Взаимодействия следователя с органами дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Следователь – должностное лицо Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия . 6Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
§1 История возникновения следственного аппарата…………………..
1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….
1.2 Становление советского следственного аппарата………………
§2 Понятие и полномочия следователя, как участника
уголовного судопроизводства…………………………………………….
§3 Психологические особенности личности следователя……………..
§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..
Заключение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая УПП.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

План  работы:

Введение……………………………………………………………………..

§1 История возникновения следственного аппарата…………………..

    1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….

    1.2 Становление советского следственного аппарата………………

§2 Понятие и полномочия следователя, как участника

уголовного  судопроизводства…………………………………………….

§3 Психологические особенности личности следователя……………..

§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..

Заключение………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Введение

     Следователь – должностное лицо Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия . 6Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей. Предварительное расследование как стадия уголовного процесса представляет собой, прежде всего, регулируемую законом деятельность следователя по установлению и процессуальному закреплению доказательств, в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Эта деятельность следователя осуществляется под надзором прокурора, процессуальным контролем суда (судьи), начальника следственного отдела и направлена на пресечение и предупреждение преступлений, выяснение и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Следователь не подменяет суд, прекращая уголовное дело по не- 
реабилитирующим основаниям. Однако по причинам практического характера должен быть усилен контроль со стороны прокурора за прекращением дел по любым основаниям. Процессуальная деятельность - совокупность функций, которая охватывает все без исключения регулируемые процессуальным законом действия и решения государственных органов, должностных лиц и граждан, участвующих в уголовно-процессуальных отношениях. То есть, уголовно-процессуальная функция отдельный компонент уголовно- 
процессуальной деятельности, который различается по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по уголовному делу. Под уголовно-процессуальной функцией следователя следует понимать не отдельные действия следователя, а всю его деятельность, то есть совокупность действий и решений, объединённых единством цели. Уголовно-процессуальная функция следователя выражается в реализации им своих собственных полномочий. При расследовании же следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основной его функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь на предварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этой стадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективности существует защита. Уголовное преследование в форме обвинения включает его объективное содержание:

- собирание доказательств, уличающих обвиняемого и 
устанавливающих отягчающие его вину обстоятельства;

- применение к обвиняемому различного рода принудительных 
мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований и др.;

- обоснование обвинения перед судом, усилия направленные на то, 
чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости приме- 
нения к нему наказания. Обвинение является основной формой уголовного преследования. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д. Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является должностным лицом органа государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции. Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела. Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию проблем роли следователя как участника уголовного судопроизводства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания.

Целью данной работы является анализ деятельности и роли следователя  в процессе уголовного судопроизводства .Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать характеристику и проанализировать историю возникновения следственного аппарата в целом;

2. Дать определение следователя, рассмотреть его полномочия, как участника уголовного судопроизводства;

3.  Выявить  психологические особенности личности следователя;

4. Описать  взаимодействие в деятельности следователя и органа дознания.

      В своей работе я хотела бы отразить проблему, которая непосредственно  касается, взаимодействия следователя с органами дознания. Так как такое взаимодействие осуществляется лишь в общих чертах, с точки зрения прав и обязанностей, регулируется уголовно-процессуальным законом. А этих предписаний не достаточно, поскольку они не являются системными и не в полной мере отражают функциональную связь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1 История возникновения следственного аппарата

1. 1 Деятельность следователя в дореволюционной России

     Вопросы создания в России единого следственного аппарата, его места и роли в системе государственных органов активно обсуждаются среди практических работников правоохранительных органов и ученых в течение более чем двух последних десятилетий. Возросший уровень преступности и новые требования, предъявляемые обществом к соблюдению законности, вызывают необходимость в принципиально новом подходе к решению проблемы предварительного следствия, выработка которого невозможна без анализа исторического опыта8. До 1860 года расследование преступлений в России входило в круг обязанностей полиции. Характеризуя состояние расследования, один из губернаторов писал: «Условия преступления не только не привлекали внимание полиции, но последняя всячески старалась не найти на трупе признаков насильственной смерти, примирить вора с обворованным, а если преступления все же становились предметом расследования, то эти дела по несколько лет передавались от одного чиновника другому, пока не глохли в каком-нибудь архиве». В числе первых шагов судебной реформы в России было принятие в мае1860 года Государственным советом Закона о судебных следователях. 8 июня 1860 года Указом Императора Александра II «следственная часть» была отделена от полиции и в 44 губерниях России были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям и проступкам, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков, подлежащих рассмотрению полицейскими чинами, а также первоначальное дознание о происшествиях, которые могут подлежать рассмотрению в суде. В соответствии с указом от 8 июня 1860 года были созданы 993 следственных участка, причем 900 следственных вакансий было замещено сразу. Однако большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120–150 дел в год, а в отдельных губерниях — до 200–400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16 тысяч квадратных верст, что не позволяло своевременно производить осмотр места происшествия и выполнять другие неотложные следственные действия. Деятельность следователей, приравненных по положению к должности члена уездного суда, в значительной мере осложнялась двойственностью их подчинения. Формально они подчинялись министерству юстиции, но назначение и перемещение судебных следователей зависело от губернаторов, которые фактически решали вопрос об их увольнении, хотя и по согласованию с губернским прокурором. Существенно изменила положение следователей судебная реформа 1864 года. Следователи согласно ст. 212 Учреждения судебных установлений от 20 ноября 1864 года по должности были приравнены к членам окружного суда и состояли при них; была введена несменяемость судебных следователей; их назначение и смещение было отнесено к компетенции императора по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет, присяжные поверенные (адвокаты) при стаже работы не менее10 лет, а также кандидаты на судебные должности, если они занимались судебной практикой не менее четырех лет и достигли 25-летнего возраста. В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 году — следователей по особо важным делам окружных судов. Деятельность судебных следователей оценивалась современниками в целом положительно, хотя, по мнению некоторых авторов, в результате разъединения следствия и дознания возникли серьезные затруднения в раскрытии и расследовании преступлений. Обусловлены они были главным образом двумя факторами: а) медлительностью предварительного следствия и б) тем, что «громадное большинство лиц, совершивших преступления, остаются необнаруженными». Однако для устранения этих недостатков, по мнению юристов-практиков, например старшего председателя С. петербургской судебной палаты С. В. Завадского, нет оснований уничтожать установленный Судебными уставами порядок следствия. «Возврат к старому, дореформенному порядку… немыслим». Б. Л. Бразоль в 1914 году, исследуя деятельность судебных следователей за прошедшие 50 лет, сравнил сроки расследования уголовных дел в России и Франции, приведя данные за 1876 год, согласно которым из общего числа оконченных в срок до одного месяца дел в России расследовано 48 процентов дел (во Франции — 70 процентов), в срок до двух месяцев — 66 процентов (во Франции — 89 процентов) и в срок свыше одного года — семь процентов (во Франции— менее пяти процентов). Другой, по его мнению, причиной медлительности следствия являлось «помимо территориальной величины следственных участков и громадное поступление дел, обусловленное прогрессивным ростом преступности». В 1889 году в производстве следователей находилось 122 600 дел, а в 1912 — 463 0588 . Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года существенных изменений в структуру и деятельность судебно-следственного аппарата не привнесла. Октябрьская же революция практически полностью ликвидировала царскую судебную систему, упразднив в числе прочих «доныне существовавших институтов» и судебных следователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Становление советского следственного аппарата

     Характерной особенностью этого периода явилась  множественность следственных органов, обусловленная сломом старой судебно-следственной системы и активным поиском новых  форм ее организации, проверка и испытание их на практике, постепенный отбор наиболее жизнеспособных из них и законодательное закрепление процедуры расследования преступлений, а также подконтрольность следственных органов Советам. В решении принципиальных вопросов создания следственных органов Советской власти основная организующая роль принадлежала наркомату юстиции (в 1918–1926 годах наркомом юстиции был Д.И. Курский). Прообразом этих следственных органов стала следственная комиссия Военно-революционного комитета при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов и аналогичные комиссии в других местностях. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было и действовали они на основе «революционного правосознания». Первым законодательным актом, регламентирующим работу следственных органов, стал Декрет о суде ‹ 1 от 22 ноября 1917 года, который установил, что «впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично». В соответствии со ст. 8 этого Декрета при Советах были образованы особые следственные комиссии для производства коллегиального предварительного следствия по делам о контрреволюционных преступлениях, подлежащих юрисдикции рабоче-крестьянских революционных трибуналов. Позднее, согласно Декретам о суде ‹ 2 от 7 марта 1918 года и ‹ 3 от 20 июля того же года, в России образовывались следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, бандитизме, взяточничестве, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. К компетенции уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных ему народным судом или следственными комиссиями, для чего вводилась должность следователей. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное Декретом ВЦИК от30ноября 1918 года, расследование уголовных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судьей и заседателями, было возложено на уездные и городские следственные комиссии. По остальным делам суд ограничивался дознанием, проведенным милицией, или принимал решение о передаче их в следственную комиссию. В случаях, не терпящих отлагательства, предварительное следствие могло быть поручено народному судье. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

     Положением  о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года были учреждены должности  народных следователей по важнейшим  делам при губернских отделах  и Наркомате юстиции. Суды осуществляли подбор и назначение следственных кадров, ведали финансированием и отчетностью, а также проводили ревизии подчиненных им следственных участков. Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органов дознания. Оперативное управление следствием возлагалось на органы прокуратуры. Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Хотя он и не содержал перечня органов предварительного следствия, но в ст. 23 Кодекса говорилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Тем самым должности следователей в уголовном розыске были упразднены, и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по обще-уголовным преступлениям) ликвидирован. Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» (ст. 7), но вопросов ведомственной принадлежности следователей органам прокуратуры и милиции Основы не затрагивали.

     Подводя итоги, можно сделать вывод, что к концу 1924 года была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы деятельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК — ОГПУ) и воинских (военные следователи) преступлениях. 
 
 
 
 

§2 Понятие и полномочия следователя как участника уголовного судопроизводства

      Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ2 - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определенны законом. Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств6. Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден. Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма.   Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Информация о работе Взаимодействия следователя с органами дознания