Главная военная прокуратура

Дата добавления: 10 Декабря 2011 в 11:25
Автор: a**************@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (34.52 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

прокурорский надзор.docx

  —  37.20 Кб

Введение 

     Проводимые  в России демократические реформы  коренным образом изменили не только политический и экономический режим государства, но и сложившиеся общественные отношения, психологию общества в целом. Параллельно с продвижением государства и общества по пути реформ развивается и новое Российское законодательство. Однако, порой, обстановка в стране меняется столь стремительно, что законодательство не успевает оформить юридически возникшие общественные отношения, разработать детально и внедрить в практику механизм их регулирования. Поэтому в нынешнем российском законодательстве можно найти довольно большое количество пробелов - общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, вопросов, которые уже стоят на законодательной платформе, но требуют дополнительной разработки законодателем.

     Многообразие  противоправных проявлений, сложность  процесса их выявления и пресечения предполагает не только повсеместное и непрерывное совершенствование  законодательной базы, но и использование  в борьбе с ними возможностей различных  государственных органов, специальным  предназначением которых является осуществление правоохранительной деятельности. Совокупность таких органов  образует правоохранительную систему, каждый из элементов которой, в пределах предоставленной ему законом  полномочий, организует свою деятельность, направленную на укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод личности, прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и выполнение других задач, определяемых законодательством. Однако, в сравнении с огромным количеством форм и способов нарушения  закона, формы и методы борьбы с  его нарушениями не столь многочисленны  и, как уже отмечалось выше, строго регламентированы законодательством. Поэтому функционирование одного органа правоохранительной системы в строго ограниченных для него законом пределах, порой не позволяет единолично выполнять возложенные на органы задачи, а требует на ряду с использованием их собственных резервов, выполнением каждым из них своих функций, также и осуществления ими совместной, согласованной деятельности для успешного решения единых для правоохранительных органов задач. В этой связи необходимо особо отметить роль прокуратуры Российской Федерации, которая, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” является единой централизованной системой органов России, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей ее территории, уголовное преследование, в соответствии с предоставленными прокуратуре полномочиями, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

     Сказанное в полной мере относится и к  военной прокуратуре - специализированному  органу, действующему в Российских Вооруженных Силах. Являясь неотъемлемой частью системы органов прокуратуры Российской Федерации военная прокуратура, выполняя задачи, возложенные на нее законом “О прокуратуре Российской Федерации”, направляет свою деятельность на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах, охрану от всяческих посягательств безопасности России, боеспособности и боеготовности ее Вооруженных Сил, прав, свобод и законных интересов военнослужащих, войсковых частей, учреждений, организаций Вооруженных Сил, а также воинской дисциплины и установленного порядка несения военной службы. Необходимо также отметить, что термин “специализированный орган” приемлем в определении военной прокуратуры лишь по причине специфичности сферы ее деятельности и ни в коей мере не умоляет ее значения, а, наоборот, лишь подчеркивает значимость выполняемых военной прокуратурой функций. 
 
 
 

  1. Военная прокуратура 

     Военная прокуратура - специализированная структура единой централизованной системы прокуратуры РФ, осуществляющая функции надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, выполняет функции уголовного преследования.

     Специфика статуса военных прокуроров и  следователей заключается в том, что, будучи кадровым звеном всей прокурорской системы, они одновременно являются военнослужащими и включены в  штатную численность Вооруженных  Сил РФ и других войск, на них в  полной мере распространяется военное  законодательство.

     Главный военный прокурор является одновременно Заместителем Генерального прокурора РФ – Фридинский Сергей Николаевич.

     Военные прокуроры призваны осуществлять надзор за исполнением военнослужащими  законов, а также за тем, чтобы правовые акты командования соответствовали законам, издаваемым в армии, на флоте, в пограничных и иных войсках, а права и свободы человека и гражданина соблюдались органами военного управления. Надзорные правомочия военных прокуроров относятся не только к армейской сфере, службе внешней разведки, внутренним войскам МВД, но и к органам безопасности в войсках, военно-строительным и иным подразделениям.

     Другое  важнейшее направление - надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие  в воинских частях, учреждениях, подразделениях Минобороны РФ и других ведомствах, имеющих воинские формирования и  службы, наделенные процессуальными  полномочиями, и лишь по делам и  материалам в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала  в случае совершения ими преступлений при использовании служебных  обязанностей в воинских частях.

     Военная прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования, ведет следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих и граждан, призванных на сборы военнообязанных и иных лиц о преступлениях, совершенных ими по службе в войсковых подразделениях. Для этого она располагает соответствующим следственным аппаратом. Осуществляя уголовное преследование в суде, военные прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей. Их полномочия определяются УПК.

     Главный военный прокурор, его заместители  и другие военные прокуроры, каждый в пределах своей компетенции вправе принести протест на незаконный акт или решение командования и органа военного управления, внести представление соответствующим военным органам и командирам о выявленных нарушениях законодательствам потребовать их устранения.

     На  должность военных прокуроров и  следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту  или призыву, имеющие высшее юридическое  образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию  здоровья выполнять возложенные  на них задачи в условиях войсковой  жизни.

     Все военные прокуроры назначаются  и освобождаются от должности  Генеральным прокурором РФ.

     Таким образом, военная прокуратура всех уровней наделены применительно к военнослужащим всеми прерогативами прокурорской власти, установленными ФЗ «О прокуратуре РФ». В пределах своей иерархической компетенции военные прокуроры вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения воинских частей, их предприятий и штатов, иметь доступ к воинским документам и материалам, вправе (и обязаны) регулярно проверять законность содержания арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и в других местах содержания под стражей, немедленно освобождать незаконно находящихся там лиц.

  1. Структура военной прокуратуры

     Структура – это  совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта.

     Структура, штаты и дислокация органов военной прокуратуры  определяются Генеральным прокурором РФ. 

     Систему органов военной прокуратуры  составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных  округов, флотов, Ракетных войск стратегического  назначения, Федеральной пограничной  службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура  и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры  объединений, соединений, гарнизонов и  другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

     В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора  могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

     Структуру Главной военной прокуратуры  образуют управления, отделы, канцелярии и приемная.

     Начальники  управлений и самостоятельных отделов  являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в  составе управлений, канцелярии и  приемной - помощниками Главного военного прокурора.

     В управлениях и отделах устанавливаются  должности старших прокуроров и  прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо  важным делам.

     В Главной военной прокуратуре  образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его  первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. 

     В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с  международными договорами находятся  войска Российской Федерации, осуществление  функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной  прокуратуры.

     Образование, реорганизация и ликвидация органов  военной прокуратуры, определение  их статуса, компетенции, структуры  и штатов осуществляются Генеральным  прокурором Российской Федерации, приказы  которого по этим вопросам реализуются  в соответствии с директивами  Генерального штаба Вооруженных  Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные  вопросы решаются Главным военным  прокурором совместно с Генеральным  штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной  пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов в пределах установленной  штатной численности.

      Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

        Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

     По  приказу Генпрокурора Юрия Чайки, они  сформированы в четырех военных  округах, на трех флотах, а также  в Ракетных войсках стратегического  назначения.

     Точнее  сказать, реформирование затронуло  только окружные надзирающие органы. Флотские и "стратегическая" прокуратуры  в обновленной правоохранительной вертикали сохранились практически  без изменений.

     Военно-прокурорская пирамида теперь выглядит следующим образом: вместо двух надзирающих органов в Московском и Ленинградском округах создан один - военная прокуратура Западного военного округа. Она разместилась в Санкт-Петербурге. Обновленную прокуратуру Центрального военного округа в Екатеринбурге укомплектовали офицерами-юристами и гражданским персоналом из Приволжья, Урала и Сибири. Надзирающую структуру Восточного военного округа с дислокацией в Хабаровске сформировали на базе прокуратуры Дальневосточного округа. В Ростове-на-Дону теперь располагается прокуратура Южного военного округа. Она появилась в результате слияния надзирающих органов СКВО и Объединенной группировки войск и сил, задействованных в контртеррористических операциях на Северном Кавказе.

     Низовые прокурорские звенья перемены затронули  минимально. Так, в некоторых крупных  российских городах остались свои военные  прокуратуры. А соблюдение законности в местах массовой дислокации войск  по-прежнему будут контролировать гарнизонные  надзирающие органы.

     Заметные  изменения в основании армейской  правоохранительной пирамиды произошли  разве что в столичном регионе. После ликвидации МВО в Московскую городскую военную прокуратуру  включили ранее самостоятельные  гарнизонные надзирающие структуры  столицы и области. Но такое сосредоточение органов, надзирающих за соблюдением  военнослужащими российских законов, - скорее исключение, чем правило.

     Дело  в том, что в столице и Московской области даже после упразднения  МВО сохранилось огромное количество воинских частей и учреждений, штабов и учебных заведений минобороны, Внутренних войск МВД, министерства по чрезвычайным ситуациям и других структур, где нашим законодательством  предусмотрена военная служба.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Проводимые в России демократические реформы коренным образом изменили не только политический и экономический режим государства, но и сложившиеся общественные отношения, психологию общества в целом. Параллельно с продвижением государства и общества по пути реформ развивается и новое Российское законодательство. Однако, порой, обстановка в стране меняется столь стремительно, что законодательство не успевает оформить юридически возникшие общественные отношения, разработать детально и внедрить в практику механизм их регулирования. Поэтому в нынешнем российском законодательстве можно найти довольно большое количество пробелов - общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, вопросов, которые уже стоят на законодательной платформе, но требуют дополнительной разработки законодателем.
Содержание
содержание отсутствует