Коррупция и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.

Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».

Содержание

Введение 3

1 Определение коррупции 6

2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,

коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на

региональном уровне 10

3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16

3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16

3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях

демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25

3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28

3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30

Заключение 38

Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая готово.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

     В чем же специфика данных методов  в стране, которая и на словах и на деле показала себя самым решительным противником коррупции? В Китае не отрицают, что взяточничество существовало веками, однако это явление носило циклический характер. Именно коррупция способствовала угасанию и смене династий. И каждый новый этап в историческом развитии общества был ознаменован приходом нового правителя, способного объединить людей вокруг новой идеи, гарантировав тем самым поступательное развитие государства. Как правило, подобный период совпадал с усилением борьбы с коррупцией и последующим ослаблением ее влияния на общество. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена именно видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины, превращая человека не в виновника, а в жертву коррупции. Таким образом, освобождается психика китайского народа от груза неизбежности в случае определения коррупции как характерной черты человеческой натуры, и создаются необходимые условия для исправления.

     Налицо  и конкретные результаты. Китай стал одной из немногих стран, которым  досталась «похвала» «Трансперенси  интернешнл» (ТИ). Согласно Индексу  коррумпированности, который опубликовала данная организация, в 2007 г. оценка Китая, занявшего 72-е место из 180 стран, принявших участие в исследовании, составила 3,5 по шкале от 1 до 10 (где 10 означает наименьшую коррумпированность).

     Что же этому способствовало? Именно с  приходом председателя КНР Ху Цзиньтао антикоррупционная кампания приобрела неслыханный размах и стала приносить существенные результаты. В своих многочисленных выступлениях Ху Цзиньтао неизменно уделяет большое внимание борьбе с коррупцией и мерам по ее предотвращению, указывая на то, что «необходимо искоренить почву, порождающую коррупцию, и решительно наказывать коррупционеров в соответствии с законом». Руководством страны сделан глубокий анализ состояния и причин, порождающих коррупцию в Китае. В китайских источниках официально указывается на то, что коррупция превратилась в серьезную угрозу в результате глубоких социально-экономических изменений, модернизации и реформ, проводимых в стране на протяжении последних десятилетий, а также сверхбыстрого экономического роста. Так, Дэн Сяопин еще четверть века назад указывал на то, что с момента начала модернизации страны некоторые чиновники погрязли в коррупции. «Кража государственной собственности, растраты и взяточничество сказываются на материальных и финансовых ресурсах страны. Если мы хотим положить этому конец, мы должны принять быстрые, жесткие и суровые меры». «Архитектор реформ» был потрясен тем фактом, что «появились небывалые воры — «большие тигры», расхитившие до десяти тысяч юаней»! А уже к концу 1990-х в Китае существенно увеличился размер самих взяток, а коррупция стала носить не индивидуальный, а «групповой» характер.

     В этой связи Китайской академией  наук был проведен сравнительный  анализ основных характеристик коррупции среди госчиновников КНР в 1980-х и 1990-х, опубликованный в 2002 г. В частности, в 1990 гг. многие из чиновников, уличенные во взяточничестве однажды, спустя какое-то время были снова замешаны в коррупции. Кроме того, с момента их первой «осечки» они успели подняться по карьерной лестнице. Это ясно свидетельствует о том, что в Китае имели место серьезные просчеты при подборе и расстановке кадров.

     Об  усилении борьбы с коррупцией свидетельствуют  следующие факты. Как в 1980-е, так  и в 1990-е, число чиновников центральных  и провинциальных ведомств, подозреваемых  в коррупции, составляли немногим более 100 человек. А с 2002 по 2007 г. в Китае  в коррупции были обвинены около 30 тыс. чиновников из 32 министерств и ведомств. И суммы взяток и незаконно присвоенных денег уже исчислялись миллионами. По сообщениям китайских источников, из 825 чиновников, обвиненных в коррупции в 2006 г., 9 были руководителями центрального и провинциального уровней. Под следствием оказалось еще 40 041 государственный чиновник, 2987 представителей судебной власти – под подозрением во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Всего за несколько месяцев 2007 г. высокопоставленным чиновникам в Китае были вынесены весьма суровые приговоры: главному прокурору г. Тяньцзинь Ли Баоцзиню, члену Политбюро, секретарю горкома партии г. Шанхая Чэнь Лянюю, вице-мэру Пекина Лю Чжихуа, вице-губернатору провинции Аньхой Хэ Миньсю, мэру г. Циндао Ду Шаньдуну, министру КНР по продовольствию и лекарствам Чжэнь Сяоюю.

     Сложившееся положение дел в вопросе борьбы с коррупцией и необходимость  принятия еще более действенных  мер по ее пресечению побудили руководство  КНР к созданию в декабре 2007 г. национального всекитайского органа - Государственного управления по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. Данное ведомство наделено широчайшими полномочиями не только по выявлению коррупции, но и разработке целого комплекса антикоррупционных мер. Примечательно, что решение о создании данного органа разрабатывалось на протяжении последних четырех лет. Столь выверенный шаг не может не рассматриваться как серьезный прогресс на пути к построению «чистой» и неподкупной системы власти в стране.

     Примечательно, что в 2007 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК  выпустила указ, который предусматривал «снисходительность» в отношении тех чиновников, которые добровольно сознаются в коррупции. Результат превзошел все ожидания: всего за один месяц 1790 человек пришли с повинной, вернув государству 10,2 млн долл. США. Всего же, по данным китайских источников, за последние 5 лет 140 660 государственных чиновников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 млн. долл. США.

     Китайские эксперты признают тот факт, что  главные причины коррупции имеют  структурный характер и вырастают  из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства  в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе из-за несовпадения интересов центральной и местной власти, из-за наличия у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления.

     В связи с этим правительство и  Компартия Китая приняли и  реализуют целый ряд мер, направленных на повышение ответственности политической и юридической систем, усовершенствованию механизмов сдерживания и противовесов в обществе. В последнее время руководство Китая особо активно проводит специализированную кампанию по исправлению стиля и методов работы. Отчасти ее целью является борьба с коррупцией, и в то же время – с общим «моральным разложением». Выступая на очередном заседании Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК Ху Цзиньтао особо отметил, что антикоррупционные меры по значимости не уступают задачам по дальнейшей модернизации и реформированию страны. Председатель КНР подчеркнул тот факт, что «использование власти без ограничений или контроля неизбежно приводит к злоупотреблениям и коррупции».

     Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на местах, вплоть до провинциального звена, укрепившая кадровую основу для проведения политики нынешнего руководства. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

     Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра. Особо следует подчеркнуть, что была произведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провинциях, которые ранее возглавлялись, в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии. Теперь во главе местных комиссий поставлены члены Центральной комиссии по проверки дисциплины ЦК КПК из Пекина, которые не имеют в этих провинциях ни родственных, ни служебных, ни каких-либо иных связей.

     Результативности  борьбы с коррупцией также способствуют непрекращающиеся усилия государства по совершенствованию руководящих функций партии, которые направлены на повышение эффективности механизмов работы ее органов и системы принятия решений. В частности, уточнены функции парторганов всех уровней, что концентрирует их на решении главных политических и социально-экономических задач, сократив текущее администрирование.

     Ощутимые  результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. Реальные доходы городских жителей за 9 месяцев 2007 г. увеличились на 13,2% до 1379 долл. США, сельских – на 14,8% до 443 долл. США. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса, насчитывающего, по разным оценкам, от 50 до 80 млн человек. Это создало объективные предпосылки для использования внутреннего потребительского спроса в качестве более важного фактора экономического роста, чем ранее. Более того, десятки миллионов человек без опасений вложили свои средства в рынок акций, который в Китае в настоящее время как раз и переживает своего рода бум.

     Универсальных методов борьбы с коррупцией в  мире пока не найдено. Каждая страна предпочитает идти своим путем, исходя из своих  внутренних реалий. Однако положительный опыт по разработке наиболее действенных антикоррупционных мер можно и нужно изучать. Так, решительные действия китайского руководства позволили ощутимо переломить ситуацию по противодействию коррупции к лучшему. Упор сделан одновременно на две ветви власти – законодательную и судебную. По мудрому определению Дэн Сяопина, «мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». Уместно отметить, что сами китайцы часто объясняют необходимость принятия жестких мер в отношении коррупционеров, ссылаясь на известную притчу «резать курицу, чтобы устрашить обезьяну». Поскольку даже, казалось бы, незначительные финансовые преступления чиновников могут повлечь за собой существенные лишения для миллионов людей.

     В первую очередь, помимо существующих ведомств по борьбе с коррупцией, а именно Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК и Министерства контроля, создан новый орган – Государственное  управление по противодействию коррупции. Таким образом, создание антикоррупционной системы в Китае началось с образования централизованной структуры по борьбе с коррупцией.

     Далее, во всех органах власти КНР проводится ротация кадров, которая не дает возможности чиновникам использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и иные связи для незаконных действий.

     И, наконец, особое значение в Китае  уделяется формированию у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышению чувства долга и ответственности. На сегодняшний день, разработанный Ху Цзиньтао «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая находит все большее распространение и признание.

     Особо следует подчеркнуть, что коррумпированные чиновники сурово наказываются, независимо от занимаемого положения и должности. Ярким примером непреклонной борьбы с коррупцией стал судебный процесс над министром КНР по продовольствию и лекарствам КНР Чжэнь Сяоюем, который завершился смертным приговором. Непосредственно перед исполнением приговора в официальном китайском печатном издании China Daily было опубликовано последнее обращение Чжэнь Сяоюя к гражданам КНР под названием «Письмо раскаяния». В своем письме министр утверждает, что из корыстных побуждений лучше не стремиться к большой власти. Потому что это не тот случай, когда «чем больше, тем лучше». Он советует любому чиновнику не гнаться за высокими постами, либо, если кто и решил стать руководителем высокого ранга, воспитывать в себе чувство ответственности, поскольку он сам являет наглядный пример того, к чему может привести безответственное обращение с властью.

     Подводя итог проанализированной ситуации, связанной  с антикоррупционными мерами китайского руководства, необходимо отметить, что  в целом проведенные в Китае  за последние несколько лет весьма эффективные реформы в административной, судебной, финансовой системах и в  органах юстиции не только дали ощутимый результат, но и нашли большой отклик в обществе, повысили доверие граждан к государственной власти, партии и общественным институтам.

     В Китае традиционно считают, что  общество должно управляться не только властью закона, но и нормами, правилами поведения, нравственными убеждениями, силой примера. Глубоко почитаемый всеми в Китае Конфуций призывал: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты его».

     В целом в современном Китае  как и многих других странах, понятие  «коррупция» остается весьма уязвимым с теоретической точки зрения, однако непоколебимая решимость властей бороться и покончить с преступлениями, совершаемыми на этой почве, вызывает уважение и заслуживает самого пристального внимания.  

 

     заключение

Информация о работе Коррупция и методы борьбы с ней