Криминалистическое исследование письма и почерка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

.Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения и т. п.). В качестве объектов таких исследований могут быть объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава I. Письмо как объект исследования в криминалистике
Понятие письма..............................................................................4
Почерк, его свойства и признаки..................................................7
Глава II. Криминалистическое исследование письма и почерка
Особенности почерковедческого исследования............................14
Судебное почерковедение и задачи судебно-почерковедческой экспертизы..............................................................................................................19
Заключение …................................................................................................31
Литература.....................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

кримин.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

      Bap*ya***yo*~*~oc**** **o**ep*{a пpeдcтaвляeт coбoй ycтoйчивoe видoизмeнeниe пoчepкa oднoгo и тoгo жe лицa, oтoбpaжeннoe в eгo pyкoпиcи, являющeecя cpeдcтвoм пpиcпocoблeния к  paзличным ycлoвиям выпoлнeния. Этo cвoйcтвo пoчepкa oбycлoвлeнo пpиcпocoблeнным xapaктepoм фopмиpoвaния нaвыкa пиcьмa и являeтcя cлeдcтвиeм ycтoйчивoгo пoвeдeния cиcтeмы, aдaптиpoвaннoй пo oтнoшeнию к мнoгooбpaзным внeшним вoздeйcтвиям. Этo cвoйcтвo,кaк пpoявлeниe индивидyaльнocти и ycтoйчивocти пoчepкa, имeeт бoльшoe знaчeниe в плaнe peшeния идeнтификaциoнныx зaдaч.

      *I*x*q*ypa**e*|***~a** *y*x*}e*~***y*roc**** пoчepкa oзнaчaeт пepecтpoйкy пpивычныx пapaмeтpoв пoчepкa в peзyльтaтe влияния нa пpoцecc пиcьмa cбивaющиx фaктopoв, нe пpивычныx для кoнкpeтнoгo пишyщeгo. Пиcьмo в нeoбычныx для пишyщeгo ycлoвияx вызывaeт пoявлeниe в пoчepкe тex или иныx измeнeний, кoтopыe выxoдят зa пpeдeлы oбычнoй вapиaциoннocти. Пpи этoм oбъeм и xapaктep тaкиx измeнeний нaxoдятcя в жecткoй дeтepминaции oт вoздeйcтвyющeй пpичины, cилы вoздeйcтвия, индивидyaльныx ocoбeннocтeй чeлoвeкa. Измeнeниe пpивычнoй пoзы пишyщeгo, пepeмeнa пишyщeй pyки, cocтoяниe aлкoгoльнoгo или нapкoтичecкoгo oпьянeния вызывaют измeнeниe oпpeдeлeнныx пpизнaкoв, кoтopыe в cвoeй coвoкyпнocти oбpaзyют кoмплeкcы, пoзвoляющиe диффepeнциpoвaть внeшниe ycлoвия пиcьмa и пcиxoфизичecкoe cocтoяниe пишyщeгo. Избиpaтeльнaя измeнчивocть пoчepкa, тecнo cвязaннaя c дpyгими нaзвaнными eгo cвoйcтвaми, coдepжит в ceбe инфopмaцию oб ycлoвияx выпoлнeния пиcьмa, cocтoянии пиcaвшeгo и пoзвoляeт peшaть диaгнocтичecкиe зaдaчи.

     Таким образом основными признаками почерка:

Общие:

· выработанность почерка (способность пользоваться скорописью, темп письма, координация движений);

· сложность почерка (норма - прописи, простые и усложненные, в т.ч. стилизованные);

· общая форма направления движений в почерке (прямолинейная и криволинейная или угловатые и округлые);

· направление движений - левоокружное (как правило в округлых почерках) и правоокружным (по часовой стрелке);

· наклон почерка (прямой, правонаклонный, левонаклонный относительно вертикальной оси; если угол наклона относительно линии строки менее 50 гр. такой почерк называется косым);

· размер почерка: крупный - более5мм,средний -2-5 ,мелкий - менее 2 мм;

· разгон почерка - отношение ширины букв к их высоте: сжатый, средний (ширина равна их высоте), размашистый;

· связность почерка (высокосвязная 5-6 букв, средней связности 3-4, отрывистые 1-2);

· нажим (сильный, средний и слабый - трудно выделить при письме шариковыми ручками).

Частные признаки почерка:

1. Форма движений - очертание элементов письменного знака прямолинейные и криволинейные

2. Направление движений

3. Протяженность движений

4. Вид соединения движений: слитный и интервальный

5. Количество движений (при выполнении письменного знака)

6. Последовательность движений (выполнения элементов знака, отличных от прописей).

7. Размещение движений (точки начала и окончания движений, пересечения, связывания)

8. Сложность движений (упрощение, усложнение движений).

     Систематические упражнения в начертании букв приводят к выработке и закреплению у обучающихся следующих письменно двигательных навыков (т.е. умения фиксировать мысль в рукописи с помощью специально приспособленных для этой цели системы движений):

1) технических навыков (держание пишущего прибора, расположение листа бумаги, посадка человека при письме);

2) графических навыков (воспроизведение письменных знаков);

3) навыков письменной речи (определение буквенного состава слов, словарный состав и т.д.).

Для идентификации пишущего по почерку наибольшее значение имеют графические и технические навыки, в силу их яркой выраженности, значительной устойчивости и индивидуальности. Присущая каждому пишущему индивидуальная и динамическая устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях, называется ***€***u***{*€*} данного лица. Если в условиях письма возникает какое либо новое, непривычное обстоятельство, почерк перестраивается, приспосабливаясь к изменившейся обстановке. Причинами такой перестройки могут быть:

     1) непривычные внешние условия письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор);

2) нарушение функций кожно-мышечного или нервного аппарата (травма руки, болезнь глаз, нервное заболевание и т.д.);

3) необычное психическое и физиологическое состояние пишущего (возбуждение, опьянение и т.п.);

4) специальная целевая установка (искажение (маскировка) письма, подражание письму другого (имитация)).

Известны три основных способа умышленного искажения (маскировки) почерка: скорописный, печатными буквами и левой рукой.

     Признаки, характеризующие двигательно-начертательную сторону письменной речи, делятся на общие и частные.3

Под общими признаками понимается отображение в рукописи информации об общих свойствах письменно двигательного навыка, проявляющихся в целостной системе письменных движений.

К частным признакам, характеризующим отдельные стороны, особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся при выполнении отдельных букв и их сочетаний, относятся:

     1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию движений:

а) относительное размещение заголовков, обращений, дат, резолюций;

б) наличие, ширина, форма и направление линии поля;

в) размер интервала между абзацами, строками, предложениями, словами и буквами;

г) форма и направление линии основания строк (линии письма) и др.

     2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно двигательного навыка:

а) степень выработанности движений

б) общая сложность движений

     3. Признаки, отражающие структурные характеристики движений по их траектории

а) общая протяженность движений по горизонтали;

б) степень непрерывности движений;

в) общее направление сгибательных движений (общий наклон движений);

г) степень и характер затрачиваемых усилий в процессе сгибательно-разгибательных движений (степень и характер нажима).

По сравнению с общими частные признаки почерка более устойчивы и труднее поддаются умышленным искажениям. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава II. *P*€***u***{*€*r*u*t***u***{*€*u *y*****|*u*t*€*r*p*~*y*u *t*€*{***}*u*~***€*r 

     2.1. *O***€*q*u*~*~*€*****y ***€***u***{*€*r*u*t***u***{*€*s*€ *y*****|*u*t*€*r*p*~*y**  Почерковедческое исследование рукописей с целью установления их исполнителя относится к числу наиболее распространенных видов криминалистической экспертизы.

      Объектом почерковедческого исследования могут быть как обширные рукописи (письма, дневники и т.п.), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические обозначения, в которых проявились индивидуальные и устойчивые признаки письма и почерка.

      Основным вопросом, разрешаемым почерковедческим исследованием, является идентификация исполнителя рукописи. Наряду с этим в криминалистике разработаны методы диагностических исследований письма. Посредством этих исследований могут быть разрешены вопросы, касающиеся условий исполнения рукописи, характера состояния исполнителя, способа искажения почерка, определения пола исполнителя и др.

      В настоящее время ведутся успешные теоретические и экспериментальные исследования по установлению психофизиологических, характерологических, профессиональных, образовательных, интеллектуальных и иных свойств исполнителя.

      Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.

      Навыки письма вырабатываются у каждого человека в результате длительного обучения и тренировок. Систематические упражнения в начертании букв, слогов, слов и их сочетаний приводят к выработке и закреплению у обучающихся навыков письма. Навыки письма относятся к числу сложных механизмов высшей нервной деятельности. Различают:

а) технические навыки (держание пишущего прибора, расположение листа бумаги, посадка человека при письме);

б) графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

в) навыки письменной речи (определение буквенного состава слов, словарный состав, использование тех или иных типов предложений и др.).

Для идентификации пишущего по почерку наибольшее значение имеют графические и технические навыки в силу их яркой выраженности, значительной устойчивости и индивидуальности.

Присущая каждому пишущему индивидуальная и динамически устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях, называется ***€***u***{*€*}.

      Понятие почерка необходимо рассматривать в свете учения современной физиологии о двигательных навыках и, в частности, учения великого русского физиолога И.П. Павлова о динамическом стереотипе, развитого Н.А. Берштейном, П.К. Анохиным и другими учеными. Под динамическим стереотипом понимается система условно-рефлекторных связей, обеспечивающая поиск оптимального режима движения и его соответствие поставленной задаче при повторении движения в сходных условиях. Систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности и автоматизации письменных движений. Учение о динамическом стереотипе объясняет одно из важных для идентификации свойств почерка – его относительную устойчивость.

      На начальных стадиях формирования почерк неустойчив и в относительно краткие промежутки времени в нем происходят значительные изменения. В этот период идентификация пишущего представляет значительные трудности. Сформировавшийся почерк сохраняет относительную устойчивость на протяжении длительного времени. Рукописи, выполненные устойчивым почерком, представляют собой благоприятный материал для идентификации. В старости почерк нередко деградирует, что проявляется к снижении координации, замедленности движений, тенденции К упрощению строения букв.

      Если в условиях письма возникает какое-либо новое, непривычное обстоятельство, почерк перестраивается, приспосабливаясь к изменившейся обстановке. Причинами такого роди перестройки могут быть:

1) непривычные внешние условия письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор)5;

2) нарушение функций костно-мышечного или нервного аппарата (травма руки, болезнь глаз, нервное заболевание и т.д.);

3) необычное психическое и физиологическое состояние пишущего (возбуждение, опьянение и т.п.);

4) специальная целевая установка, например, искажение (маскировка) письма, подражание письму другого (имитация).

      Действие непривычных обстоятельств приводит к деавтоматизации и дезорганизации письма. При этом в рукописи появляются признаки низкой координации движений: извилистость и изломы прямых штрихов, угловатость овалов, неравномерность размера, наклона и размещения букв.

Нарушение координации движений пишущего не означает невозможности его идентификации, ибо в рукописи в этих условиях сохраняется достаточное количество необходимых для идентификации признаков. Однако коренная дезорганизация почерка, вызванная, например, ранением, психическим заболеванием или маскировкой, может сделать идентификацию невозможной (особенно при небольших по объему рукописях).

      Нередко действие какой-либо из указанных причин приобретает и систематический характер, например установка на особо четкое письмо при заполнении служебных документов. Изменения почерка в этих условиях закрепляются и отражаются в рукописях в виде вариантов (видоизменений) отдельных графических начертаний. Значительные изменения почерка (при устойчивом характере этих изменений) могут привести к образованию варианта почерка данного лица. Учет вариационности почерка важен для правильной оценки результатов сравнительного исследования.

Информация о работе Криминалистическое исследование письма и почерка