Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:48, доклад

Описание работы

Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает собирание, накопление, анализ и использование ориентирующей и вспомогательной информации, не связанной с отражением конкретного преступления. Основной массив такого рода информации содержится в типовых носителях - информационных системах различного уровня назначения. Среди видов такой информации можно выделить: правовую, регистрационную, архивную, опытную информацию.

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает собирание.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

В рамках централизованных учетов созданы информационно-справочные коллекции образцов: документов строгого учета, ценных бумаг и денег; оружия и боеприпасов; наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и  прекурсоров; рельефных подошв обуви; инструментов, используемых при взломах; лакокрасочных покрытий; взрывных устройств и веществ; протекторов шин; волокон и волос; горюче-смазочных материалов; поддельных номеров узлов, деталей и агрегатов автотранспорта и др.

Региональные  учеты ведут научно-исследовательские экспертно-криминалистические центры (НИЭКЦ) при ГУМВД, УМВД, УМВДТ. Такие учеты комплектуются объектами, изъятыми в ходе осмотров мест происшествия по делам о преступлениях, совершенных на территории соответствующего региона, или присланными для постоянной проверки из других органов. К региональным учетам относятся: картотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлении (следотеки); дактилоскопические карточки на лиц, взятых милицией на учет; пулегильзотеки; картотеки фальшивых денег; картотеки поддельных документов, изготовленных с применением средств полиграфии; коллекции следов орудий взлома, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотеки); картотеки следов обуви, изъятых с мест нераскрытых преступлений; картотеки следов транспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений; субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений; поддельных рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств; образцов почерка лиц, занимающихся подделкой медицинских рецептов; образцов печатей и подписей врачей, выписывающих рецепты на получение медицинских средств; микрообъектов.

На региональном уровне создаются информационно-справочные коллекции: образцов оружия и боеприпасов; наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; рельефных подошв обуви; инструментов, используемых при взломах; лакокрасочных покрытий; стекол фар автотранспорта; макетов взрывных устройств и веществ; протекторов шин; следов перчаток; замков и ключей; образцов волокон и волос; горюче-смазочных материалов; поддельных номеров узлов и агрегатов автотранспорта и др.

Местные учеты ведутся в отделах, отделениях, группах НИЭКЦ, обслуживающих горрайлинорганы, и комплектуются объектами, изъятыми в ходе осмотров мест происшествий по делам о преступлениях, совершенных на территории обслуживания органа внутренних дел, или присланными для постоянной проверки из других органов. К таким учетам относятся: картотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотеки); дактилоскопические картотеки на лиц, взятых милицией на учет; коллекции следов орудий взлома, изъятых с мест нераскрытых преступлений; картотеки следов обуви, изъятых с мест нераскрытых преступлений; картотеки следов транспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений; субъективные портреты лиц, подозреваемых в совершении преступления.

На местном  уровне создаются информационно-справочные коллекции: рельефных подошв обуви; инструментов, используемых при взломах; лакокрасочных покрытий; стекол фар автотранспорта; протекторов шин; следов перчаток; замков и ключей; поддельных номеров, узлов и агрегатов автотранспорта и др.

В основе каждого вида криминалистической регистрации  лежит деятельность по сбору, учету, передаче, накоплению, систематизации, обработке, хранению информации, которая  затем в необходимых случаях  передается пользователям по их инициативе.

Наряду с централизованной, региональной и местными системами криминалистических учетов существует также оперативно-справочный и дактилоскопический учеты, функционирующие на централизованном и региональном уровнях. Централизованный учет осуществляется Департаментом информационных технологий при МВД, а региональный (местный) учет - управлениями (отделами) информационных технологий при ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым и при управлениях МВД Украины в областях. В г. Киеве и Киевской области алфавитный и дактилоскопический учет осуществляется Департаментом информационных технологий при МВД Украины, а в г. Севастополе - Управлением информационных технологий при ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым.

Оперативно-справочные учеты реализуются в форме алфавитно-справочных и дактилоскопических картотек, в том числе с использованием автоматизированных банков данных и автоматизированных дактилоскопических информационных систем.

Объектами оперативно-справочного  и дактилоскопического учета  являются лица, которые на территории Украины обвиняются в совершении преступлений или осуждены, разыскиваются, задержаны по подозрению в занятии бродяжничеством, а также граждане Украины, совершившие преступления за ее пределами, сведения о которых поступили по официальным каналам в соответствии со вступившими в законную силу международными договорами в сфере обмена информацией.

В Департаменте информационных технологий при МВД централизованному  учету подлежат:

  • осужденные к пожизненному лишению свободы (в том числе те, которые были ранее осуждены к исключительной мере наказания - смертной казни), к лишению свободы на определенный срок, к содержанию в дисциплинарном батальоне военнослужащих, к ограничению свободы и аресту независимо от состава преступления, вида и срока наказания (пп. 8-12 ст. 51 УК Украины);
  • иностранцы - осужденные или те, которые находятся под следствием, независимо от состава преступления и вида наказания;
  • граждане Украины, осужденные судами других государств к лишению свободы;
  • осужденные к исправительным работам или освобожденные от отбытия наказания с испытанием, в отношении которых судом вынесено определение о направлении их в места лишения свободы для дальнейшего отбытия наказания;
  • лица, объявленные в розыск;
  • лица, задержанные по подозрению в занятии бродяжничеством;
  • лица, совершившие преступления и направленные по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения;
  • лица, которые проходят по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах МВД Украины, СБУ Украины и Центрального государственного архива общественных объединений Украины (ЦГАОО).

В Управлениях (отделах) информационных технологий региональному (местному) учету подлежат:

  • все лица, перечисленные выше, которые подлежат централизованному учету;
  • осужденные лица или лица, которым предъявлено обвинение, независимо от состава преступления или избранной меры пресечения;
  • лица, уголовные дела в отношении которых приостановлены в соответствии со пп. 1, 2 ст. 206 УПК Украины;
  • лица, в отношении которых материалы протокольной формы направлены в суд в соответствии со ст. 426 УПК Украины;
  • осужденные в других областях к лишению свободы, которые прибыли для отбытия наказания или проживания в данную область;
  • граждане Украины, осужденные судами иных государств, независимо от состава преступления и вида наказания;
  • лица, проходящие по архивным уголовным делам, которые хранятся в архивах ГУМВД, УМВД, управлении СБУ и территориальных подразделений ЦГАОО Украины.

Основаниями для  постановки на учет лиц, которые осуждены или привлекаются к уголовной  ответственности, объявлены в розыск, задержаны по подозрению в занятии  бродяжничеством, являются:

  • постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • приговор суда;
  • протоколы, составленные в соответствии со ст. 426 УПК Украины;
  • постановление о заведении оперативно-розыскного дела;
  • постановление о задержании лица, подозреваемого в занятии бродяжничеством.

Формами документов, которые используются для формирования и корректировки оперативно-справочного  и дактилоскопического учетов (банка  данных), являются:

  • алфавитная карточка формы 1;
  • розыскная карточка;
  • алфавитная карточка формы 1-а на лицо, задержанное по подозрению в занятии бродяжничеством;
  • дактилоскопическая карточка;
  • уведомление об осужденном (арестованном);
  • уведомление о помиловании осужденного;
  • уведомление о внесении изменений в анкетные данные лица, которое состоит на учете;
  • уведомление об осужденном (взятом под стражу) иностранце;
  • заключение о восстановлении данных о лице;
  • постановление органа следствия (дознания) о прекращении уголовного дела в связи с реабилитацией;
  • оправдательный приговор суда;
  • справка формы 6 о результатах рассмотрения уголовного дела в суде;
  • сообщение компетентных органов иностранных государств о привлечении к уголовной ответственности гражданина Украины.

В случае необходимости  и во исполнение международных договоров  в сфере обмена информацией, которые  вступили в силу в установленном  порядке, учетные и корректирующие документы (алфавитные карточки форм 1 и 1-а, дактилоскопические карточки, уведомления и пр.) заполняются на русском языке.

Учетные и корректирующие документы должны быть отпечатаны или  заполнены печатными буквами. В  УИТ - ОИТ они направляются:

  • следователями органов внутренних дел, прокуратуры, СБУ, в производстве которых находится уголовное дело или протокольные материалы на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в отношении которых мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, - один экземпляр алфавитной карточки формы 1 не позднее трех суток после вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела в соответствии со ст.ст. 22,44-49,97 УК Украины;
  • органами дознания при досудебной подготовке материалов протокольной формы в соответствии со ст. 426 УПК Украины - один экземпляр алфавитной карточки формы 1 в течение трех суток после направления материалов в прокуратуру.

В УИТ - ОИТ статистические карточки на лиц, которые совершили  преступление (форма 2), и на преступление, за совершение которого лицу предъявлено  обвинение (форма 4), направляются и  регистрируются только при наличии  алфавитной карточки формы 1. При оформлении алфавитной карточки установочные данные на лицо, которое привлекается к  уголовной ответственности, должны быть заполнены на основании документов, удостоверяющих личность.

С целью обеспечения  полноты представления и качества оформления учетно-регистрационных  документов управления (отделы) информационных технологий используют следующие формы  контроля:

  • ведение контрольных картотек на лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (по каждому СИЮ, тюрьме, УИН отдельно);
  • принятие от следователей и дознавателей статистических карточек на лиц, совершивших преступления (форма 2), и на преступления, за совершение которых лицам предъявлено обвинение (форма 4), - осуществляется при наличии алфавитных карточек на этих лиц;
  • проведение сверок с учетами заинтересованных служб не реже одного раза в год.

С целью обеспечения  сохранности картотечных фондов и защиты информации, содержащейся в ней, сотрудникам картотек запрещается:

  • сообщать посторонним лицам сведения о структуре учетов и характере информации, содержащейся в оперативно-справочных картотеках;
  • оставлять помещения картотек и рабочих кабинетов открытыми в случае временного отсутствия должностных лиц, а также не опечатанными в нерабочее время;
  • допускать в помещения картотек и рабочих кабинетов посторонних лиц, в том числе сотрудников иных подразделений управлений информационных технологий без сопровождения руководителей ДИТ при МВД, УИТ - ОИТ и оперативно-справочных подразделений;
  • передавать учетные документы во временное пользование сотрудникам, не имеющим по роду своей служебной деятельности прямого допуска к картотекам;
  • хранить учетные документы вне картотечного помещения;
  • извлекать учетные карточки и дактилоскопические карты до окончания сроков их хранения, проводить не обоснованную официальными документами корректировку информации;
  • давать справки на учетных лиц по телефону, если не установлено обращение к учету паролем;
  • осуществлять проверки и предоставлять информацию в письменной или устной форме по неофициальным запросам должностных и частных лиц.

Сотрудникам запрещается разглашать проверяемым и иным посторонним лицам сведения об источнике получения информации о привлечении к уголовной ответственности и данные о наличии или отсутствии судимости.

Надзор за соблюдением  законности при формировании учета  и защиты прав и свобод лиц, которые  ставятся на учет, осуществляется Генеральной  прокуратурой Украины, прокурорами  областей, г. Киева и Севастополя.

Порядок обращения к учету. Информация оперативно-справочного  и дактилоскопического учета  ДИТ при МВД Украины и УИТ - ОИТ имеет ограниченный доступ.

Правом непосредственного  обращения к оперативно-справочным картотекам наделены:

  • следственные и оперативные подразделения органов внутренних дел, прокуратуры, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказания, службы безопасности при проведении оперативно-следственных и оперативно-розыскных мероприятий;
  • органы дознания при производстве протокольной формы досудебной подготовки материалов в соответствии со ст. 426 УПК Украины;
  • подразделения административной службы милиции при задержании лица за бродяжничество или в случае проверки его по подозрению в совершении преступления, а также при оформлении материалов о помещении лица в спецучреждения или на принудительное лечение;
  • суды всех уровней.

Информация о работе Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений