Частнонаучные методы криминалистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и не включённое), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.
Применение конкретно-социологических методов:
изучение документов;

Работа содержит 1 файл

криминалистика.docx

— 29.61 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

___________________

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ  И КАДРОВ

___________________

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ”


 

                                                Факультет бизнеса и права

Кафедра Права

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине

“КРИМИНАЛИСТИКА  ”

на тему: __________________________________________

                                               

                                                             

                                                                                   Руководитель: Бондурко В.И.

                                                                                    Выполнил: Ботяновская К.

                                                                                     Факультета бизнеса и права

        4 курс 2 группа 

 

            

Горки 2011 г.

 

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

 

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и не включённое), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.

Применение конкретно-социологических  методов:

    • изучение документов;
    • опросы в форме анкетирования и интервью;
    • наблюдение;
    • эксперимент;
    • тестирование;
    • интервью;

Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Разновидности интервью - свободное и стандартизированное.

Интервью представляет собой  ту же целенаправленную беседу, ведущуюся  по строго разработанным вопросам. Грань между интервью и беседой  как формами изучения общественного  мнения условна. Интервью в отличие  от беседы скоротечно, более жестко запрограммировано и содержит ограниченное число вопросов. Этот вид опроса позволяет в короткий срок охватить большие контингенты опрашиваемых и получить относительно сопоставимые результаты для последующего обобщения и анализа. Интервью делят на несколько видов: а) свободное, б) стандартизированное, в) панельное, г) групповое.

Свободное интервью - упрощенный вариант направленной беседы, где  опрашиваемому предлагается круг вопросов, в плане которых он дает свободный  рассказ, уточняемый исследователем. Стандартизованное (формальное) интервью предполагает строго сформулированные вопросы, задаваемые по возможности в одинаковой форме. Ответы на них желательно фиксировать в виде одного из предусмотренных вариантов: выразить словами "да", "нет", записать в балльной (1, 2, 3 т.д.) или знаковой (+ -) системе. Такие ответы позволяют быстро записать их и получить хорошо сопоставимые результаты для обобщения анализа общественного мнения значительного количества лиц. Панельное интервью представляет собой неоднократное его проведение с ними и теми же лицами (или одним и тем же контингентом лиц) через определенные промежутки времени в целях установления динамики их взглядов и мнений. Данный вид интервью может быть использован, например, при изучении правосознания осужденных к лишению свободы другим видам уголовного наказания до отбытия наказания и после освобождения от него. При групповом интервью исследователь получает мнение группы, которое не всегда выражает мнение большинства. Этот вид интервью может использоваться для криминологического изучения мнений формальных и неформальных групп, но он мало пригоден для выявления индивидуальных взглядов и ориентаций.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования: выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Анкетный метод - это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголовных делах, по специально разработанной анкете.

 

Анкетирование - один из наиболее распространенных и эффективных  методов сбора первичной социологической  и статистической информации. Анкетирование  по сравнению с беседой и интервьюированием  представляет собой как бы следующую  ступень еще более жестко запрограммированного опроса.

 В практике криминологических  исследований широко используются  анкетные бланки, куда в виде  ответов на вопросы заносятся  результаты программируемого изучения уголовных дел и других документов. Данный метод, не являясь опросом в собственном смысле этого слова, также получил условное название анкетного.

 Анкета не имеет  жесткой формы. Однако при ее  разработке желательно соблюдать  некоторые требования. Содержание  вопросов, их последовательность  и количество зависят от целей  исследования и применяемой процедуры  при данном виде опроса. В структуре  анкеты могут быть условно  выделены вводная, статусная,  основная и заключительная части.

 Во вводной части  формулируется обращение к опрашиваемым, условия опроса и правила дачи ответов на поставленные вопросы. Статусная часть содержит вспомогательные вопросы о социально-демографическом положении опрашиваемого, данные о котором, по мнению исследователя, помогут более правильно оценить результаты опроса. Например, одно мнение доминирует среди студентов, другое - среди предпринимателей, третье - среди наемных рабочих и т.д. В основной части помещаются главные вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме изучения, которые ниже будут подробно рассмотрены. В заключительной части опрашиваемому может быть предоставлена возможность свободно высказаться по изучаемой проблеме. Такие высказывания обычно служат хорошим материалом для формирования новых вопросов при последующих исследованиях.

Статусная и заключительные части не являются обязательными. Вопросы о социально-демократических данных, например, при анонимном опросе могут насторожить респондента, и он не выскажет своего действительного мнения, а наличие свободных высказываний в заключительной части затрудняет обобщение. Вводная часть также может быть опущена, если исследователь имеет возможность устно разъяснить опрашиваемым порядок заполнения анкеты.

 

Вопросы основной части анкеты подразделяются на три вида: а) дихотомические, б) открытые, в) закрытые.

Дихотомические вопросы  требуют однозначного ответа "да", "нет". Например, "раскаиваетесь  ли вы в совершении преступления (да, нет)?" В юридических анкетах  такие вопросы применяются редко. В некоторых случаях они уточняются дополнительным вопросом: "Если да (нет), то объясните почему?", на который  опрашиваемый дает самостоятельный  ответ. Открытые вопросы предполагают ответы в произвольной форме. Закрытые вопросы ограничивают возможность  опрашиваемого предлагаемой серией готовых ответов. Он выбирает тот из них, который соответствует его мнению. В зависимости от полноты веера ответов некоторые вопросы могут быть закрытыми полностью или частично. Например, вопрос "были ли у вас до совершения преступления административные правонарушения, за которые вы наказывались, если да, то какие?" может быть полностью закрыт рядом ответов: 1) нет, 2) да, 3) за нарушения правил дорожного движения, 4) за порубку деревьев, 5) за пьянство, 6) за иные правонарушения. Последний ответ может предусматривать получение дополнительной информации, если его сформулировать так: "за другие правонарушения (указать какие)". В связи с этим предлагаемый вопрос приобретает характер частично закрытого.

Вопросы анкеты по своей  форме и функциям бывают прямые и  косвенные, личные и безличные, основные, контрольные и дополнительные. Все  они требуют четкой формулировки, однозначности, простоты понимания. Несоблюдение данных требований может привести к  ошибочным и неточным ответам, а  в конечном итоге - к необъективным  результатам изучения. В целях  уточнения вопросов и проверки планируемой  процедуры опроса анкету можно опробовать (произвести пилотаж анкеты) на каком-то количестве исследуемых.

 Рассматриваемый вид  опроса по процедуре проведения  делится на очный и заочный, сплошной и выборочный, открытый и анонимный. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки.

Выборочный опрос (анкетирование) самый распространенный. По сравнению  со сплошным, экономя силы и средства исследователей, он требует научного определения качественной и количественной выборки. Порядок определения объема выборки или репрезентативности выборочного анкетного опроса в основе такой же, как и при любом выборочном изучении, который рассматривался в предыдущем разделе. Его проведение имеет лишь частные особенности, которые хорошо разработаны в социологической литературе.

 Выборочный опрос имеет  самое широкое распространение  при изучении патентной преступности  и виктимизации населения. Опросы граждан о совершенных против них и их близких преступлениях, о заявлении или незаявлении об этом в правоохранительные органы, о реагировании последних на сообщение (заявление) о преступлениях и т.д. используются во многих странах и являются систематическими. Они позволяют отслеживать не только регистрируемую, но и в определенной мере фактическую преступность, которая обычно учитывается не более половины.

Анкетный метод в криминологии по сравнению с другими формами  опроса имеет ряд преимуществ. Он позволяет:

1) произвести обследования  достаточно больших групп граждан,  должностных лиц или правонарушителей  в короткий срок и с наименьшей  затратой сил и средств;

2) максимально формализовать  опрос, обеспечив достаточную  сопоставимость данных, их статистическую  обработку и анализ, в том числе  и на ЭВМ;

3) соблюсти анонимность  ответов, способствующих выявлению  действительного мнения респондентов.

К недостаткам этого метода относятся:

1) жесткая определенность  вопросов, не позволяющих в конкретных  случаях углубить опрос;

2) невозвращение опрашиваемыми значительной части анкет и наличие в них ошибок и неточностей;

3) возможность взаимных  влияний на мнение опрашиваемых  при организованных опросах в  учебных и трудовых коллективах.

 Главным же недостатком  анкетирования, как и иных форм  опроса, является субъективный характер  получаемых сведений. Поэтому оценка  их достоверности возможна лишь  на основе критического подхода  и сопоставления со статистическими  и иными объективными показателями.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимущества  метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатки метода: дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих поступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминологические особенности взаимоотношений.

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются для определения их усредненного значения.

Документальный  метод предполагает изучение документов, представляющих интерес в криминологических исследованиях; обобщение судебно-следственной практики;

опросы преступников, других лиц; проведение психологических тестов; социограммы.

Эксперимент и  условия. Условия - ограниченность применения в связи с проблемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обстановки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При   непосредственном   наблюдении   обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследователь лимитирует свою деятельность созерцательным наблюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного  наблюдения исследователь является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.

Изложенные методы успешно  применяются для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Информация о работе Частнонаучные методы криминалистики