Экспертное исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

Экспертное исследование - сложный процесс, в котором отдельные его этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим, с методологической точки зрения, в этом едином процессе можно выделить основные элементы, которые образуют стадии проведения экспертного исследования.

Работа содержит 1 файл

Экспертное исследование.docx

— 15.17 Кб (Скачать)

Экспертное  исследование - сложный процесс, в котором отдельные его этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим, с методологической точки зрения, в этом едином процессе можно выделить основные элементы, которые образуют стадии проведения экспертного исследования.

Экспертное  исследование состоит из следующих  стадий:

1. Предварительное  исследование.

2. Раздельное  исследование.

3. Экспертный  эксперимент.

4. Сравнительные  исследования.

5. Оценка  результатов исследования и формулирование  выводов.

6. Оформление  экспертного исследования.

В зависимости  от вида вопросов, решаемых экспертным исследованием, некоторые стадии экспертного  эксперимента и сравнительного исследования могут отсутствовать.

Последовательность  применения методов исследования и  технических средств определяется экспертом (специалистом) в соответствии с методиками проведения определенных исследований. При этом эксперт (специалист) должен максимально использовать неразрушающие  методы и только в случае, если в  результате их применения не достигнута цель исследования, применять разрушающие  методы.

Предварительное исследование

 Задача: выяснение цели исследования, оценка  представленных в распоряжение  эксперта (специалиста) материалов  с точки зрения достаточности для решения поставленных вопросов формирование общего представления о исследуемых объектах, явлениях, событиях, их признаки; построение гипотез; планирования экспертного исследования.

 Пути  решения задач:

- Ознакомление  с представленными материалами  (постановление, определение, направление,  уголовное дело и т.п.), установление  целостности упаковки, наличия объектов  исследования (испытуемых и сравнительных), их соответствия перечню в  сопроводительных документах. При  проведении идентификационных экспертиз  исследование начинается с тех  объектов, которые идентифицируются;

- Иллюстрация  упаковки, объектов исследования;

- Изучение  состояния объектов исследования (их целостность, отсутствие изменений,  вызванных транспортировкой и  т.д.);

- Установление  достаточности и качества представленных  материалов, объектов исследования;

- Изучение  сравнительных объектов (образцов) на предмет оформления их в  соответствии с требованиями  процессуального законодательства;

- Установление  сопоставимости объектов исследования;

- Изучение  вопроса о необходимости возбуждения  ходатайств о предоставлении  дополнительных материалов, необходимых  для дачи заключения;

- Определение  необходимого комплекса методов  исследования и последовательности  их применения. 

Раздельное  исследование

 Задача: всестороннее и полное изучение  свойств и признаков изучаемых  объектов, явлений, процессов. Формирование  промежуточных выводов о пригодности  объектов для идентификации (отождествления), установления механизма действия, последствий происшествия и т.д.

 Пути  решения задач:

- Изучение  признаков и свойств каждого  из исследуемых объектов, явлений,  процессов;

 - Изучение выявленных общих (форма, размер, род, вид и т.д.) и частных признаков (своеобразные детали внешнего строения, характерные свойства и т.д.) каждого из объектов исследования, явлений, событий;

- Оценка  каждого выявленного признака  с точки зрения механизма его  образования, устойчивости, индивидуальности  и частоты встречаемости признаков;

- Формирование  промежуточного вывода (о пригодности  для идентификации, установление  групповой принадлежности и т.п.) по результатам проведенного  изучения;

- Иллюстрация  выявленных признаков. 

Экспертный  эксперимент

 Задача: установление механизма следообразования, взаимодействия определенных частей механизмов - объектов исследования, выявление причинной связи между определенными явлениями, процессами, получение образцов для сравнительного исследования.

 Пути  решения задач:

- Воспроизведение  в определенных условиях, максимально  приближенных к тем, в которых  происходило формирование исследуемых  объектов, явлений и процессов;

- Проверка  экспертных версий, возникших на  предыдущих этапах исследования, получение данных, необходимых для  решения поставленных вопросов;

- Иллюстрация  результатов проведенного эксперимента;

- Проведение  оценки результатов эксперимента  с точки зрения индивидуальности  и устойчивости отображения выявленных  признаков изучаемых объектов, явлений,  процессов, формирование предварительных  выводов.

 Требования, предъявляемые к проведению экспертного  эксперимента:

- Принятие  мер по предотвращению разрушения  объектов исследования;

- Создание  условий, максимально приближенных  к тем, в которых происходило  формирование исследуемых объектов, явлений и процессов;

- Проведение  эксперимента до получения желаемого  результата, но не менее 3 раз. 

Сравнительные исследования

 Задача: установление признаков сходства (тождества) и (или) различия  исследуемых объектов, явлений и  процессов.

 Пути  решения задачи:

- Сравнения  установленных общих признаков  исследуемых объектов, явлений и  процессов;

- Сравнения  установленных отдельных признаков  изучаемых объектов, явлений и  процессов;

- Сравнения  признаков осуществляется способами  сопоставления, наложения и совмещения;

- Формирование  промежуточного вывода о наличии  или отсутствии сходства (тождества)  и (или) разногласия (различия);

- Иллюстрация  результатов сравнительного исследования. 

Оценка результатов  проведенного исследования и формулирование выводов

 Задача: комплексная оценка результатов  проведенного экспертного исследования, научное обоснование происхождения  установленных признаков, формулирование  выводов.

 Пути  решения задач:

- Определение  устойчивости и индивидуальности  выявленных признаков;

- Определение  существенности комплекса признаков,  совпадающих и различающихся,  их значимости для вывода о  наличии или отсутствии тождества;

- Оценка  результатов проведенного исследования, основанная на всестороннем, полном  и объективном научном анализе  всех идентификационных признаков:

- Если в  процессе сравнительного исследования  выявлены признаки, совпадающие,  и признаки, которые различаются,  то чем это объясняется, и  какие из них более существенные;

- Оценка  совпадающих признаков проводится  на основе:

 Определения  устойчивости признаков (повторяются  ли признаки, не случайны они  или не искажены ли, если да, то до какой степени);

 Определение  частоты встречаемости признаков;

 Совпадения  вариаций признаков;

 Определение  достаточности совокупности признаков,  совпадающих, для идентификации  конкретного объекта, явления,  события;

- Оценка  признаков, которые различаются:

 Устойчивы  или случайны различия признаков;

 Не обусловлены  ли различия признаков их видоизменением  или искажением вследствие различных  условий формирования и отображения  признаков;

 Не являются  ли различия результатом того, что в распоряжении эксперта (специалиста)  было недостаточно образцов (если  различия устойчивы и не могут  быть объяснены причинами, указанными  в предыдущих двух подпунктах, то эксперт (специалист) признает  их существенными, а это является  основанием для отрицательного  заключения); 

Формулирование  выводов на основании оценки результатов  проведенного исследования:

 Категорический  положительный или отрицательный;

 Вероятный  положительный или отрицательный;

 О невозможности  решения вопроса. 

Оценка установленных  признаков может быть начата как  с признаков совпадающих, так  и с различающихся признаков. 

Оформление  экспертного исследования

 Задача: оформление проведенного экспертного  исследования заключением эксперта (специалиста).

 Пути  решения задачи:

- Составление  заключения по результатам проведенного  исследования в соответствии  с установленной структурой;

- Изготовление  иллюстративного материала.

Информация о работе Экспертное исследование