Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Снятие информации с технических каналов связи — оперативное мероприятие, которое получило большое распространение в последнее время в связи с развитием широкой сети мобильной связи и использования компьютеров.
Это мероприятие следует отличать от контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и от прослушивания телефонных переговоров.

Работа содержит 1 файл

Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

Использование в  доказывании результатов оперативно-розыскной  деятельности1

  

Использование в  доказывании результатов оперативно-розыскной  деятельности1

Татьяна Андреевна  ФРОЛОВА, судья Липецкого областного суда 

Снятие информации с технических каналов связи  — оперативное мероприятие, которое  получило большое распространение  в последнее время в связи  с развитием широкой сети мобильной  связи и использования компьютеров.  

Это мероприятие  следует отличать от контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и от прослушивания  телефонных переговоров. 

Снятие информации означает выявление и фиксацию оперативно значимой информации с особого предмета или объекта — технического канала связи путем ее съема с электронных  устройств на каналах связи и  с материальных носителей.  

Технический канал  связи — это элемент сети электросвязи, обеспечивающий один или несколько  видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную и т. п. Вследствие появления  приборов, позволяющих по индивидуальному IMAI–коду определить местонахождение  мобильного телефонного аппарата независимо от принадлежности находящейся в  нем SIM-карты, исходящие и входящие на данный телефон звонки, их продолжительность  и прочие оперативно-значимые сведения, возникла неясность, к какому виду ОРМ  следует отнести получение этой информации. В ряде случаев такую информацию приравнивали к контролю иных сообщений или к прослушиванию телефонных переговоров, получить сведения о которых можно только на основании судебного решения и по делам о тяжких преступлениях.  

Полагаю, что в  данном случае характер проводимого  мероприятия позволяет отнести  получение сведений о детализации  телефонных переговоров к снятию информации с технических каналов  связи, так как именно такие действия оператора сотовой связи и  приводят к получению истребуемой информации. При этом не прослушивается и не исследуется содержание телефонных переговоров, и результатом является не аудиозапись разговора и перенос его на бумажный носитель, а сами сведения, полученные из телефонной компании. В связи с этим такие действия не только по форме, но и по своему содержанию и результатам явно отличаются от прослушивания телефонных переговоров, осуществляемого путем слухового контроля. Как правило, официально истребуется информация об уже состоявшихся к моменту проведения ОРМ разговорах, детализация которых (опять же без информации об их содержании) позволяет затем определить пользователя телефона по номеру SIM-карты. Таким образом, отсутствует признак контроля за телефонными сообщениями. Это позволяет утверждать, что характер проводимого мероприятия является иным, чем характер негласного контроля за почтовыми отправлениями и другими сообщениями. 

В Липецкой области  не сложилось единой практики по вопросу  о том, требуется ли судебное решение  для истребования сведений о детализации  телефонных соединений. При этом сторонники необходимости судебного решения  указывают на то, что эти сведения относятся к охраняемой законом  тайне, что, на их взгляд, обязывает  получить решение суда.  

Федеральный закон  от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее —  Закон о связи) указывает на то, что сведения об абонентах и оказываемых  им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и  подлежат защите в соответствии с  законодательством РФ.  

К сведениям об абонентах  относятся: фамилия, имя, отчество или  псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента-юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуг связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента. 

Операторы связи  вправе использовать созданные ими  базы данных об абонентах для осуществления  информационно-справочного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения информации различными способами, в частности на магнитных  носителях и с использованием средств телекоммуникаций.  

При подготовке данных для информационно-справочного обслуживания могут быть использованы: фамилия, имя, отчество абонента-гражданина и его  абонентский номер, наименование (фирменное  наименование) абонента-юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.  

Сведения об абонентах-гражданах  без их согласия в письменной форме  не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для  оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.  

Предоставление третьим  лицам сведений об абонентах-гражданах  может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.  

Требование о соблюдении тайны связи содержится также  и в Правилах оказания услуг подвижной  связи (утв. Постановлением правительства  РФ от 25.05.2005 № 328) и в Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной  и международной телефонной связи (утв. Постановлением Правительства  РФ от 18.05.2005 № 310), в которых указано:  

«Оператор связи  обязан обеспечить соблюдение тайны  телефонных переговоров, передаваемых по сетям связи. Ограничение права  на тайну телефонных переговоров, передаваемых по сетям связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям связи телефонных переговорах  могут предоставляться только абонентам  или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.  

Сведения об абоненте-гражданине, ставшие известными оператору связи  в силу исполнения договора об оказании услуг телефонной связи (далее —  договор), могут использоваться оператором связи для оказания справочных и  иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного  согласия этого абонента, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами». 

Согласно ст. 63 Закона о связи:  

1. На территории  РФ гарантируется тайна переписки,  телефонных переговоров, почтовых  отправлений, телеграфных и иных  сообщений, передаваемых по сетям  электросвязи и сетям почтовой  связи.  

Ограничение права  на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных  федеральными законами.  

2. Операторы связи  обязаны обеспечить соблюдение  тайны связи.  

3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.  

4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.  

Таким образом, ознакомление с информацией, передаваемой по сетям  электросвязи, отнесено к тайне, охраняемой Законом о связи. При этом законодатель указал на необходимость судебного  решения для ее получения, оговорив, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами.  

Какими федеральными законами предусмотрена возможность  получения этих сведений без судебного  решения?  

До 2006 г. ни в одном  Федеральном законе не содержалось  таких положений, а комментарии  к данной статье Закона о связи  отсылали к Федеральному закону от 12.08.95 № 144–ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», который также не содержал норм, разрешающих сбор этих сведений без судебного решения. В июле 2006 г.2 в Закон о связи были внесены изменения, в которых прямо указано, что операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 64).  

Это согласуется  и с положениями ст. 1 Закона о  связи, в которой, в частности, указано, что целью этого закона является и создание условий для обеспечения  потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны  страны, безопасности государства и  обеспечения правопорядка. 

В связи с этим выдача информации о входящих и исходящих  звонках по мотивированному запросу  представителей органов, осуществляющих ОРД, без судебного решения не является нарушением действующего законодательства. 

Сказанное также  относится и к той ситуации, когда запрашиваются сведения об исходящих и входящих звонках  с телефона, похищенного у владельца. Очевидно, что тайна телефонных переговоров, сообщений, сведений о звонках потерпевшего в данном случае не нарушается, ибо телефон выбыл из обладания законного пользователя (чьи права охраняются законом) в результате преступных действий, а сам он, как правило, согласен в собственных интересах на получение такой информации и также может получить ее и самостоятельно без судебного решения и запроса оперативных и следственных работников. 

Ссылка противников  этой точки зрения на Определение  Конституционного суда от 02.10.2003 № 345-О, в котором с указанием на ст. 63 Закона о связи сказано, что  такие сведения относятся к охраняемому  Конституцией праву на тайну телефонных переговоров и сбор информации о  частной жизни, после внесения указанных  выше изменений в Закон о связи  представляется необоснованной. 

Защита сведений о частной жизни лица, к которым  можно отнести сведения о входящих и исходящих звонках, в данном случае обеспечивается секретным характером проводимых ОРМ, при которых исключается  распространение этих сведений произвольно, а сами результаты ОРД передаются следователю только после рассекречивания, причем с определенными ограничениями. При этом должны передаваться только сведения, имеющие доказательственное значение при расследовании преступления, которые уже исходя из положений  Закона РФ от 27.03.97 № 5485-1 «О государственной  тайне» не могут быть засекречены  и находятся под охраной закона. 

Порядок взаимодействия операторов связи с органами, осуществляющими  ОРД или обеспечение безопасности РФ, устанавливается Правительством РФ.  

Правительство РФ утвердило  Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД (Постановление  от 27.08.2005 № 538), которые вступили в  действие с 01.01.2006. Эти правила предусматривают, прежде всего, порядок взаимодействия оперативных служб с операторами  связи при проведении ОРМ с  использованием технических средств. Однако в этих же правилах указано  и на предоставление оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач. 

Правила предусматривают, что органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами  связи при проведении в рамках ОРД оперативных мероприятий, связанных  с использованием технических средств, в том числе в интересах  других уполномоченных органов. 

При отсутствии у органов федеральной службы безопасности необходимых оперативно-технических возможностей для проведения ОРМ, связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия осуществляют органы внутренних дел, являющиеся уполномоченными органами, в том числе в интересах других уполномоченных органов. 

Оператор связи  обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее — базы данных).  

Какая информация может  передаваться органам, осуществляющим ОРМ, согласно этим Правилам? 

Базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: —  фамилию, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом  указанного документа, — для абонента-гражданина; 

— наименование (фирменное  наименование) юридического лица, его  место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в  котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты  основного документа, удостоверяющего  личность, 

— для юридического лица; — сведения баз данных о  расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике3 и платежах абонентов. 

Информация о работе Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности