13
3. Построение, анализ, обработка криминалистических версий.
3.1. Этапы и принципы построения версий……………………….14
3.2. Анализ версий…………………………………………………...17
3.3. Обработка версий...………………………………….………….18
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

К. р. Криминалистика 2010.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

1. Следственные, т. е. выдвигаемые и формулируемые следователем. Теория и практика этого вида версий наиболее разработаны, что вполне правомерно, ибо вся криминалистика, в первую очередь, — наука о расследовании преступлений.

2.  Прокурорские — выдвигаемые и формулируемые прокурором, осуществляющим прокурорский надзор за органами и лицами, производящими предварительное расследование преступлений, так и формулирующим государственное обвинение и представляющим его в судебных инстанциях (в первой, кассационной, надзорной).

3.  Защитные версии — выдвигаемые и  формулируемые соответственно субъектом профессиональной защиты от обвинения по уголовному делу — адвокатом. В сути своей защитные версии — контрследственно-прокурорские версии. В силу своей процессуальной функции и специфики деятельности, адвокат, основываясь на известной ему информации по делу просто обязан выдвигать, формулировать и проверять (а также добиваться проверки) версии о том, что его подзащитный, по известному выражению А. Ф. Кони, либо не виновен вовсе, либо виновен вовсе не в том и (или) не так, как то полагают лица и органы, осуществляющие уголовное его преследование.

4. Судебные  версии, т. е. формулируемые и  исследуемые судом. Суд лишь в крайне нечастых случаях сам формулирует версии относительно фактов и обстоятельств, входящих в предмет его исследования, которые направлены на обеспечение обоснованности и объективности уголовного преследования.

     Баев  О.Я. считает, что неверно считать экспертов субъектами выдвижения следственных версий: эксперты не имеют своего процессуального интереса в уголовном деле; они осуществляют микронаучное исследование материалов, предоставленных им субъектами уголовно-процессуальной деятельности (в частности, следователем, судом). В ходе такового эксперты, несомненно, формулируют и проверяют соответствующие частные гипотезы, но последние следственными версиями не являются [2. Баев О.Я., 44 с.]. Экспертные версии, выдвигаемые для разрешения неюридических вопросов, несмотря на их исключительную важность для дела, играют в основном промежуточную (вспомогательную) роль в ходе процессуального установления элементов предмета доказывания [4. Драпкин Л.Я ., 65 с.].

     Большинство ученых по рассматриваемому основанию  выделяют также оперативно-розыскные  версии. Но относить их к числу криминалистических нельзя, ибо, как уже говорилось, вся оперативно-розыскная деятельность, а следовательно, и методы ее осуществления, в том числе и версионное мышление, есть предметная область не криминалистики, а теории оперативно-розыскной деятельности [2. Баев О.Я., 46 с.].

     2.3. Версии по степени определенности.

     По  степени определенности версии бывают типичными и конкретными. Типичные версии выдвигают в условиях недостатка исходных данных, чаще всего на первоначальном этапе раскрытия преступления. Они  характеризуются более высоким  уровнем общности. Конкретные версии предполагают детальное исследование ситуации и выдвигаются на основе изучения материалов расследуемого дела. [6. Савельева М.В., 107с.]..

     Более сложно понятие типичных версий, под которыми понимают предположения, объясняющие событие или наиболее важные его обстоятельства «при минимальных исходных данных с точки зрения соответствующей отрасли научного знания или обобщенной практики судебного исследования (оперативно-розыскной, следственной, судебной, экспертной)».  

      Если  говорить вкратце, смысл и задача создания систем типовых версий — это оптимизация следственного поиска на основе своевременного выдвижения версий по фактам и обстоятельствам, которые, как показывает корреляционный анализ обобщенных материалов следственной и судебной практики, наиболее вероятны для вида преступлений, к которому относится и расследуемое деяние [5. Мозяков В.В., 165 с.]..

     2.4. Основные версии и контрверсии.

     Большое теоретическое и практическое значение имеет деление версий на основные и контрверсии. "Контр" означает "против", т.е. контрверсия - это версия, отрицающая основную версию, это понятие имеет значение преимущественно в одном случае: при принятии дела к своему производству судом, когда гарантией объективности его рассмотрения будет проверка наряду с версией обвинения и контрверсии [3.Белкин Р.С., http://www.pravoznavec.com.ua/books/88/4852/27/]. Построение контрверсий необходимо для воспрепятствования увлечению следователя лишь одной версией. Это способствует объективности процесса расследования.

     Контрверсии выдвигаются не путем многоэтапного  версионного процесса, а более простым способом, с помощью логической операции отрицания. Например, если основная версия: «Вероятно, что убийство совершено К.», то контрверсия будет иметь следующий вид: «Убийство совершил не К., а кто-то другой». Чаще всего поисковое значение контрверсий в силу их абстрактности невелико, однако без их выдвижения обойтись невозможно, поскольку они оптимизируют версионный процесс, являясь своеобразным и важным гарантом, существенно уменьшающим число возможных ошибок [4. Герасимов. И.Ф., 250 с.].  

     2.5. Классификация версий по другим основаниям (времени построения, общему характеру ближайших целей, характеру взаимосвязи друг с другом, степени вероятности; в зависимости от обстоятельств, входящих в предмет доказывания).

     По  времени построения классифицируют версии, выдвигаемые на первоначальном этапе расследования, и версии последующих  этапов расследования. Также в рамках данного основания классификации можно выделить версии, выдвигаемые в ходе судебного производства по уголовному делу, и версии, выдвигаемые в ходе досудебного производства по делу. Версии, выдвигаемые в ходе судебного производства, - это предположения участников судебного разбирательства об обстоятельствах расследованного события и в связи с процессом расследования.

     В зависимости от обстоятельств, входящих в предмет доказывания, свидетельствующих  о виновности либо невиновности обвиняемого, различают обвинительные и оправдательные версии.

     По  общему характеру ближайших целей, достижению которых версия должна способствовать, выделяют установительные и розыскные  версии. Также возможно выделить версии поискового и исследовательского характера. Версии поискового характера направлены на поиск источников информации. Версии исследовательского характера направлены на исследование выявленной информации.

     По  характеру взаимосвязи друг с  другом выделяют взаимоисключающие  и параллельные версии. Взаимоисключающими версии являются тогда, когда при подтверждении одной опровергается (исключается) другая. Параллельными версии являются, когда при подтверждении не исключают друг друга.

     По  степени вероятности версии могут  быть маловероятными и наиболее вероятными. 

3. Построение, анализ, обработка криминалистических версий.

3.1. Этапы и принципы построения версий. 

     В ходе расследования следователь  осуществляет поисково-познавательную деятельность. Для эффективности  ее осуществления и возникает  необходимость в построении версии как ретроспективной модели расследуемого события. В ходе расследования преступлений версии выполняют связующую, объединяющую функцию, поскольку способствуют переходу от незнания к знанию. Необходимость в построении версий заключается в том, что на первоначальном этапе расследования следователь не располагает фактическими данными, изучение которых позволило бы сделать достоверные выводы обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Начало расследования, как правило, характеризуется неполнотой сведений, отсутствием стройной системы доказательств, противоречивостью информации. Поэтому следователь первоначально может высказать лишь предположения о событии в целом или его отдельных фактах. В последующем, проверяя их, он убеждается, какие из предположений правильны, какие нет.

     Условно  выделяют несколько этапов версионного процесса. Так М.В. Савельева и А.Б. Смушкин разделили этот процесс на четыре этапа:

1) получение,  обнаружение информации о преступлении  и ее логическое осмысление;

2) формулировка  версий;

3) выведение  из сформулированной версии следствий;

4) проверка  версий, выдвинутых в ходе предыдущего  этапа.

     Л.Я  Драпкин и И.Ф. Герасимов считают, что динамическая структура версионного процесса состоит из шести основных этапов, отражающих механизм процесса построения версий:

1) исследование с помощью анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии, моделирования и других методов всего информационного массива, уже собранного по уголовному делу;

2) определение искомого, еще неизвестного (не установленного) обстоятельства (обстоятельств);

3) выявление проблемной ситуации, тем самым происходит своеобразная интеграция результатов предшествующих этапов; 

4) формирование фактической базы версии, которая создается из информации, группирующейся вокруг неустановленных обстоятельств дела;

5) формирование теоретической базы версии за счет следующих основных источников дополнительной информации:

а) теоретические, практические, профессиональные и общежитейские знания, аккумулированные в памяти следователя;

б) обобщенные и необобщенные сведения, содержащиеся в специальной и иной литературе;

в) единичная  информация, содержащаяся в других уголовных делах, «отказных» материалах, оперативных данных в отношении иных фактов и событий;

г) документация военкоматов, медицинских учреждений и прочих ведомств;

д) личный и коллективный опыт руководителей  и сотрудников;

е) данные групповых криминалистических характеристик  преступлений;

ж) данные, сосредоточенные в информационно-поисковых, иных системах и учетах информационных центров МВД всех уровней;

6) формирование версионного умозаключения с помощью фактической и теоретической баз (логических посылок). Вывод версионного предположения принимает форму нетрадиционного модуса условно-категорического силлогизма: Если А, то В (теоретическая база) Установлено В (фактическая база) Вероятно А (предположительный вывод) [4. Герасимов. И.Ф., 60 с.].

     Е.П. Ищенко и А.А. Топорков пришли к выводу, что поскольку предварительное расследование преступлений представляет форму государственной деятельности, направленной на борьбу с преступностью, постольку обязанность установления обстоятельств, значимых для правильного разрешения уголовного дела, возлагается на следователя или орган дознания, принявший дело к своему производству. Следовательно, деятельность следователя (эксперта, судьи) состоит из:

1) получения  исходной информации;

2) ее логической  обработки;

3) формулирования  версий [7. Ищенко Е.П., Топорков А.А. 218 с.].

     По  каждому факту и обстоятельству, требующему объяснения, в процессе расследования преступлений надлежит выдвигать, формулировать и проверять все возможные, имеющие хотя бы какое-то информационное основание версии, насколько бы маловероятными они не представлялись на первый взгляд. Ограничение здесь единственное: версии не должны быть, как говорят следователи, «лунными», т. е. не  должны противоречить научно обоснованным фактам или строиться на основе предположений, не имеющих под собой научного теоретического подтверждения. Нельзя, например, в настоящее время всерьез выдвинуть и попытаться проверить версию о том, что расследуемое убийство совершено инопланетянами или зомби (впрочем, по поводу последнего: предположение о возможности совершения преступления замбированным человеком не так уж фантастично — оно высказывается не только в детективах, но и обсуждается в достаточно серьезных научных публикациях) [5. Мозяков В.В., 165 с.].

     Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся расследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых источников, как процессуальных, так и непроцессуальных. Степень обоснованности информации, полученной из случайных источников, для принятия решения об использовании в качестве основания построения версии тех или иных фактических данных решается следователем в зависимости от конкретных обстоятельств дела путем сопоставления этих сведений с другими фактическими данными, в том числе и с имеющимися доказательствами. 

     3.2. Анализ версий.

     Предположение следователя, объясняющее тот или иной факт, является как бы направляющим в поисково-познавательной деятельности, а само мышление многопланово и значительно шире предположения о каком-либо обстоятельстве. Мыслительная деятельность следователя в части познания фактов и обстоятельств протекает не только в различных логических формах - понятиях, суждениях, умозаключениях, содержательной стороной которых являются многие общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия, сравнение, абстрагирование и др. Значительное место занимают также процессы творческого воображения, образного мышления, а также интуиция следователя.

Информация о работе Построение, анализ, обработка криминалистических версий