Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 01:39, контрольная работа

Описание работы

Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.
Цель контрольной работы – определить понятие, основание и порядок избрания, условия применения, изменения и отмены мер пресечения. Также в своей работе я познакомлюсь с видами мер пресечения, с их системой.

Содержание

I. Введение. 3
II. Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения. 4
1. Понятие и система мер пресечения. 4
2. Избрание и условия применения мер пресечения. 9
III. Заключение. 13
IV. Список литературы. 14

Работа содержит 1 файл

2. Уголовный процесс.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

              План.

  I. Введение.                                                                                                       3

    II. Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения.                                                                                             4

      1. Понятие и система мер пресечения.                                                    4

      2. Избрание и условия применения мер пресечения.                               9

  III. Заключение.                                                                                               13

   IV. Список литературы.                                                                                 14

 

I. Введение. 

      «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» — ст. 22 ч. 1 Конституции Российской Федерации. Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому), могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения, из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности — заключение под стражу, которое Уголовно-процессуальное законодательство определяет как меру исключительную.

      Меры  уголовно-процессуального пресечения являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях — в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.

      Цель  контрольной работы – определить понятие, основание и порядок избрания, условия применения, изменения и отмены мер пресечения. Также в своей работе я познакомлюсь с видами мер пресечения, с их системой.

 

II. Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения.

1. Понятие  и система мер пресечения. 

     В процессе производства по уголовному делу органы расследования и суд  к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения, вынуждены использовать меры уголовно-процессуального пресечения, которые служат реализации назначения уголовного судопроизводства. При этом государственное принуждение связано с существенными ограничениями установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, поэтому в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

     Меры  пресечения – это государственное  принуждение, применяемое по основаниям, сформулированным в уголовно-процессуальном законе, и не являющимся видом юридической ответственности. Тем же уголовно-процессуальным законом определяются допустимые пределы и порядок применения государственного принуждения к обвиняемым и подозреваемым.

     Меры  уголовно-процессуального пресечения являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно-процессуальной деятельности.

     Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования  и судебного разбирательства  уголовного дела. В отличие от мер  уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, так как они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.

     Меры  пресечения обладают свойством принудительности. Практически любая из форм уголовно-процессуального  принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.)

     Меры  пресечения могут быть избраны на досудебных стадиях уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором; на судебных стадиях мера пресечения избирается судом. Прокурор вправе избрать меру пресечения по любому уголовному делу, за которым он осуществляет процессуальный надзор, однако для применения заключения под стражу прокурор должен обратиться с ходатайством в суд. Судья единолично избирает меру пресечения по уголовному делу, принятому судом к производству.

     Применение  меры пресечения – процессуальные действия, осуществляемые с момента  принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.29 ст.5 УПК). Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью компетентных должностных лиц. Если основания для применения меры пресечения отсутствуют, то мера пресечения не применяется.

     Избрание  — принятие решения о мере пресечения в общем виде регулируется ст. 101 УПК РФ. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом — определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке (ст. 112).

     Общими  основаниями для применения меры пресечения являются:

     — возбуждение уголовного дела по факту  совершения преступления, за которое  лицо подвергается мере пресечения;

     — предъявление обвинения данному  лицу в совершении преступления.

     3) в исключительных случаях наличие  обоснованных подозрений в отношении  данного лица в совершении  преступления.

     Специальными  основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу. Предположения должны быть основаны на фактических данных, полученных при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Это могут быть прямые доказательства намерений обвиняемого: скрыться (приобретение билетов, оформление загранпаспорта и т.д.); продолжить преступную деятельность (показания соучастников); воспрепятствовать производству по уголовному делу (показания потерпевших об угрозах со стороны обвиняемого и т.д.).

     Чаще  встречаются косвенные доказательства неблаговидных намерений обвиняемого, к которым может относиться его  предшествующее поведение, наличие  судимостей, систематическое совершение преступлений, отсутствие постоянного  места жительства и т.д. Указанные  фактические данные должны быть отражены в материалах уголовного дела.

     На  судебных стадиях мера пресечения может  также избираться судом для обеспечения  исполнения приговора. Это основание  избрания меры пресечения следует считать  особенно актуальным в случае вынесения обвинительного приговора о назначении наказания, связанного с лишением свободы, в отношении подсудимого, которому не избиралась мера пресечения, или мера пресечения которого не связана с изоляцией от общества (ст. 97 УПК).

      

     Все меры пресечения составляют единую систему, так как они объединены общими основаниями, целями и порядком применения в уголовном судопроизводстве, которую возможно классифицировать.

     Классификация, приведенная В.А.Михайловым, по своей  методологии представляется более  удачной. Используя ее в качестве основы, систему мер пресечения, закрепленную в ныне действующем УПК РФ можно охарактеризовать как состоящую из следующих четырех групп:

    1) носящих характер морально-личностного воздействия на обвиняемого: подписка о невыезде, личное поручительство и присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

    2) носящих  характер административно-властного  воздействия на обвиняемого: наблюдение  командования воинской части;

    3) носящих  характер имущественного воздействия  на обвиняемого: залог;

    4) носящих характер физического ограничения личной свободы: домашний арест, заключение под стражу1.

     В УПК Российской Федерации в качестве мер пресечения согласно ст.98 закреплены следующие меры пресечения:

     1) подписка о невыезде;

     2) личное поручительство;

     3) наблюдение командования воинской части;

     4) присмотр за несовершеннолетним  обвиняемым;

     5) залог; 

     6) домашний арест; 

     7) заключение под стражу.

     Данный  перечень мер пресечения является исчерпывающим. Следователь, дознаватель, суд не вправе избрать какую-либо другую меру пресечения кроме перечисленных выше в ст. 98 УПК РФ. При этом нужно отметить, что в системе мер пресечения, меры расположены от наиболее легких к наиболее строгим. Связь между мерами пресечения очевидна и она обусловлена тем, что не исполнение избранной меры пресечения влечет применение более строгой.

     По  виду принуждения меры пресечения делятся  на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — заключение под стражу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107) — физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения – ст. 109 УПК РФ.

     Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу  обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только по их ходатайству), без специально установленного срока.

        Система различных мер пресечения позволяет избрать именно ту меру, которая в каждом конкретном случае обеспечивала бы надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и при этом минимально ограничивала бы его права и свободы. 

 

2. Избрание и условия применения мер пресечения. 

     Меры  пресечения могут быть применены  ко всем обвиняемым при соблюдении условий и оснований применения мер, установленных УПК РФ, за исключением  двух мер пресечения, таких как:

  • наблюдение командованием воинской части, которое применяется только к лицам, находящимся на действительной военной службе;
  • присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, которое может быть применено только к лицам, совершившим преступление, но не достигшим возраста 18 лет (несовершеннолетним).

     Важный  вопрос, связанный с применением мер пресечения – это применение к одному обвиняемому (подозреваемому) нескольких мер пресечения, например подписки о невыезде и личного поручительства, одновременно. В научной литературе этот вопрос рассматривается не однозначно.

Информация о работе Меры пресечения как разновидность мер процессуального принуждения