Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

На рубеже XX и XXI веков наблюдается беспрецедентная активность преступности, опасность которой усугубляется тем, что при совершении преступлений используются новейшие достижения науки и высокие технологии. В результате наличия данного фактора произошло значительное увеличение числа уголовных дел, имеющих интернациональный характер. В условиях тесной интернационализации национальных экономик, других сторон общественной жизни стала исключительно актуальной потребность в противодействии на международном уровне торговле наркотиками и оружием, коррупции, терроризму и организованной преступности и в конечном итоге в большей координации усилий отдельных государств и международного сообщества в целом для решения этой острой, имеющей мировой масштаб проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: понятие и принципы……………………...…………………………….…………4

2. История становления межгосударственного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.………...................................................................8

3. Юридический анализ международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства:
3.1. Вызов лиц…………………………………………………..…24
3.2. Исполнение запросов………………………………………...25
3.3. Рассмотрение жалоб………………………………………….32
3.4. Порядок выдачи лиц и предметов…………………………...33

4. Проблемы международно-правовой помощи по уголовным делам……………………………………………………………………………...38

Заключение……………………………………………………………………….51

Список использованных источников……...…...……………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая по УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, в выдаче может быть также  отказано, если:

    1) деяние, послужившее основанием  ходатайства о выдаче, не признается  в Российской Федерации преступлением;

    2) деяние, в связи с которым направлен  запрос о выдаче, совершено на  территории Российской Федерации или против ее интересов вне пределов Российской Федерации;

    3) за то же самое деяние в  Российской Федерации осуществляется  уголовное преследование в отношении  запрашиваемого к выдаче лица;

    4) уголовное преследование в отношении  запрашиваемого к выдаче лица возбуждается в порядке частного обвинения.

    Если  выдача не производится, Генеральная  прокуратура Российской Федерации  уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства  с указанием оснований для  отказа.

 

3.4.  Порядок выдачи лиц и предметов

 

    Статья 465 УПК РФ предусматривает, что в  случае, когда иностранный гражданин  или лицо без гражданства, в отношении  которого поступило ходатайство  о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. При этом, если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. При получении от иностранного государства запроса о выдаче Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель решают вопрос о необходимости избрания меры пресечения, для обеспечения возможности выдачи запрашиваемого к ней лица в соответствии с порядком, установленным уголовно – процессуальным кодексом. Если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет об избрании меры пресечения компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче.

    Существует  следующий порядок передачи выдаваемого лица:

    Российская  Федерация уведомляет иностранное  государство о месте и времени  передачи. Если подлежащее передаче лицо не будет принято в течение  пятнадцати суток со дня, установленного для передачи, оно освобождается  из-под стражи. Если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче. При этом, в любом случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

    При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть также переданы и предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, имеющие следы преступления, или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться. Передача предметов может быть задержана на время, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.

    Для обеспечения законных прав третьих лиц передача указанных предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по делу.

    Статья 469 УПК РФ предусматривает, что основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

    Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и в сроки, которые установлены ст. 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом требований ст. 470 и статей 471 и 472 УПК РФ.

    Если вопрос о передаче осужденного рассмотреть невозможно, ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений, судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.

    Также в передаче лица, осужденного к  лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, может быть отказано в случаях, если:

    1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

    2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие: истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;

    3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

    4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

    5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации (ст. 471 УПК).

    Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства (ст. 472 УПК).

    Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает:

    1) наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора;

    2) сведения о последнем месте жительства осужденного в Российской Федерации, месте его работы и роде занятий до осуждения;

    3) описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден;

    4) статью Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным;

    5) вид и срок назначенного наказания (основного и дополнительного), отбытый срок и срок наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, его начало и окончание, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску.

    Если по Уголовному кодексу Российской Федерации за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК РФ. Если согласно УК РФ лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за совершенное лицом преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК РФ за данное преступление. В случае, если приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением. Постановление суда обращается к исполнению в порядке, установленном ст. 393 УПК РФ. В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения в отношении лица, отбывающего наказание в Российской Федерации, изданных в иностранном государстве актов об амнистии или о помиловании вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения актов об амнистии или о помиловании решаются в соответствии с требованиями ст. 472 УПК.

 

4. Проблемы международно-правовой помощи по уголовным делам

 

    Несмотря  на имеющиеся недостатки и пробелы  в регулировании рассматриваемой  сферы, оценивая достигнутые на сегодняшний день результаты, следует констатировать, что Российская Федерация за последнее десятилетие фактически ликвидировала разрыв, накопившийся за предыдущие годы, и вышла на уровень остальных стран мира в текущем формировании международно-правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. Процесс правовой интеграции, в котором также участвует Российская Федерация, обусловливает сближение отечественного законодательства со стандартами, закрепленными в международных договорах, их учет в дальнейшем развитии уголовного и уголовно-процессуального права и ходе правоприменительной практики. Развитие этого целенаправленного процесса отмечается специалистами как в сфере международного права, так и уголовно-процессуального права25.

    Одновременно  начато формирование внутригосударственной  правовой базы Российской Федерации, определенные итоги которого подведены в связи  с принятием Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации, нормы  части пятой которого стали принципиальной новеллой в обновленном российском законодательстве в исследуемой сфере, озаглавленной "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства".

    Действительно, совокупность правовых норм, составляющих содержание пятой, заключительной части  УПК РФ, обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение26. УПК РФ значительно расширил круг российских законодательных актов, которые регулируют вопросы межгосударственного сотрудничества в области уголовного судопроизводства, юридически закрепил единый порядок регламентации вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, а также определил и закрепил процессуальную природу данных правоотношений27.

    Название  раздела XVIII "Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов  дознания с соответствующими компетентными  органами и должностными лицами иностранных  государств и международными организациями" само по себе свидетельствует о том, что здесь речь идет о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Ни один из прежних отечественных уголовно-процессуальных кодексов не охватывал так объемно и конкретно международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Если еще раз вернуться к УПК РСФСР 1960 г., то статьи 31 - 33 носили декларативный характер и основной упор делали, по существу, на ограничении международного сотрудничества, поэтому не могли стать правовой основой международного сотрудничества по осуществлению уголовного правосудия. В новый УПК РФ входят в виде самостоятельного раздела три главы, нормы которых призваны регламентировать международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Следует отметить ряд принципиальных положений УПК РФ, предопределяющих общую характеристику современного состояния правовой урегулированности уголовно-процессуальных аспектов международного сотрудничества28.

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства