История становления органов предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Организация предварительного следствия предполагает знание системы предварительного расследования в России, её место в системе правоохранительных органов, этапов становления и развития, перспектив дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного следствия.
Предварительное следствие, так же как и дознание, является формой предварительного расследования. Предварительное следствие, как установленная законом форма собирания, проверки, оценки и использования доказательств на судебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств.

Работа содержит 1 файл

Копия Копия Курсовая.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Также из – за изменений в государственном  устройстве, произошли большие изменения  следующего характера в подсудности по уголовным делам и в судоустройстве: 1) с марта 1716 г. следственный порядок стал единым как для гражданских, так и уголовных дел; 2) Пётр I создал 4 инстанции по рассмотрению уголовных дел: провинциальные суды, надворные суды, юстиц – коллегию и сенат.

Отмечу, что начало царствования Петра I характеризуется ещё и созданием Преображенского приказа. Преображенский приказ – это особенный суд, изначально являвшийся исключительно судебно – административным органом, но в дальнейшем, ему было передано право суда и расследования по политическим преступлениям, а также по государственным делам. ( «в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел») Кроме того, он осуществлял охрану общественного правопорядка. Как основной метод расследования преступлений, Преображенский полк использовал пытки. ( В протоколах Преображенского полка часто встречалось «После розыску ежен огнём, а с огня говорил» )

В 1714 – 1715 гг. Пётр I создаёт «канцелярии розыскных дел»,  в которых офицеры штаб – гвардии вели следствие по крупнейшим политическим делам, на всей территории России.

В апреле 1729 г. был  упразднён Преображенский приказ, т.к. его значимость потеряла своё значение в силу того, что расследование  политических и государственных  преступлений было передано в Верховныё тайный совет, созданный в феврале 1726 г. Екатериной II, после смерти Петра I .

4 марта 1731 г. был уничтожен Верховныё тайный совет, и 6 апреля 1731 г.  создаётся новый орган – канцелярия тайных розыскных дел, он являлся органом политического сыска, он занимался исключительно расследованием политических преступлений, преследованием всех тех, кто выражал недовольство правительством. Просуществовал он 31 год. Был упразднён в 1762 году.

В XVIII в. происходит одно из самых важных событий в истории всего уголовного права – создание полиции. Этот орган специализировался на охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция следила за тем, чтобы «общий порядок сохранён был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величия». Полиция занималась предварительным следствием и судила за мелкие кражи и мошенничество, также полиция занималась дознанием по уголовным преступлениям. Т.к. во второй половине XVIII в. был отменён институт сыщиков, их обязанности были переданы полиции. В свою очередь, реорганизация полиции произошла в конце XVIII в. (Устав благочиния 1782 г.) Основная задача Устава благочиния заключалась в том, чтобы  «общий порядок сохранён был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиние добронравие» сохранялись. 

В 1798 г. выходит  Устав столичного города Санкт – Петербурга, в котором говорится о том, что полиция больше не будет заниматься расследованием преступлений, эти функции будет осуществлять специальный следственный орган – департамент юстицких криминальных дел, но в 1811 г. расследование уголовных преступлений вновь было передано полиции.

 По мнению большинства учёных, институт предварительного следствия официально ведёт свою историю с 1860г, когда Александром II был подписан Указ, учредивший в 44 губерниях должности судебных следователей. В ст. 1 Указа императора предписывалось: «Отделить следственную часть от полиции во всех …  губерниях … и назначить чиновников для производства следствий о всех преступлениях и поступках, подлежащих ведению судебных мест, наименовать сих чиновников – судебными следователями». Следователи по своему процессуальному положению приравнивались к категории лиц судейского звания, пользовались правами членов суда. Судебным следователям было предоставлено право проверять и дополнять дознание, отменять распоряжения, принятые во время производства дознания, а также они могли рассматривать дела в уездном суде в качестве судей, кроме дел, по которым они сами проводили расследование. Контроль за деятельностью следователей осуществлял суд. Суд мог направлять следователям предписания о прекращении дела (мог останавливать дело),  рассматривать жалобы на их действия и решения.

В соответствии с Судебной реформой 1864 г. была провозглашена несменяемость следователей. Хотелось бы отметить тот факт, что согласно уставу уголовного судопроизводства 1864 г. сильно возросла роль прокурора в предварительном следствии. Следователь был обязан вести расследование по предложениям прокурора и выполнять все его законные указания. Право производства предварительного следствия передавалась органам юстиции в лице судебных следователей, которые были приравнены по должности к членам окружного суда и состояли при судах. Судебный следователь мог проверять, дополнять, отменять действия чинов полиции по производству дознания, сам исправлял недостатки дознания. Назначались на эту должность (и смещались с неё) только по представлению министра юстиции царю, что создавало условия самостоятельности и независимости их деятельности. Принцип несменяемости следователей и все прилегающие к нему гарантии были установлены по предложению, внесённому царём.

В ходе судебной реформы 1864 г. были приняты значимые для предварительного следствия  нормативные акты, такие как Учреждение судебных установлений и Устав уголовного судопроизводства, последний, в своём содержании регламентировал возможность воздействия на лиц уклоняющихся от явки к следователю в форме денежного штрафа.

Если провести анализ исторического пути становления органов предварительного следствия, можно сделать вывод, что на протяжение всей истории российского государства, следственные органы постоянно подвергались процессу совершенствования. Так, в частности с 1867 по 1875 г. учреждаются должности временных следователей, по особо важным делам, на которые возлагались обязанности расследовать преступления о подделках государственных кредитных билетов. Также, были введены должности судебных следователей по важнейшим делам, при окружных судах – постоянные должности следователей по особо важным делам. Обязательным условием для принятия на должность следователя являлось наличие высшего юридического образования, а также стаж работы в судебной части не менее трёх лет.

Как известно, до судебной реформы 1864 года, досудебная стадия делилась на предварительное следствие и формальное следствие (ст. 34, 139 Зак. Угол. Суд.), которые производились в основном чинами полиции. В ходе этой реформы предварительное следствие преобразовалось в дознание, а формальное следствие – в предварительное следствие. Основным органом дознания являлась полиция.  
 
 
 

Информация о работе История становления органов предварительного следствия